Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А рабские Эмираты выбирают председателем совета эмиратов 1-го из монархов.






 

7. Понятие и классификация форм государственного устройства. Унитарное государство. Автономия в государстве

 

Понятие территориально-политического устройства государ­ства, с позиций международно­го права: говорится о суше, внутренних водах, о 12-мильной полосе тер­риториального моря у берегов страны, континентальном шельфе, воз­душном столбе над этими сухопутными и водными пространствами на практически досягаемую высоту.

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им.

Классификация форм территориально-политического устрой­ства государства. Традиционно различаются две основные формы тер­риториально-политического устройства государства: унитарное и феде­ративное государство. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть не­которые конституционно-правовые элементы, и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет).

Унитарное государство — это единое государство, состоящее не из государст­венных образований (штатов и т.д.), хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из админи­стративно-территориальных единиц — областей, провинций, губер­ний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние — на общины, коммуны. Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. В отдельных очень мелких государствах (например, в Науру и Тувалу в Океании, население каждого из которых не достигает 10 тыс. человек) вообще нет административно-территориального деле­ния, в одних странах оно двухзвенное (например, области и общины в Болгарии), в других — четырехзвенное (регионы, департаменты, райо­ны, общины во Франции). Наиболее распространено деление типа об­ласть — район — община. В федеративных государствах административно-территориальное де­ление — это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем соста­ве только один уровень административно-территориальных единиц — общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена — районное и общинное. Формы унитарных государств. По степени централизации принято различать централизованные, де­централизованные и относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья администра­тивно-территориального деления, включая общинное звено и иногда даже деревни, назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кан­дидатур, предложенных местным собранием, местным представитель­ным органом. в децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созыва­ются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобрита­ния, штаты США, провинции Канады и др.

Относительно децентрализованное унитарное государство харак­теризуется тем, что в высших звеньях административно-территориаль­ного деления (обычно кроме районного звена) есть два органа: назначен­ный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) — пред­ставитель государственной власти и избранный населением совет — орган местного самоуправления.

Существуют и другие союзы и содру­жества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.). Формой территориально-политической организации государствен­ности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств.

Атономия в консти­туционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), не­скольким частям'(двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молда­вии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах пред­полагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Виды автономии. Три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная. Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этни­ческие группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (на­пример, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательно­го голоса) при некоторых центральных органах государства. Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется опре­деленная доля мест в государственном аппарате, а государственные слу­жащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Территориальная автономия обычно бывает национально-территори­альной или этнотерриториальной (первое название в литературе зару­бежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерритори-альная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы нацио­нально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: полити­ческая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые при­знаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законода­тельства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в кон­ституции, например в Италии, или определяется специальным законом:

в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г.). Иногда ей принад­лежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий.

 

8. Понятие и классификация форм государственного устройства. Федеративное устройство. Конфедерация.

 

Понятие территориально-политического устройства государ­ства, с позиций международно­го права: говорится о суше, внутренних водах, о 12-мильной полосе тер­риториального моря у берегов страны, континентальном шельфе, воз­душном столбе над этими сухопутными и водными пространствами на практически досягаемую высоту.

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им.

Классификация форм территориально-политического устрой­ства государства. Традиционно различаются две основные формы тер­риториально-политического устройства государства: унитарное и феде­ративное государство. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть не­которые конституционно-правовые элементы, и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет).

Федерация: понятие и признаки.

'Это сложное государство, составными частями федерации являются государства-члены или государственные образова­ния. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Большинство федераций — крупные и средние государства, в кото­рых в совокупности проживает около трети населения Земли. Среди них есть мощные в экономическом отношении страны (Германия, США и др.), небольшие государства с высоким уровнем развития (Австрия, Бельгия и др.), но есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия). Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации. Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мекси­ке — все штаты). В отличие от автоно­мии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов. Субъекты федераций создают свои парламенты. Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными. Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, не­зависимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 — в Бразилии), или неравное, которое зависит от численнос­ти населения, хотя и не пропорционально ему (например, от 3 до 6 от каждой земли в Германии). Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные обра­зования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ — столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США федеральные территории (напри­мер, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно это прибреж­ные острова, которые не населены или население которых имеет пере­менный состав — служба маяков, метеостанций и т.д.). Составные части федераций, не являющиеся субъектами, своих кон­ституций не имеют. Размежевание предметов ведения федерации и ее субъектов. Первый способ состоит в том, что консти­туция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов. Второй способ размежевания предметов ведения заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федера­ции, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. При третьем способе конституции устанавливают две сферы компе­тенции: федерации и ее субъектов (Аргентина, Канада и др.). Четвертый способ размежевания предметов ведения состоит в том, что указываются три их сферы: компетенция федерации, ее субъектов и совместная компетенция федерации и субъектов. Сфера совместной ком­петенции часто называется в конституциях и теории совпадающей, кон­курирующей компетенцией.

