![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТНК как эксплерент
Обратимся теперь к дочерним обществам транснациональных корпораций за рубежом. В их деятельности много общих черт с компаниями-эксплерентами. Напомним, что рыночную ситуацию, способствующую возникновению фирм-эксплерентов создает сочетание богатых потенциальных возможностей роста (прорывная инновация) с рискованным, сложным путем их реализации. В случае зарубежных филиалов ТНК оба этих условия налицо. Повышенный риск является неотъемлемой чертой капиталовложений, осуществляемых в других странах. По разным оценкам при создании дочерних обществ за рубежом от 1/3 до половины всех проектов заканчивается неудачей. И все же, если сопоставить филиалы ТНК с обычными эксплерентами, то первые явно находятся в более благоприятном положении. Поддержка материнских предприятий представляет страховку, которой полностью лишены независимые фирмы-пионеры, и к которой, напротив, могут прибегнуть в критических обстоятельствах дочерние общества иностранных концернов. Зато другое слагаемое условий существования эксплерентов – огромные перспективы роста в случае успеха – полностью распространяется на филиалы ТНК. Разработанные материнской компанией товары и приемы их производства дают филиалу существенное преимущество по сравнению с местными фирмами. Во-первых, для зарубежного рынка стандартный товар ТНК часто является инновацией, причем нередко прорывной. На родине ТНК ее наиболее успешные товары наверняка имеют аналоги, созданные конкурентами (конкуренция внутри кластера). Для чужого же государства они являются новинкой. Соответствующий сегмент рынка тут свободен и допускает быстрый рост продаж. Ситуация напоминает безудержное размножение кроликов, завезенных в Австралию, где отсутствовали их естественные враги. Во-вторых, сочетание зарубежной технологии и местных условий производства (например, низких издержек) способно придать товару новое качество, которым не обладал даже исходный образец. В 1986 Г. «Фольксваген» установил контроль над убыточным испанским производителем автомобилей фирмой «СЕАТ». Благодаря новым моделям, повышению качества продукции и производительности труда произошли позитивные сдвиги. «СЕАТ» превратился в наиболее быстро растущую автомобильную фирму Западной Европы. Самое интересное, что особенно успешно развивался экспорт в Италию. Дело в том, что итальянский рынок традиционно труден для «Фольксвагена», там популярны машины его конкурента – «ФИАТ». Сам по себе «СЕАТ» тоже не представлял угрозы для итальянского концерна (до недавнего времени испанская фирма свои машины делала по проектам «ФИАТа»). Успех принесло соединение западногерманской технологии с испанской дешевизной и специфическим «южным» или «латинским» дизайном моделей нового филиала «Фольксвагена». Опираясь на перечисленные преимущества, дочерние общества иностранных ТНК на этапе освоения зарубежного рынка добиваются больших успехов. Удобным объектом для анализа этого процесса могут служить США, испытавшие в последние десятилетия резкое усиление притока зарубежных прямых инвестиций. В 70-80-е годы темпы увеличения стоимости продаж крупных филиалов иностранных ТНК были выше темпов роста сопоставимых по размерам национальных фирм, даже если те принадлежали к новейшим отраслям. Так, из числа фирм, входивших в 250 крупнейших корпораций США, быстрый рост (таковым считался темп на 70 % выше среднего) продемонстрировали 60 % компьютерных компаний и 72 % филиалов иностранных фирм, безотносительно от того, к каким отраслям они принадлежали. Для сравнения: в среднем быстрый рост отмечался лишь у 38 % из 250 ведущих фирм США. Обратим на этот факт особое внимание. То, что ТНК создают за границей все больше филиалов, общеизвестно. Но опережающие темпы роста уже существующих иностранных дочерних обществ по сравнению с местными фирмами – это прямое свидетельство взрывного, «эксплерентообразного» освоения ими иностранного рынка.
|