Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реализованная ниша
Не все сегменты рынка, входящие в фундаментальную нишу, фирме удается реально удержать за собой. Дело в том, что фундаментальные ниши нескольких фирм могут частично или полностью совпадать (на графике это будет выглядеть как взаимное наложение ниш). В этом случае лишь от выбора потребителя зависит, товары какой фирмы будут доминировать на соответствующем рыночном сегменте. Иными словами, рынок принимает не все товары, пригодные для данного сегмента, а лишь лучшие из них. Поэтому наряду с понятием фундаментальной ниши экономисты пользуются еще и понятием реализованной ниши. Реализованной нишей называется часть фундаментальной ниши фирмы, которую ей удается удержать в борьбе /конкурирующими предприятиями.
Реальный пример
«Волга» теряет статус престижного автомобиля. В СССР самым большим и дорогим из массово производившихся легковых автомобилей была изготовлявшаяся Горьковским автозаводом «волга». По своим техническим характеристикам она является автомобилем среднего класса. В отсутствие более престижных машин она, однако, выполняла и функции представительского автомобиля. О престижном потреблении части «волг» свидетельствует, в частности, феномен «черной волги». Окраска «волги» в этот цвет носила символический характер – она была дозволена только высокопоставленным лицам. Открытие в ходе реформ российского рынка для импортных автомобилей в корне изменило ситуацию. Как состоятельные частные лица, так и высшие государственный чиновники в престижных целях стали использовать настоящие представительские машины – «Мерседесы», «БМВ» и др. «Волга» же была вытеснена с этого сегмента.
Вопросы для ситуационного анализа: 1. Входил ли сегмент «представительские автомобили» в а) фундаментальную и б) реализованную нишу «волги» в советскую эпоху? Что изменилосьв этом плане? 2. Входил ли российский рынок престижных автомобилей в фундаментальную нишу «Мерседеса» в советские годы? 3. Окончилась ли потеря описанного сегмента рынка катастрофой для легкового подразделения ГАЗа? Почему?
От того, какая часть фундаментальной ниши войдет в состав ниши реализованной во много зависит судьба фирмы. На рис. 3 изображены три наиболее часто встречающихся сценария развития событий. Сценарий а) реализуется, когда фундаментальные ниши фирм совпадают лишь в незначительной части. В этом случае одной из фирм (на нашем рисунке – фирме Б) удается вытеснить другую со спорного сегмента, но у той при этом сохраняется достаточная по размерам реализованная ниша. Обе фирмы имеют возможность продолжить свое существование.
Рис.3. Фундаментальные и реализованные ниши
Сценарий б) возникает при значительной степени совпадения фундаментальных ниш. В противоборство вступили фирмы, чья продукция в основном ориентирована на одни и те же сегменты рынка. В этом случае реализованная ниша проигравшей компании (на рисунке – фирмы А) может оказаться недостаточной для ее дальнейшего функционирования. Наконец, сценарий в) осуществляется, когда ни одной из фирм не удается взять верх на спорном участке. Как будет показано далее, такая ситуация истощает обе компании и обычно в долгосрочном плане ведет к усилению сегментации рынка. Первоначально единый сегмент распадается на ряд более мелких, на одних из которых начинают доминировать продукты фирмы А, а на других – Б.
Реальный пример
Канцелярская «война» «Скрипто» против «Бик». В 50-ые годы американская фирма «Скрипто» успешно специализировалась на выпуске дешевых письменных принадлежностей (автоматические карандаши). Но в 60-70-ые годы на этом рынке произошла маленькая техническая революция. Французская фирма «Бик» выпустила свои знаменитые шариковые ручки, сочетающие дешевизну и удобство при письме. Для компании более широкого профиля такой поворот вряд ли стал бы проблемой: мало ли нововведений такого масштаба осуществляется в разных отраслях, почти не отражаясь на доминирующих в них фирмах. Но для «Скрипто» это было катастрофой. Раньше автоматические карандаши – единственная опора ее бизнеса – удовлетворяли запросы широкого круга потребителей, нуждавшихся в дешевых орудиях письма. Теперь верными фирме остались лишь те немногие, для которых почему-то не годились шариковые ручки, а нужны были именно карандаши, причем не простые, а автоматические.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Какой из сценариев пересечения фундаментальных ниш компаний имел место в данном случае? 2. Как связана степень специализации фирмы и ее жизнеспособность в случае вторжения в ее реализованную нишу чужих конкурентоспособных продуктов?
|