![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология доходов
Понятие «доход» возникло в обществе благодаря осознанию человеком категории «деньги». В более ранние периоды истории все то, что он получал в свое распоряжение, имело натуральный характер и воспринималось им как нечто конкретно-осязаемое. Денежная оболочка имущества позволила понять его в абстрактной форме как нечто обобщенное. Однако при этом термин «доходы» используется человеком в основном как теоретическое понятие, в прикладном же плане под доходами мыслится в основном сумма денег как таковая. С точки зрения экономической науки доходы представляют собой достаточно сложную категорию. Существует несколько подходов к их анализу: экономический, социологический, психологический. В первом случае доходы преимущественно рассматриваются с позиции их использования. Они представляют собой основу первичной покупательной способности. Согласно кейнсианской концепции доходы выражают собой сумму, предназначенную на приобретение потребительских благ и для осуществления накопления. С социологической точки зрения доходы выступают одним из факторов, обозначающих статус личности. Психология же отмечает преимущественно ту сторону получаемых благ, которая играет роль символов для внутреннего и внешнего обозначения: самооценки, социального признания в обществе. Обратимся более подробно к классификации параметров, отражающих процесс получения доходов и его восприятие человеком. При этом отметим, что многое в индивидуальном подходе зависит от степени развития данного общества, от характера сложившейся системы общекультурных ценностей. 1. Значительная часть людей, достигая определенного, достаточно высокого жизненного стандарта, нацеливает свои желания на удовлетворение более высоких потребностей (выраженных уже в духовных, а не материальных, денежных аспектах). 2. В процессе развития общества доходы постепенно все меньше рассматриваются людьми лишь как «покупательский фактор». Все ярче в них проглядывает так называемый «эффект общественного резонанса». Получаемые суммы средств прежде всего свидетельствуют о социальном престиже личности. При этом восприятие доходов в данном качестве различается у мужчин и женщин. Для работающих по найму мужчин получаемые ими доходы гораздо выше оцениваются как сигнал об их иерархической ступени, социальном статусе. Более спокойно в 3. Самостоятельный аспект психологической реакции вызывает у человека характер получения своих доходов. Влияние оказывает ритм, частота получения средств (ежемесячно, еженедельно, ежедневно), уровень доходов (высокий или низкий), а также постоянность поступления доходов. 4. Рассматривая проблему ожидания, в расчет берут такие аспекты, как позитивные или негативные реакции, оптимистические или пессимистические, с чувством надежды или без нее. 5. Проявление «стимула к сопоставлению» заложено в подсознании человека отчасти самой природой, но в значительной мере развивается благодаря человеческому сознанию. Применительно к рассматриваемой проблеме речь идет о стремлении индивида к сравнению своих доходов с рядом других величин. Во-первых, индивид сопоставляет полученные им суммы с заложенными в его памяти воспоминаниями о своем затраченном труде, о его условиях. Отметим, что результат данного компаратива бывает обычно эмоционально негативным. Во-вторых, сравнение охватывает два параметра: размер дохода и информацию о встречном предложении товаров и услуг. В условиях дефицитной экономики этот вариант сопоставлений не рождал резко отрицательной реакции по отношению к доходам. Постепенный переход России к рыночному варианту и стремительное нарастание предлагаемых благ изменило ситуацию. Потребительский рынок насыщается заметно быстрее повышения средней заработной платы в стране, что повышает эмоциональное раздражения у многих слоев населения. Новые представления о возможных товарах и услугах заметно расширили наши потребности, в течение многих десятилетий находившиеся в замороженном состоянии. В-третьих, происходит «взвешивание» своих доходов и выручки других людей. Жизнь показывает особую болезненность переживаний многих людей при «неудачном» для них варианте данного сопоставления. Вполне понятно, что данная реакция обусловлена таким понятием, как «зависть». Степень развития данного чувства в национальном менталитете во многом зависит от уровня экономического развития, исторических традиций, сложившейся идеологии. Особенностью проявления данной реакции является то, что она нередко порождает эффект «групповой общности», т.е. коллективной реакции, и приводит зачастую к конфликтам в процессе распределения. Такая эмоциональная согласованность возникает в социальных группах работающих по найму, среди налогоплательщиков. Субъективное чувство потери возникает, когда сравнение показывает, что обстоятельства складываются «не в твою пользу», а лежащий в основе принцип распределения кажется несправедливым и противозаконным. В характере воспринимаемого неравенства в распределении доходов многое зависит и от того, какую основу сложившегося дисбаланса в получении средств видит данный индивид (или социальная группа). Причину он может находить либо в себе самом (недостаточная эффективность своего труда, невысокая ответственность), либо в других обстоятельствах, например, считать виновным за данную несправедливость все общество. Степень реакции индивида на данные сравнения может быть разной. Она зависит от обстоятельств, например, от воспринимаемого размера относительных потерь. Имеет значение и возможность контроля за процессом распределения и внесения в него необходимых изменений. Исследования Т. Гурра о взаимосвязи между индексом денежных потерь работников (т.е. уменьшения их доходов) и степенью политического неспокойствия показывают: размер относительной потери - необходимый, но, как правило, недостаточный фактор для возникновения социального конфликта. Более сильную роль играют такие процессы, как систематически воспроизводимые ожидания, сменяющиеся затем разочарованиями. Данный вариант эмоциональной обстановки, ведущий к социальным конфликтам, исследован Дж. Дэвисом, занимавшимся проблемой изучения социальных возмущений и написавшим работу «Теория революции». На характер реакции человека по поводу дифференциации в доходах большое влияние оказывает сложившаяся в обществе система ценностей, привычек, своего рода идеология жизни. Под этим началом складывается и стратегия преодоления возникающих у человека проблем. Например, присущая американцам уверенность в достижении успеха покоится на принципе, что каждый должен быть кузнецом своего счастья. Изначально в обществе все имеют равные шансы.
|