Конфедерация временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

Признаки:  отсутствие единой территории;  неограниченное право выхода из союза; зависимость центрального правительства от правительств независимых государств, поскольку оно содержится на их средства;  формирование финансовых средств на общие цели из взносов членов союза; общее командование вооруженными силами конфедерации;  юридическое равноправие всех членов, но реальная приоритетная роль в конфедерации государства, с его более высоким военно-экономическим потенциалом, а, следовательно, конфедерация не государство как таковое.

 

9. Понятие политического режима. Политико-правовая характеристика демократии

 

Пол реж.- совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Различаются три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.

 

Демократический политический режим: характерные черты и виды.

Различаются три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Различные разновидности демократического государственного ре­жима могут существовать в капиталистическом обществе. На практике до сих пор демократический режим был свя­зан с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики. С точки зрения конституционного права демократический государ­ственный режим характеризуется следующими чертами:

1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про­ведения иной политики;

2) политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных выс­ших органов государства (парламента, главы государства) путем всеоб­щих и свободных выборов гражданами;

3) разделение властей;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государствен­ной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства;

5) свобода пропаганды любой политической идеологии.

 

10. Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим. Авторитарный политический режим.

 

Пол реж.- совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Различаются три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.

тоталитарное государство как разновидность буржуазного государства с открытой террористической диктатурой наиболее реакционных империалистических элементов. Тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и фашистская Италия. тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации. Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный (властный) режим, как и демократический, может существовать в условиях различного общественного строя. С позиций конституционного права авторитарный режим характе­ризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан признаются в ограничен­ном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан (партиципации) в определении государственной поли­тики, не предоставляет некоторым оппозиционным партиям права дейст­вовать легально.

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства по конституции должны про­исходить на основе выборов, но сам выбор партий избирателями, как мы видели, ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов под­чинены харизматическому принципу или организуются таким образом, что президент становится, по существу, бессрочным:

3) разре-шаются только некоторые организации, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, которое подвергается «чистке» в парламенте, права политической оппозиции нарушены, ее издания под­вергаются цензуре.

4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства втор­гаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контро­лем исполнительной власти.

 

11. Избирательное право и избирательные системы. Избирательный процесс и его основные стадии

 

Понятие и принципы избирательного права.

Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а так же решений судов.

Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом государстве является стройная, четко разработанная система конституционно-применительных нормативных актов.

В любом государстве правовое положение личности во многом определяется экономической основой соответствующего государства.

Все конституционные права и свободы принято делить на несколько групп, одной из которых являются «политические права и свободы». Именно в эту группу входит избирательной право.

Важнейшим политическим правом является избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность учавствовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей или самому быть избранным.

Правом избирать наделяется гражданин достигший совершеннолетия (обычно 18 лет), и обладающий другими х-ными признаками которые позволяют ему голосовать.

Для кандидатов тоже существуют и устанавливаются специальные критерии отбора, такие как возраст, депутаты с 21, верхней палаты с 30, президентом с 35 или 40 лет. Так же он должен быть гражданином данной страны, и проживать на ней (в последнее время) не менее орпеделенного количества времени (напр: 7 лет).

 

Избирательный процесс.

Выборы это важнейший инструмент легитимности гос. власти. Выборы гос. органов бывают: всеобщими (навсей территории гос-ва), и региональными;

Прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвенными (выбираются выборщики, кот. после избирают) и многостепенными. Порядок выборов регулируется многочисленными нормами, в совокупности составляющими институт выборов-систему норм, регулирующих процесс избрания кандидатов представительные органы и на выборные гос. должности.

Процесс избрания состоит из определенных этапов. Первый этап это назначение выборов. Дата может быть установлена конституцией. Следующий этап, это создание избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная огитация. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до выборов, но официальное выдвижение и регистрация кандидатов начинается со дня, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе.

Следующий важный этап это голосование. Оно может быть очным, когда избиратель сам является в избир.ком и заочным, когда его волю реализуют другие лица - голосовыание по доверенности. После проведения голосования происходит подсчет голосов и объявляется победитель.

 

 

12. Референдум: понятие, сущность, конституционно-правовое регулирование

 

Референдум (от латинского – должное быть сообщенным) – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.

 

Наряду с референдумом часто употребляются такие термины, как плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение, всенародное голосование. Однако всенародное голосование означает голосование не всех граждан государства, а лишь тех, кто обладает избирательным правом.

 

Референдум является средством непосредственной демократии и имеет преимущества перед представительной демократией, но не следует переоценивать его значение т.к. вопросы, выносимые на референдум не всегда бывают доступны для рядовых избирателей, и они не всегда могут просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Поэтому проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы, разъяснения правовых последствий и формулы референдума.

 

В разных странах по-разному относятся к проведению референдума, например, он вовсе не используется во многих мусульманских странах, он ни разу не проводился в США на федеральном уровне, зато в Швейцарии он проводился на федеральном уровне более 400 раз.

