![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь свойств товаров и фирм-производителей
Попробуем теперь посмотреть на опыт фармацевтики шире. Одно и то же поведение оказывается полезным для некоторых фирм и совершенно ошибочным для других компаний. Обязательно ли должны компании наукоемких отраслей выделять значительные средства на НИОКР? Казалось бы сами условия задачи (наукоемкая отрасль!) подталкивают к положительному ответу на этот вопрос. Но верным является все же отрицательный: нет, все зависит от того, производством каких товаров занята данная компания. Большие затраты на науку и впрямь совершенно необходимы для крупной фирмы-изготовителя оригинальных препаратов. Но с гарантией разорят (через рост издержек) мелкого производителя «джинерика». Ведь его единственный козырь в конкурентной борьбе – это низкие цены. То же можно сказать и о многих других характеристиках фирм: их размерах, степени специализации, организационной структуре. Все эти показатели во многом диктуются особенностями тех товаров (услуг), которые производят фирмы, и, соответственно, запросами тех слоев потребителей, на которых они ориентированы. Ведь потребители предъявляют столь несхожие (а порой и взаимоисключающие) требования, что создавать товары для них надо с использованием принципиально отличающихся технических и (если приемлемо такое выражение) экономических процессов. Примером того, как свойства товара задают технику его изготовления может быть разница между стандартной и индивидуально приспособленной продукцией. При производстве первой из них вперед выступает технологичность процесса – он должен на всех стадиях поддаваться механизации и исключать ручной труд. Для индивидуализированной продукции, напротив, ручной труд – не помеха. А вот стандартные детали – даже в качестве отдельных комплектующих – использовать нежелательно: они ограничивают спектр свойств конечной продукции. Так, в дорогом итальянском ресторане никогда не варят готовые спагетти, а делают их из муки на месте, чтобы добиться более тонкого вкуса. А в дешевых закусочных не менее популярное итальянское блюдо – пиццу – часто вообще не готовят, а лишь разогревают в микроволновых печах из замороженного стандартного полуфабриката. Столь же сильна связь свойств товара и экономики его производства. Например, услуги местного (локального) значения лучше и эффективней всего оказывают независимые малые фирмы с достаточно универсальным характером деятельности. Так, местная автомастерская обычно мала, принадлежит одному хозяину и ремонтирует все марки машин. Врач в поселке имеет небольшой штат сотрудников и пользует от всех болезней и т.д. Напротив, подразделения крупных фирм (клиник), оказавшись в схожих условиях, справляются с соответствующим кругом задач плохо. У них постоянно возникают проблемы низкой рентабельности, они чаще отказывают клиентам, страдают от бюрократизма. Итак, действуя на рынке, компания все время вынуждена выбирать, продукцию с какими характеристиками она желает производить. И, как следствие, она должна непрерывно формировать собственный облик, следить за тем, чтобы он был оптимальным для того бизнеса, которым она занята.
|