![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип «невидимой руки» А. Смита.
Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки». А.Смит обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ставил перед собой только альтруистические цели. Словно невидимая рука правит миром. Дергая за ниточки марионеток-предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики. При этом «ниточками», т.е. конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» служит как раз конкуренция. Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами. Конкуренция безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производством излишней, т.е. ненужной рынку продукции. Соответственно сокращается и объем выпуска отвергаемых рынком товаров и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы «вне конкуренции»: в условиях острой нехватки нарасхват идет любая продукция. Перед производителями последней открываются возможности быстрого наращивания продаж, а значит, и устранения терзающего экономику дефицита. Отметим, что конкуренция является очень тонким (селективным) и гибким механизмом. Первое проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции и т.п. Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать, поскольку к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В тот же самый момент, как произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспособлены. Разумеется, адаптация неизбежно занимает какое-то время. Важно, однако, что стимулы для нее конкуренция создает сразу же. Так, после нефтяного шока 1973 г. развитым капиталистическим странам понадобилось долгих 12 лет, чтобы снизить энергоемкость производства на 1/5. Но уже в первый месяц после его начала статистика зафиксировала в США рост продаж экономичных японских автомобилей и падение доли прожорливых американских машин. До изменения производственной программы американских фирм было еще далеко, но направление и стимулы для нее возникли сразу же. Таким образом, в соответствии с принципом «невидимой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.
|