![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы формирования потребительской ценности
Рассмотрим теперь более подробно, каким образом фирма-производитель способствует получению институциональным потребителем прибыли, т.е. как она формирует потребительскую ценность своего товара. Как известно, прибыль представляет собой разность валового дохода и валовых издержек. Или, другими словами, сумму всех денежных поступлений, полученных в результате деятельности компании, за вычетом тех расходов, которые эта деятельность потребовала. Поэтому прибыль может быть увеличена за счет двух факторов: либо путем снижения издержек, либо с помощью повышения дохода. Издержки потребителя могут быть снижены в результате: 1. Понижения цены потребляемого товара. 2. Уменьшения стоимости его доставки, установки, наладки и т.п. Эти два варианта настолько очевидны, что не требуют комментариев. Чем дешевле достались потребителю сырье, комплектующие изделия или используемое оборудование, а также, чем меньше были сопутствовавшие покупке расходы, – тем ниже его издержки. 3. Сокращения стоимости эксплуатации продукта. Затраты на большинство видов сложного оборудования и на некоторые простые продукты не завершаются в момент их покупки. Автомобиль, например, требует ухода, обслуживания, ремонта, может изнашиваться с разной скоростью и т.д. Электролампы имеют разный срок службы, а смазочные материалы – в разной степени защищают трущиеся детали от износа. Поставляя товар, снижающий расходы при эксплуатации, производитель уменьшает издержки фирмы-потребителя. 4. Снижение риска изготовления некачественного конечного продукта. За счет высокого качества комплектующих могут быть ослаблена опасность выпуска некачественного продукта и снижены вызванные этим издержки на гарантийный ремонт и замену брака. Более того маловероятным станет полный провал товара на рынке (невозможность реализовать товар). Столь же важное влияние как издержки на уровень прибыльности фирмы-потребителя оказывает повышение валового дохода, вызванное использованием данного товара. В частности, доход потребителя может вырасти: 1. Из-за повышения цен на его готовую продукцию, в случае, если использованные комплектующие Ø позволили повысить качество. Именно такую ситуацию мы рассмотрели в примере, когда новые свойства шин улучшили качественные характеристики велосипеда и создали предпосылки для повышения его цены. Ø дали возможность выпустить принципиально новую продукцию. Так, толчок к созданию нового типа самолетов очень часто дает появление (и, соответственно, закупка) более совершенных двигателей, которых авиастроительные фирмы обычно сами не производят. Ø позволили произвести продукт, лучше соответствующий запросам потребителей. Скажем, использование новых сверхлегких аккумуляторов позволило выпустить портативные компьютеры (ноутбуки) со встроенными устройствами электронной связи, что сделало их более удобными для важной группы потребителей, а именно для бизнесменов. Ø повысили престижность продукции. Эту функцию, например, выполняют надписи «Интел инсайд» на компьютерах отечественной сборки. Они удостоверяют, что при производстве этих машин был использован высококачественный микропроцессор американской фирмы «Интел» и, тем самым, поднимают доверие ко всему компьютеру. 2. Из-за роста количества продаваемых товаров (услуг). Так, появление банкоматов, т.е. специально защищенных автоматов, выдающих наличные деньги, позволило их покупателям – банкам – расширить объем операций за счет круглосуточного оказания услуг своим клиентам.
Рис.5. Как повысить конкурентоспособность товара в глазах потребителя? Реальный пример. Сохранит ли «Интел» позицию поставщика № 1 для компьютерной индустрии? Юность рынка персональных компьютеров в конце 70-ых годов характеризовалась отсутствием единого стандарта. Большинство производителей не только собирало компьютеры, но и самостоятельно разрабатывало их электронные «сердца» – микропроцессоры. Соответственно, ни компоненты компьютеров разных фирм, ни программы к ним не были взаимозаменяемы. В 1981 г. массированную атаку на новый сегмент рынка начал «голубой гигант» «ИБМ» (так эту фирму называют из-за цвета, который использован в ее фирменном знаке). Концерн сделал ставку не на собственное производство процессоров, а на закупку их у тогда еще почти неизвестной фирмы «Интел». Ее продукция была передовой в техническом отношении и очень надежной. Устроили «ИБМ» и ценовые условия – в стремлении стать поставщиком гиганта «Интел» сделал их очень привлекательными. Сотрудничество двух фирм произвело переворот на рынке. Возник стандарт так называемых «ИБМ-совместимых» машин. Его приняло большинство производителей отрасли. Процессоры стали изготовляться большими сериями и потому гораздо дешевле, чем раньше. Для единого типа процессоров стали возможными и одинаковые программы – отпали расходы на создание полного комплекта программного обеспечения для каждого нового компьютера. «Интел» не упустил открывшихся возможностей. Инженеры фирмы возглавили технический прогресс в отрасли. Не случайно, поколения персональных компьютеров стали называть по номерам процессоров «Интел»: «286», «386», «486», «Пентиум». Каждый новый процессор открывал путь для создания машин с новыми возможностями. К 1994 году 70 % всех персональных компьютеров в мире было оснащено микропроцессорами «Интел» – фирма стала могущественным монополистом. Изменилось положение – изменилась и политика. Чипы «Интел» стали дороже, чем аналогичная продукция других фирм. К тому же не в пользу «Интел» теперь действовали и объективные причины. Распространенным бизнесом стало копирование интеловских процессоров (создание клонов). Ведь копировать дешевле, чем изобретать. Некоторые фирмы («Сайрекс», «Эй-Эм-Ди») добились столь же высокого качества процессоров, как у «Интел», а в некоторых случаях и превзошли его. Другие обеспечили в несколько раз более низкие цены. Ни один из конкурентов, однако, не был столь мощен и надежен, чтобы с ним решились бы связать свою судьбу крупные компьютерные концерны – за немногими исключениями они до сих пор оснащают свои машины процессорами «Интел». К тому же сделав ставку на чипы-копии, пришлось бы выпускать новые типы компьютеров с запозданием. Ведь копирование тоже требует времени. В начале 90-ых годов, чтобы покончить со ставшей тягостной зависимостью, «крестный отец» «Интел» гигант «ИБМ» решил сокрушить свое детище. «ИБМ» возглавил мощный консорциум, создавший альтернативу новейшему процессору «Интел». Новый чип назвали «Пауер Пи Си» и выпустили на рынок по цене существенно меньшей интеловского «Пентиума». К концу 1995 года интенсивность конкурентной борьбы на рынке процессоров достигла невиданного уровня и предсказать, кто выйдет из нее победителем, пока невозможно.
Вопросы для ситуационного анализа: 1. Обсудите, как приобретение продукции «Интел» влияло на издержки и доходы компьютерных фирм. Как это влияние менялось на разных этапах деятельности фирмы (до союза с «ИБМ», после заключения союза, в настоящее время)? 2. Как менялся запас конкурентоспособности продукции «Интел»? С чем это связано?
|