![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деньги как объект психологических исследований
Понятие «деньги» имеет для сегодняшних россиян особое значение. Не только потому, что их у большинства населения относительно мало, а соблазнительных возможностей траты прибавилось невероятно. Само понимание данного инструмента стало для нас сложнее, многограннее. Наше прежнее, чисто экономическое представление о нем все больше облекается тонкой психологической тканью. Чтобы яснее разобраться с этим, обратимся сначала к исторической стороне дела. Оказывается, психологические элементы в денежном мире возникли еще на заре его формирования. Исследования ряда экономистов, например Ф. Приора, показали, что первоначально в отношении денег доминировала не столько рациональная, сколько эмоциональная реакция человека. Предположительно, сначала деньги выполняли функции украшения, обозначения статуса, подачи определенных сигналов. Их коммерческое использование сложилось в более развитом обществе. Психологическую природу современных денег можно увидеть в разногласиях, которые существуют по отношению их определения. Тот факт, что на протяжении последних 150 лет дефиниция денежного феномена не сложилась как нечто абсолютно четкое и однозначное, принимаемое всеми экономистами, подтверждает роль субъективного фактора в толковании данного вопроса. Сопоставим, к примеру, два определения. К. Маркс: «Деньги — особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента». Р. Липси: «Деньги — любое общепризнанное средство обмена, все, что угодно, что будет принято фактически всеми в обмен на товары и услуги». Как видим, второе определение добавило существенную долю психологического подхода в понимание данной категории. Современное исследование денежной загадки все больше привносит в научный оборот новый взгляд: данный экономический элемент связан не только с чисто рациональной основой. Несмотря на то, что по своей природе деньги как уже сложившееся явление появились именно для наведения разумного порядка (сумбурному процессу обмена следовало придать уравновешенный, четко соподчиненный характер). Специалисты все чаше высказывают мнение, что сам процесс экономического анализа, осуществляемый через денежные показатели, имеет неустойчивую основу. Это впервые было подробно показано в работах немецкого экономиста Шмельдерса. Ценность одной и той же денежной единицы психологически воспринимается разными людьми по-разному. Более того, один и тот же человек ценит это благо не всегда одинаково. В связи с этим в науке появился даже специальный термин «денежная иллюзия», подчеркивающий несовпадение образа денежной суммы в сознании человека и ее реальной значимости в экономике. Среди сложившихся подходов к психологической оценке денежного инструмента принято выделять четыре относительно самостоятельных варианта: 1. Интерпретация денег с точки зрения восприятия их на 2. Психоаналитическое толкование денег в качестве своего рода отходов от функционирования экономического организма. 3. Рассмотрение денег в качестве символического средства обмена. 4. Характеристика денежного феномена на основе одного из принятых в психологии подходов, связанных с обучающим эффектом. Среди названных вариантов наибольший интерес представляет последний, который мы и рассмотрим. Согласно данной позиции деньги для человека выступают в роли общего стимулирующего начала как некая общая потребность. При этом она (в отличие от естественных, биологических потребностей) имеет вторичную природу, так как человек ей должен обучиться. Ее особые свойства проявляются в возможности как бы охватывать все другие потребности. С помощью денег человек способен удовлетворить большую совокупность своих природных, первичных потребностей и желаний (еда, защита, безопасность), а также широкую гамму вторичных, связанных с культурными, социологическими и прочими запросами (например, потребности в признании, в успехе, в обладании властью и т.д.). По сути, удовлетворение спроса на деньги создает возможность реализовать большинство желаний и запросов, систематизированных американским социальным психологом А. Маслоу в виде «пирамиды потребностей». В рамках данной графической структуры деньги также могут выглядеть как один из срезов потребностей. В то же время универсальность этого вида желаний состоит в возможности одновременного решения задач по отношению к другим запросам человека. Однако имеется интересная психологическая деталь. Помогая человеку удовлетворять одни потребности, деньги автоматически усиливают другую - нужду в самом «желтом металле». Этот процесс переплетается с понятием независимости личности. Так, одна из типичных потребностей человека, - чувство его безопасности. На оплачиваемой основе, например, он может создать для себя ситуацию своей защищенности. Однако при этом независимость от одних обстоятельств приобретается ценой роста зависимости от других, т.е. от денег.
|