Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Конкуренция:теория и практикаСтр 1 из 81Следующая ⇒
Конкуренция: теория и практика
Учебно-практическое пособие Содержание
Предисловие
Глава 1. Что изучает теория конкуренции? 1.1. Роль конкуренции в рыночной экономике. 1.2. Фирма и ее место на рынке. 1.3. Рынок и рыночные ниши. 1.4. Определение рыночной конкуренции.
Глава 2. Конкурентоспособность и методы ее достижения. 2.1. Ценность товара для потребителя. 2.2. Принцип компенсации. 2.3. Поле стратегий. 2.4. Цикл жизни фирмы.
Глава 3. Фирмы-львы, фирмы-слоны и фирмы-бегемоты: плюсы и минусы гигантизма. 3.1. База и границы эффективности крупного производства. 3.2. Стратегия обслуживания массового спроса. 3.3. Стратегия подавления конкурентов. 3.4. От «льва» к «бегемоту»: (эволюционный путь виолента).
Глава 4. «Хитрые лисы»: конкурентные преимущества узкой специализации. 4.1. Дифференциация продукта – эффективный способ борьбы за потребителя. 4.2. Стратегия по отношению к конкурентам и эволюционный путь фирмы-лисы (патиента).
Глава 5. «Первые ласточки» технических переворотов. 5.1. Радикальные инновации – путь к свободным от конкурентов рынкам. 5.2. Проблема финансирования и эволюция фирмы-ласточки (эксплерента).
Глава 6. «Серые мыши»: гибкость как источник конкурентоспособности. 6.1. Локальные потребности и их роль на рынке. 6.2. Стратегия борьбы с конкурентами и разновидности фирм-мышей (коммутантов).
Глава 7. Экономика как сообщество конкурирующих компаний. 7.1. Конкуренция и устройство современного рынка. 7.2. Конкуренция и научно-технический прогресс. 7.3. Фирмы и конкурентоспособность наций.
Глава 8. Конкуренция в России. 8.1. Советское наследие 8.2. Сообщество компаний переходного периода. Юданов Андрей Юрьевич (родился в 1952 г.) – доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ, член Европейской ассоциации историков бизнеса, заместитель председателя специализированного совета Финансовой академии по проблемам экономической теории, маркетинга и менеджмента. А. Ю. Юданов опубликовал более 50 работ, среди них монографии: «Теории открытой экономики: доктрины и действительность» (1983); «Антикризисная стратегия ТНК» (1988); «Фирма и рынок» (1990); «Секреты финансовой устойчивости международных монополий» (1991). Книга «Большой бизнес и экономический цикл» (1989) переведена на английский и испанский языки. Под редакцией А. Ю. Юданова издательством «Прогресс» выпущена серия книг о деятельности ведущих фирм мира: «Сони», «Сименс», «БАСФ», «Хоффрош», «Макдональдс». А. Ю Юданов – автор множества статей в ведущих экономических журналах («МЭиМО», «США: экономика, политика идеология» и др.) и газетах страны («Коммерсант-дейли»). Работы А. Ю. Юданова выполненные в рамках международных исследовательских проектов по истории бизнеса, в 1996 г выйдут в «Кембридж юнивесити пресс» (Англия, США) и «Франкфуртер алльгемайне» (ФРГ).
Книга является первым в России систематическим изложением курса теории и практики конкуренции – предмета, включенного в программы ведущих экономических ВУЗов и бизнес школ мира. В книге излагается сущность конкуренции, методы достижения высокой конкурентоспособности, основные стратегий и роль конкуренции в функционировании рыночной экономики. Книга предназначена для студентов и преподавателей экономических ВУЗов, коммерческих структур и предпринимателей. Рекомендуется менеджерам производственного сектора и всем, кто ежедневно на практике сталкивается с проблемами конкурентной борьбы. Предисловие.