 

Для проведения референдума закон устанавливает определенные условия:

  1. Инициатива может исходить только от некоторых высших ОГВ, определенного числа депутатов, установленного законом числа граждан.
  2. Вопрос, выносимый на референдум называют формулой референдума. Несколько вопросов редко выносятся на референдум. Это может быть вопрос, предполагающий положительный или отрицательный ответ или дающий возможность выбрать из нескольких вариантов.
  3. Не могут выноситься на референдум вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, вопросы, ответ на которые известен, вопросы о бюджете, амнистии, кадровые вопросы, о здоровье и безопасности населения.
  4. Может проводиться 2 раза по одному и тому же вопросу только через определенный промежуток времени (В Испании – 3 года).

 

Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии, агитация, подведение итогов). Голосование осуществляется только с помощью официальных бюллетеней.

 

Как правило, референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них положительно ответило на вынесенный вопрос. Иногда, однако необходимо 2/3 или ¾.

 

Избиратели вправе подавать жалобы на действия избирательных комиссий, но право опротестовывать результаты предоставляется только политическим группировкам.

 

Виды:

· Общегосударственный и местный

· Обязательный и факультативный

· Конституционный (проект конституции) и обыкновенный

· Допарламентский, постпарламентский, внепарламентский.

· Утверждающий и отменяющий

· Решающий и консультативный

Классификации многочисленны и часто переплетаются между собой.

 

13. Понятие и социальное назначение политических партий. Партийные системы, их особенности в различных странах. Неполитические организации.

 

Политическая партия – один из видов общественных объединений, имеющий целью участие в управлении делами государства. С одной стороны это общественная организация, а с другой – носит декларированный политический характер.

Политическая партия – это добровольная постоянно действующая общественная организация, объединяющая граждан на основе общности их политических взглядов и убеждений и преследующая цели по решению масштабных политических задач путем открытой борьбы за власть.

Основной партийный документ – программа партии.

Социальная база партии – поддерживающие ее слои населения.

Электорат – все избиратели (сторонники и случайные избиратели.)

Руководящий орган – съезд. Местные партийные органы строятся по территориальному принципу. Члены партии имеют билет или карточку, подчиняются партийной дисциплине. Часто при партиях создаются аналитические или исследовательские центры.

По социально-политической сущности:

· Консервативные (правые). Отстаивают интересы производителей, предпринимателей, снижение налогов, ограниченное вмешательство государства.

· Социал-демократические (левые). Отстаивают интересы наемных работников. За вмешательство государства, сильный государственный сектор экономики. В центре – решение социальных проблем. Коммунистическая партия тоже на левом фланге.

· Центристские (либералы). Рыночная экономика, саморегуляция, государство лишь поддерживает порядок

Так исторически рассаживались партии во Французском парламенте в революционные годы. Можно выделить крайне левые, крайне правые, правоцентристские и левоцентристские.

Эта классификация не является исчерпывающей, можно также выделить: демократические (действуют в рамках К, с уважением относятся к оппозиции), радикальные (способные пожертвовать демократией, склонные к авантюрам), экстремистские (используют незаконные методы), конфессионные (на основе веры), клерикальные (претендуют на идеологический контроль = религиозные радикалы.), националистические, партия зеленых.

Партийные системы:

1. многопартийные. Имеет преимущества: более открытая и демократичная позиция, разнообразие идей и концепций. Может быть система с доминирующей партией и без нее, а также «блоковые» т.е. существует 2 противостоящих блока.

2. двухпартийные. преобладающая партия формирует Правительство, а другая переходит в оппозицию. Партий может быть и больше, например в Англии партий много, а правительство по очереди формируют консерваторы и лейбористы.

3. однопартийные. Приводит к диктатуре, убивает непосредственную демократию, разрушает гражданское общество, разрушает институт прав и свобод.

 

14. Институт конституционных прав и свобод граждан ЗС: общая характеристика, основные виды. Конституционные гарантии прав и свобод, ограничение прав и свобод

Конституционные права и свободы – зафиксированные в К возможности человека, представляющие для него наибольшую значимость.

Права человека принадлежат ему от рождения, а права гражданина – в силу принадлежности к государству (гражданства).

Позитивный способ формирования – субъект имеет право совершить какие-либо действие.

Негативный – запрет совершения деяний, нарушающих права.

Виды:

  1. По субъекту: права человека и гражданина.
  2. коллективные и индивидуальные.
  3. гражданские, личные, политический, экономические, социальные.

Гарантии – юридические средства, обеспечивающие их реализацию и защиту.

Во многих К существуют ограничения прав и свобод. Это связано с тем, что интересы людей м. противоречить друг другу, интересам общества и государства. Бывают общие (на все права и свободы) и специальные (на отдельные, например, несовместимость депутатского мандата и государственной должности, недопустимость проникновения в жилище). Допускаются только в пределах, допускаемых К.

Особые виды - ограничения в условиях ЧС и военного положения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал