Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деньги как объект психологических исследований






Понятие «деньги» имеет для сегодняшних россиян особое значение. Не только потому, что их у большинства населения относительно мало, а соблазнительных возможностей траты прибавилось невероятно. Само понимание данного инструмен­та стало для нас сложнее, многограннее. Наше прежнее, чисто экономическое представление о нем все больше облекается тонкой психологической тканью.

Чтобы яснее разобраться с этим, обратимся сначала к исто­рической стороне дела. Оказывается, психологические элемен­ты в денежном мире возникли еще на заре его формирования. Исследования ряда экономистов, например Ф. Приора, показа­ли, что первоначально в отношении денег доминировала не столько рациональная, сколько эмоциональная реакция чело­века. Предположительно, сначала деньги выполняли функ­ции украшения, обозначения статуса, подачи определенных сигналов. Их коммерческое использование сложилось в более развитом обществе.

Психологическую природу современных денег можно уви­деть в разногласиях, которые существуют по отношению их оп­ределения. Тот факт, что на протяжении последних 150 лет дефи­ниция денежного феномена не сложилась как нечто абсолютно четкое и однозначное, принимаемое всеми экономистами, под­тверждает роль субъективного фактора в толковании данного вопроса. Сопоставим, к примеру, два определения. К. Маркс: «Деньги — особый товар, играющий роль всеобщего эквивален­та». Р. Липси: «Деньги — любое общепризнанное средство об­мена, все, что угодно, что будет принято фактически всеми в обмен на товары и услуги». Как видим, второе определение добавило существенную долю психологического подхода в по­нимание данной категории.

Современное исследование денежной загадки все больше привносит в научный оборот новый взгляд: данный экономиче­ский элемент связан не только с чисто рациональной основой. Несмотря на то, что по своей природе деньги как уже сложив­шееся явление появились именно для наведения разумного по­рядка (сумбурному процессу обмена следовало придать урав­новешенный, четко соподчиненный характер). Специалисты все чаше высказывают мнение, что сам процесс экономиче­ского анализа, осуществляемый через денежные показатели, имеет неустойчивую основу. Это впервые было подробно показано в работах немецкого экономиста Шмельдерса. Ценность одной и той же денежной единицы психологиче­ски воспринимается разными людьми по-разному. Более того, один и тот же человек ценит это благо не всегда оди­наково. В связи с этим в науке появился даже специальный термин «денежная иллюзия», подчеркивающий несовпадение образа денежной суммы в сознании человека и ее реальной значимости в экономике.

Среди сложившихся подходов к психологической оценке де­нежного инструмента принято выделять четыре относительно самостоятельных варианта:

1. Интерпретация денег с точки зрения восприятия их на
различных этапах жизни человека.

2. Психоаналитическое толкование денег в качестве своего рода отходов от функционирования экономического организма.

3. Рассмотрение денег в качестве символического средства обмена.

4. Характеристика денежного феномена на основе одного из принятых в психологии подходов, связанных с обу­чающим эффектом.

Среди названных вариантов наибольший интерес представ­ляет последний, который мы и рассмотрим. Согласно данной позиции деньги для человека выступают в роли общего стиму­лирующего начала как некая общая потребность. При этом она (в отличие от естественных, биологических потребностей) име­ет вторичную природу, так как человек ей должен обучиться. Ее особые свойства проявляются в возможности как бы ох­ватывать все другие потребности. С помощью денег человек способен удовлетворить большую совокупность своих при­родных, первичных потребностей и желаний (еда, защита, безопасность), а также широкую гамму вторичных, связан­ных с культурными, социологическими и прочими запроса­ми (например, потребности в признании, в успехе, в облада­нии властью и т.д.).

По сути, удовлетворение спроса на деньги создает возмож­ность реализовать большинство желаний и запросов, систематизированных американским социальным психологом А. Маслоу в ви­де «пирамиды потребностей». В рамках данной графической структуры деньги также могут выглядеть как один из срезов по­требностей. В то же время универсальность этого вида желаний состоит в возможности одновременного решения задач по от­ношению к другим запросам человека. Однако имеется инте­ресная психологическая деталь. Помогая человеку удовлетво­рять одни потребности, деньги автоматически усиливают другую - нужду в самом «желтом металле». Этот процесс переплетает­ся с понятием независимости личности. Так, одна из типичных потребностей человека, - чувство его безопасности. На оплачиваемой основе, например, он может создать для себя ситуа­цию своей защищенности. Однако при этом независимость от одних обстоятельств приобретается ценой роста зависимости от других, т.е. от денег.




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал