![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкурентоспособность
Конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Обратим внимание на то, что конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку клиентов. Так проявляется в этой сфере суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если объективно он не прав. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получавшие наивысшие оценки экспертов, не нравились потребителям. Хрестоматийной иллюстрацией этого может служить кинематограф: фильмы-победители престижных фестивалей почти никогда не бывают кассовыми. Вместе с тем, не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью товара – это, хотя и связанные, но не тождественные понятия. Во-первых, не устраивающие клиентов (и, следовательно, неконкурентоспособные) продукты могут активно продаваться при дефиците или отсутствии выбора. Слабость их конкурентных позиций объективно существует, но проявится только, если на рынке реально появятся более хорошие товары. Во-вторых, вполне конкурентоспособные товары могут быть ориентированы на узкие слои потребителей. Они хороши, но не для всех (как, скажем, автомобили с ручным управлением, предназначенные для инвалидов). А потому никогда не будут пользоваться массовым спросом. Реальный пример Станет ли сберегательный займ конкурентоспособной услугой для населения России? На протяжении всего периода реформ сначала в советской, а затем российской экономике население страны тщетно пыталось защитить свои сбережения от инфляции. Однако рынок не предлагал такого рода услуги. Наличные деньги и вклады на счетах в Сбербанке за считанные месяцы превращались в ничто. Не спасали и вложения в валюту: курс доллара многократно отставал от внутренней инфляции. В результате на одну и ту же сумму в долларах в России с каждым годом можно было купить все меньше товаров и услуг. Впрочем, многочисленные ненадежные банки и финансовые компании предлагали баснословные проценты. И немногие счастливчики, вовремя положившие туда деньги и – что особенно важно – вовремя забравшие их обратно, сказочно обогатились. Остальные же не получили назад ни процентов, ни вложенной суммы. Сложилась нетерпимая ситуация. Для владельцев крупных капиталов вложение денежных средств (скажем, в государственные ценные бумаги – ГКО) оказалось весьма прибыльным, население же в аналогичной ситуации несло одни убытки. Перелом, возможно, наступил осенью 1995 года, когда были выпущены облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они обещают поднять доходы мелких вкладчиков до уровня, ранее доступного лишь крупным кредиторам. Так, облигации первого выпуска приносят 102, 7% годовых, тогда как вложение денег в Сбербанк дало бы лишь 54, 0%. Но вопросы остаются. Будет ли государство исправно платить проценты, когда облигации получат широкое распространение? И дойдут ли они в таком случае до населения или будут скуплены могущественными финансовыми структурами.
Вопросы для ситуационного анализа: 1. Можно ли считать конкурентоспособными услуги по хранению вкладов, оказывавшиеся до 1995 г. Сбербанком, коммерческими банками, спекулятивными финансовыми организациями? 2. Являются ли конкурентоспособными облигации государственного сберегательного займа? 3. Почему люди хранили деньги в Сбербанке, если его проценты не компенсировали инфляцию? Изменится ли что-нибудь с появлением на рынке ОГЗС?
Еще несколько десятилетий назад научная теория конкурентоспособности практически отсутствовала. Перелом внесли работы современного американского экономиста Майкла Портера и прежде всего его концепция ценности товара для потребителя.
|