Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реакция на отток денег ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Важной психологической характеристикой является отношение людей к факту сокращения имеющихся у них денег. В целом этот процесс сопряжен с падением экономических стимулов в жизни и, следовательно, с уменьшением круп потребностей. Однако у разных групп людей реакция на отток денег из их рук в другие (на законной основе) может быть различной. Она зависит от целого ряда обстоятельств. Например, от типа личности. Для скупых по своему характеру людей уход денежных средств рождает негативную реакцию похожую на состояние, получаемое человеком во время уплаты штрафа. Для людей же другого склада (особенно со
склочностью к мотовству) потеря денег не связана с особым сожалением, не является сильно действующим тормозящим фактором их деятельности. Немалое значение имеет способ зарабатывания денег. Расставание с легко заработанными суммами, полученными в наследство или в связи с неожиданными обязательствами, психологически происходит сравнительно легче и проще. На психологическое восприятие оттока денег влияет также характер окружающей обстановки. Например, в условиях отпуска, рождественских и новогодних праздников, на различного рода торжественных мероприятиях с деньгами расстаются заметно проще, чем это обычно принято. Реакция в отношении денег зависит и от того, в каком ролевом положении находится тот или иной человек. Так, приглашение других людей к себе в гости, раздача подарков приводит человека в состояние, при котором теряется традиционное отношение к ценности денег. Расставание с доходами происходит относительно просто. Эмоции в связи с уходящими из рук деньгами зависят и от их внешней формы. Согласно исследованиям П. Вебли, металлические деньги, как правило, ценятся ниже бумажных купюр. Замечено, например, что случайное повреждение ассигнации вызывает у ее владельца чувство досады. Потеря или отдача кому-либо равноценной суммы денег в металлической форме негативных эмоций обычно не рождает. Отчасти такая реакция человека объясняется заложенной в подсознании условной реакцией: металлические деньги ассоциируются с мелкими суммами, бумажные - с крупными. Укажем в связи с этим на один любопытный парадокс. Согласно данным исследований Дж. Брунера и К. Гудмана, металлические монеты воспринимаются детьми на более высоком ценностном уровне, чем они на самом деле являются. Этот разрыв (между восприятием и реальностью) варьируется и в наибольшей степени выражен, когда дети представляют собой наиболее бедные слои населения. Оценка металлических денег в немалой степени зависит и от состояния инфляции в стране. Рост цен еще больше подрывает доверие к денежному металлу. Россиянам хорошо знакома эта ситуация: даже относительно крупные монеты (50 руб.) часто избегали принимать обслуживающие их продавцы на рынках. Самим же покупателям, наоборот, гораздо приятнее расплачиваться именно металлической монетой. Чувство убытка для своего кошелька при этом у них явно ниже. Подсознательно человек на более высоком уровне оценивает денежную купюру с высокой нарицательной стоимостью. Ему психологически легче расплатиться (т.е. отдать из своих рук) деньги в форме совокупности мелких денежных знаков, нежели сделать то же самое с помощью «дорогой» купюры, обозначающей ту же сумму. «Эффект спокойствия» в случае отдачи денег возрастает и по мере использования более абстрактных форм денег. Например, использование кредитных карточек или безналичных расчетов уменьшает «ощущение штрафа». Причина ясна: при этом исчезает непосредственный и прямо наблюдаемый отток денег из одних рук в другие. Исследователями замечено, что люди гораздо охотнее отдают при расчетах старые (изношенные) деньги и с гораздо меньшей радостью новые. Иная реакция проявляется в том случае, если в стране выпущены новые купюры того же достоинства, но в ином графическом исполнении. Тогда у всего населения (особенно у представителей старшего поколения) определенное время сохраняется некоторая сдержанность при их использовании. Например, это продемонстрировал опыт замены денежных знаков в США и ФРГ. Немецкие домохозяйки прямо признавались, что им гораздо приятнее получать сдачу при покупках в магазинах прежними, хорошо знакомыми и, кстати, графически великолепно выполненными денежными купюрами. Резюмируя изложенные результаты эмпирических исследований, отметим следующее. Конечно, приведенные факты не следует считать основой для широкомасштабных теоретических выводов. Можно также допустить, что методы анализа поведения человека в мире денег скорее высвечивают ошибки в системе его оценок, чем говорят о подлинном отношении индивида к деньгам. Но тем н„ менее, ознакомление с данными явлениями в системе «человек -- деньги» не только интересно, но и практически полезно как для самих домашних хозяйств, так и для государства, вынужденного периодически корректировать и совершенствовать свою денежную систему. Обобщенный, выраженный в графической форме итог рассматриваемых аспектов можно выразить в форме структурно-логической схемы (см. рис. 3.1).
|