![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценность товара для частных лиц.
Основное отличие ценности товаров для частных по сравнению с институциональными потребителями состоит в том, что в этом случае она чаще всего не может быть выражены в денежных единицах. Так, очевидно, что телевизор с четким изображением обладает для потребителя большей ценностью, чем телевизор, дающий размытую картинку. Но «прибыль», которую человек получает, глядя на улучшившееся изображение, подсчитать невозможно. Здесь мы подошли к одному из вечных или «проклятых» вопросов экономической теории: чем измеряется психологическая полезность того или иного товара для человека? Каждая из крупных школ экономической мысли давала свой, очень непохожий на другие ответ на этот вопрос: от полного отрицания значения самого понятия психологической полезности для экономики (марксизм) до его измерения в специально выдуманных искусственных единицах «ютилях» (ныне господствующая западная теория предельной полезности). С позиций настоящего – ориентированного на практику – учебного пособия, однако, важны не столько эти теоретические тонкости, сколько то, что и для частных лиц верен уже описанных выше принцип оценки конкурентоспособности товаров. Действительно, многочисленные маркетинговые исследования показали, что осуществляя покупку большинство покупателей ориентируется на критерий «цена/качество». Понимание, что такое «хорошее качество» у разных людей сильно отличается: для одних – это надежность, для других – красота, для третьих – экстравагантность и т.п. Но алгоритм выбора в большинстве случаев одинаков. Человек взвешивает, «достаточно ли качества» ему предлагают за данную цену. Не случайно, описывая удачную покупку, люди обычно подчеркивают, что им удалось «всего лишь за столько-то рублей купить товар с такими-то качествами». Смысл отраженного в этих словах типичного подхода состоит в том, что потребитель считает, что за названную вещь вообще-то не жалко было бы отдать большую сумму (экономист бы сказал, что ее потребительская ценность велика). Но благодаря везению она досталась дешевле (цена приобретения ниже потребительской ценности). Это и сделало покупку столь привлекательной. Другими словами, конкурентоспособность товара и частными лицами оценивается тем выше, чем больше доля неоплаченной, полученной потребителем даром полезности – в чем бы, и как бы последняя не выражалась. То есть происходит тот же поиск выгодной покупки, что и у институционального потребителя, с тем важным отличием, что выгода понимается человеком значительно более сложно и многопланово, чем организацией. Сделаем важную оговорку. В ряде случаев и для частных лиц можно установить стоимостную величину ценности товара. Так, экономичный холодильник позволяет меньше платить за электроэнергию. Его единственное преимущество над более прожорливыми агрегатами лежит в стоимостной сфере, может быть точно выражено в рублях и копейках. Кстати, производители экономичных продуктов обычно доводят подобные расчеты до сведения потребителя, сообщая, скажем, какую сумму позволит сэкономить использование их продукции за год. Верно и обратное: ценность товара для институционального потребителя порой не имеет никакого отношения к прибыли. Скажем, связь между маркой служебного автомобиля главы фирмы (если, конечно, не брать в расчет шокирующих крайностей) и степени успешности бизнеса столь неопределенна, что правильней связывать ее выбор с личными вкусами руководителя, а не с точным расчетом на повышение прибыли.
|