![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фундаментальная ниша
Совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой, называется ее фундаментальной рыночной нишей. Размеры фундаментальной ниши и состав входящих в нее сегментов прямо связаны с выбором варианта осуществления своих функций, который сделала та или иная фирма. Так, в первую очередь фундаментальная ниша определяется отраслью, в которой действует фирма, ассортиментом, выпускаемых ею товаров, их качественными характеристиками, т.е. задается производственной функцией фирмы. Нередко рыночный сегмент может быть связан с ресурсной базой фирмы, особенно с уникальными ресурсами. Примером могут служить практически все знаменитые винодельческие фирмы. Как правило виноград, идущий на приготовление дорогих марочных вин, очень капризен к условиям произрастания и характерный оттенок вкуса приобретает только в одной местности. Наличие у фирмы такого виноградника практически автоматически закрепляет за ней сегмент рынка, образованный спросом любителей этого вина: массандровский портвейн, крымское шампанское и т.п. могут предлагать лишь предприятия, владеющие участками земли в соответствующем месте. Точно также наличие или отсутствие широкой сбытовой сети предопределяет возможность фирмы обслуживать сегменты рынка, связанные с массовым потребительским спросом. А готовность к несению значительных рисков обязательна для фирмы, действующей на сегменте рынка, связанном с прорывным научно-техническим прогрессом. Для наглядности рыночную нишу той или иной фирмы принято изображать графически. При этом в основу графика обычно кладутся либо а) стоимостные и качественные показатели выпускаемой фирмой продукции, либо б) слои потребителей продукции фирмы, либо в) и то, и другое вместе.
Рис. 2а. производитель комфортных автомобилей
Так, на рис. 2а схематических изображена сегментация рынка автомобилей по двум параметрам: их комфортабельности и спортивности. Рыночная ниша помеченной на рисунке фирмы А (прообразом ее в реальном мире может служить легендарная машина супербогачей – «роллс-ройс»), выпускающая очень комфортабельные машины, обладающие лишь средними спортивными достоинствами.
Рис. 2б. Производители модных, дорогих костюмов
На рис. 2б показан рынок мужских костюмов по категориям потребителей. Ниша фирмы Б охватывает выпуск костюмов для молодых и среднего возраста мужчин, принадлежащих к наиболее высокодоходным (4 и 5 группа) слоям населения. На рис. 2в изображена ниша кинофирмы, ориентированной на выпуск кассовых фильмов, а потому снимающей картины развлекательных жанров преимущественно для молодежи (как известно, преобладающей среди посетителей кинотеатров).
Рис. 2в. Производитель кассовых кинофильмов
Следует иметь в виду, что в действительности рынок сегментируется не по 1 – 2, а по множеству параметров. Поэтому если бы мы захотели построить более реалистические графики – как это делают для практических нужд специалисты по маркетингу – их бы пришлось рисовать не плоскостными (двухмерными), а значительно более сложными многомерными. Причем каждый параметр, вызывающий сегментацию рынка, придавал бы графику новое измерение.
|