Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивация трудовой деятельности
Человек - важнейший ресурс производства; эффективность использования всех остальных видов ресурсов определяется квалификацией и мотивацией человека-работника. Трудовая деятельность предполагает наличие тех или иных мотивов, побуждающих стимулов, обычно весьма дифференцированных для разных индивидов и социальных групп. В настоящее время развиваются два направления теоретических интерпретаций трудовой мотивации. Содержательные теории решают вопрос о том, какие потребности человека рождают мотивы его поведения. Процессуальные теории изучают мотивы с позиций восприятия человеком окружающей его трудовой сферы. Наиболее разработанными являются процессуальные теории мотивации, прежде всего теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Согласно теории ожиданий, коль скоро разные люди обладают неодинаковыми потребностями, то и конкретное вознаграждение они оценивают по-разному. Следовательно, руководство организации обязано сопоставлять предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и стремиться к тому, чтобы здесь достигалось соответствие. Качество трудовой жизни - та степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности в результате их работы в этой организации. С позиций теории справедливости люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям. Кроме того, они соотносят его с вознаграждением других участников трудовой деятельности, выполняющих аналогичную работу. Основной вывод для практики управления состоит в следующем: до тех пор, пока люди не начнут считать получаемое ими вознаграждение справедливым, они будут трудиться менее интенсивно. Восприятие и оценка справедливости носят, разумеется, относительный, а не абсолютный характер. Стимул к сопоставлению - стремление индивида к сравнительной оценке своих доходов по таким критериям, как а) затраченный для получения данного дохода труд и его условия; б) соотношение размера дохода с информацией о встречном предложении доходов и услуг; в) доходы других людей. Люди сравнивают оплату своего труда с оплатой выполняющих аналогичную работу сотрудников своей или других организаций. И если сравнение оказывается не в пользу первых, " обделенные" начинают работать с падающей производительностью, что в дальнейшем с неизбежностью негативно сказывается на оплате. Предотвратить такой ход событий помогает внесение полной ясности в порядок и алгоритмы определения размеров оплаты труда - с тем, чтобы они были априори известны и понятны каждому работнику. Комплексный подход, объединяющий элементы теории ожидания и теории справедливости, представлен в упомянутой модели Портера - Лоулера. Согласно последней, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень же приложенных усилий зависит как от самого уровня вознаграждения, так и от степени уверенности в том, что он окажется реально обусловленным и справедливым. Теория Портера - Лоулера предполагает установление жесткого соотношения между вознаграждением и результатами. Практические данные подтверждают точку зрения о том, что высокая результативность труда является не предпосылкой полной им удовлетворенности, а ее следствием. Модель Портера - Лоулера внесла основной вклад в современное понимание трудовой мотивации, установив, что последнюю неверно рассматривать как " рядовой" элемент или нечто " одноплоскостное". Эта модель показывает, насколько важно увязывать такие феномены, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, его восприятие и удовлетворенность трудом в рамках единой системы трудовой мотивации. В ряду теоретических характеристик последней значительный интерес представляет и сравнение структуры имеющихся у работника мотивов к труду с тем, каковы компоненты поручаемого ему задания. Наибольший эффект возникает в том случае, когда структура компонентов задания в максимальной степени соответствует структуре мотивов работника; при несогласованности же мотивов и задач мотивационные ресурсы остаются неиспользованными. Конечно, полного соответствия между двумя названными структурами достичь на практике весьма сложно. Однако это соотношение все же не есть нечто жестко застывшее. Как отмечается в современных исследованиях, мотивы у человека могут модифицироваться и даже в определенной степени адаптироваться к характеру поставленных перед ним производственных задач (например, сотрудник, которого поначалу пугала его собственная ответственность за порученное дело, может быстро освоиться и получать удовольствие от своей новой функциональной роли).
|