![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последствия отсутствия патиентов
Принципиально схожая ситуация сложилась и с последним типом компаний – специализированными предприятиями-патиентами. Советская промышленность практически не знала процесса формирования специализированных предприятий в ходе дифференциации продукта, когда фирма придает своему товару особые свойства, отличающие его от всех аналогичных товаров и, тем самым, расширяет спектр предложения на рынке. Специализация по-советски предусматривала сосредоточение значительной части (или даже всего) необходимого для страны объема выпуска специализированного продукта на одном предприятии. Так, Бакинский завод кондиционеров был единственным в СССР предприятием этого профиля. То есть речь шла не о дополнении стандартной продукции специализированной, а о выпуске стандартной продукции только по узкому профилю. Занятые этим предприятия в функциональном плане были такими же виолентами, как и все другие. Преобладание крупных предприятий над всеми прочими типами фирм вело к обеднению советского товарного рынка. Именно крупные предприятия систематически избавлялись от мелкосерийного производства в своей программе. Существовала мощная тенденция к унификации всей производимой в стране продукции, разнообразие потребительских и инвестиционных товаров было крайне ограничено. В результате товары часто использовались не по назначению и плохо удовлетворяли потребности. Универсальные станки применялись там, где более высокую производительность обеспечили бы специализированные; предприятия, которым были нужны небольшие машины, вынуждены были покупать грузовики большой грузоподъемности; а химические лаборатории не имели возможности приобрести многие высокочистые реактивы и сами производили их из стандартных химикатов. Потребители же свыклись с тем, что швейные машинки и бытовые кондиционеры воздуха выпускаются в одном варианте, что большинство цветных телевизоров различаются только названиями, хоть и производятся разными заводами и т.д. Снова подчеркнем, что вся эта малопривлекательная картина, на наш взгляд, не может быть поставлена в вину крупным советским предприятиям или рассматриваться как признак их слабости. Тенденция к ограничению ассортимента наиболее популярными разновидностями товаров характерна не только для советских предприятий, но и для крупных западных корпораций. Подлинным источником трудностей в советской экономике было отсутствие фирм, чье коммерческое благополучие было бы прямо связано с дифференциацией продукта. Итак, не имея гибких и надежных поставщиков, испытывая недостаток в специализированном оборудовании, не обладая возможностью опереться на опыт пионерских фирм в коммерциализации технических новинок, советские крупные предприятия просто в силу окружавшей их обстановки неизбежно должны были проигрывать в эффективности своим западным аналогам. Не забудем также о значительной закрытости экономики СССР, мешавшей советским промышленным гигантам использовать достижения других стран.
|