Огромное значение, которое имеет конкуренция для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики столь очевидно, что его не имеет смысла доказывать. Между тем на русском языке до сих пор нет ни одного учебника или учебного пособия по теории конкуренции. Более того, положение даже еще серьезней. В основу экономического образования в после-реформенной России положен стандартный западный курс экономики, предлагаемый ныне в виде двух десятков сравнительно похожих переводных и отечественных учебников. При всех своих неоспоримых достоинствах эти учебники имеют важный недостаток: они излагают только так называемую чистую, т.е. крайне абстрактную теорию конкуренции. На наш взгляд, такой подход невольно ставит под вопрос доверие к обновляемому экономическому образованию. Каждый преподаватель, который читал студентам или школьникам теорию экономики, (и многие учащиеся, которые слушали) знает ахиллесову пяту курса – страшную оторванность от наблюдаемых реальностей жизни. Второй раз подряд – после десятилетий догматического изучения марксизма – столь абстрактного подхода экономическое образование не выдержит. Между тем на Западе определенная ограниченность чистой теории конкуренции общеизвестна. Еще в 50 - 60-ые годы на нее указали крупнейшие современные экономисты Ф. фон Хайек и Э. Пенроуз. Первый из них, в частности, продемонстрировал, что теория совершенной конкуренции (т.е. самая сердцевина курса экономики) фактически базируется на предположении, будто конкуренции... вообще не существует. Вторая аргументировано доказала, что «фирма» из учебников – это что угодно, но только не реальная фирма из плоти и крови, действующая на настоящем рынке. Ныне, несколько десятилетий спустя после сенсационного «бунта» ученых многое устоялось и заняло свое место, как в науке, так и в учебном процессе. Чистая теория сохранила свои позиции в качестве очень важного инструмента экономического анализа, используемого при решении широкого круга задач (определение фирмой оптимального объема производства, уровня цен и др.). Вместе с тем чистая теория более не претендует на универсальность. Параллельно с учебниками экономике появились книги более приближенные к реальным рыночным ситуациям. В США, в частности, соответствующая учебная дисциплина получила название теории конкурентных преимуществ и включена в программу многих институтов и университетов, включая самый престижный экономический ВУЗ мира – Гарвардскую школу бизнеса. Учебные пособия, описывающие конкуренцию на реальном рынке, стали настольной книгой многих читателей: Ø предпринимателей, стремящихся сделать свои фирмы максимально конкурентоспособными; Ø служащих разных рангов, надеющихся научиться принимать верные решения и благодаря этому продвинуться по служебной лестнице в своей фирме; Ø политиков и государственных деятелей, осознавших, что успех национальной экономики немыслим без формирования в стране конкурентоспособного сообщества компаний; Ø и, может быть, более всего студентов и преподавателей гуманитарных дисциплин (в первую очередь экономистов), понимающих, что без этих знаний нельзя свободно ориентироваться в пронизанной конкурентными отношениями рыночной экономике. Именно такое, ориентированное на реальный рынок учебное пособие по экономике лежит сейчас перед читателями. Поскольку в России этот жанр педагогической литературы недостаточно известен, мы считаем предуведомить о некоторых особенностях пособия: 1. Большое место в пособии занимают фактические материалы из опыта конкурентной борьбы российских и иностранных предприятий. К ним следует подходить с максимальным вниманием: не как к простым иллюстрациям или примерам, но, напротив, как к важной содержательной части курса. Дело в том, что в реальных действиях фирм на рынке избранные ими конкурентные стратегии выступают часто более отчетливо и многопланово, чем в теоретических рассуж дениях. Это своего рода экономические прецеденты, которые следует изучать столь же тщательно, как, скажем, у юристов принято изучать прецеденты правовые, а у шахматистов разбирать сыгранные партии. 2. Несмотря на предельную конкретность изучаемого в курсе предмета (конкуренция в ее реальных рыночных проявлениях) пособие носит не узкоспециальный, а общеэкономический характер. Оно, в частности, не может быть отнесено только к микроэкономике или только к макроэкономике, но охватывает многие проблемы обеих дисциплин. В центре внимания постоянно находится фирма как главный хозяйствующий субъект рыночной экономики. И именно через фирму, через мотивы ее поведения, стратегию конкурентной борьбы и т.д. описываются хозяйственные процессы, идущие в общенациональных масштабах. С известной степенью условности можно сказать, что теория рыночной конкуренции – это макроэкономика, увиденная сквозь призму микроэкономики. Мы возвращаемся к забытой российской традиции (кстати, в других странах по прежнему живой) рассмотрения глобальных проблем не в сухо-абстрактной форме, а в их преломлении к конкретной действительности. Не проводя, разумеется, никаких аналогий, напомним, что в XIX в. классический курс российской истории был написан Н.И.Костомаровым в форме цикла жизнеописаний выдающихся ее деятелей. 3. Настоящее пособие является авторским в полном смысле слова. Специфика российской действительности столь велика, что даже прекрасный гарвардский учебник Майкла Портера или учебник Иннсбрукского университета Ханса Хинтерхубера (кстати, тоже непохожие один на другой) могли быть использованы лишь частично. Кроме того знание российского опыта заставляло задуматься над некоторыми общетеоретическими соображениями, справедливыми для всех стран, и по новому сформулировать их. Разумеется, в этих условиях всю ответственность за возможные погрешности несет только автор. Глава 1.
|