![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последствия отсутствия коммутантов
Действительно, в СССР вопреки природе мелкого бизнеса даже самое маленькое предприятие действовало в соответствии с установленным для него долгосрочным (годовым и даже пятилетним) планом производства. Малым предприятиям диктовался ассортимент и объем выпуска продукции, основные поставщики и заказчики. В соответствии с едиными для всей страны прейскурантами определялась цена их продукции; твердо фиксировалась численность персонала, ставки заработной платы и т.д. Более того, небольшие заводы копировали даже структуру управления крупных предприятий, выделяя, скажем, одинаковое с ними число подразделений несмотря на значительно меньший объем работы каждой производственной единицы. Функционально мелкие советские предприятия не были таковыми, а являлись, если так можно выразиться, крупными предприятиями в миниатюре. Совершенно очевидно, что при такой организации дела мелкие предприятия в СССР в отличие от мелких западных фирм-коммутантов не были ориентированы на гибкое удовлетворение нужд потребителей. Напротив, они стремились производить стандартную продукцию, да к тому же в малых масштабах и потому неэффективно. Это крайне отрицательно сказывалось на качестве конечной продукции и ее обновлении. Во всем мире совершенствование конечной продукции ведет к ужесточению требований к частям и компонентам. В СССР, напротив, новую конструкцию обычно изменяли (ухудшали) с таким расчетом, чтобы можно было использовать уже выпускаемые поставщиками комплектующие изделия. По этой причине на советских заводах крайне тяжело проходило даже текущее обновление моделей. Еще хуже положение потребителя бывало, когда нужные ему детали в дополнение к основной продукции поручалось изготовлять крупному предприятию. Производить небольшие партии товаров было для того невыгодно, а наказания за невыполнение второстепенных заданий плана оно не боялось. Поэтому срыв сроков поставки так называемой «мелочевки» был скорее правилом, чем исключением. Напомним, что проблемы подобного рода не являются спецификой социалистической экономики. Многие западные фирмы сталкивались со схожими трудностями, когда пытались добиться от крупных предприятий выполнения несвойственных им функций. Принципиальное же отличие состоит в том, что в рыночной экономике существует естественное сообщество компаний, придерживающихся разных конкурентных стратегий, что создает возможность выбора. Мы уже приводили пример «Макдональдс», который после отказа крупных фирм приспособить рецепт сыра к его запросам, немедленно передал заказ мелким фирмам. Напротив, у не имевших выбора советских предприятий трудноразрешимые проблемы с поставщиками принимали хронический характер.
|