![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эксплеренты
Эксплеренты – единственный тип фирмы, полностью отсутствовавший в СССР. Плановая система органически не принимала возможность самостоятельной работы малых групп независимых людей, отвергающих устоявшиеся в науке и технике авторитеты. Отсюда не следует, однако, что в стране не было независимого изобретательства. В виде многочисленных самодеятельных кружков энтузиастов изобретательство было широко распространено и даже поощрялось... как хобби. Практически непреодолимой преградой для пионера, напротив, становилось внедрение уже готового изобретения. Уговорить государственное предприятие заняться этим было невозможно. Короткий период расцвета пионерские фирмы пережили в первые годы перестройки, когда на их финансирования были выделены государственные средства. Именно тогда группа автомоделистов-самодельщиков была официально включена в состав конструкторского бюро АЗЛК, а за ходом ее работ следило высшее руководство страны. По всему СССР возникали многочисленные научно-технические центры творчества молодежи. В дальнейшем, однако, государственная поддержка прекратилась. Не возник в СССР, а позже в России и рынок венчурного капитала. Да и не удивительно: сверхвысокие прибыли давала куда более простая и надежная торгово-посредническая деятельность. Наконец крупные предприятия – третий возможный источник средств – оказались в столь тяжелом финансовом положении, что стали неспособными даже на ограниченную спонсорскую деятельность. Таким образом, какие-либо формы поддержки пионерской деятельности в России отсутствуют. Соответственно, и массовое возникновение фирм-эксплерентов – скажем, появление отечественной Кремниевой долины – пока абсолютно исключено. Тем не менее в целом реформы облегчили участь эксплерентов. Свобода предпринимательства дает шанс попробовать себя в пионерском бизнесе любому желающему. Сравнительно распространенным стал вариант создания научно-производственных фирм, зарабатывающих деньги обычными торговыми операциями, а тратящих их на пионерские работы. Именно так работает, например, московская дирижаблестроительная компания «Аэростатика». И в отдельных – как всегда в пионерском бизнесе – редких случаях, эксплеренты прорываются через трудности, принося на рынок принципиально новый товар.
Реальный пример.
Улучшение правописания как коммерческая деятельность. Частная фирма «ПараГраф» сегодня является одной из немногих российских компьютерных фирм с мировым именем. По некоторым оценкам только в США ей удалось продать программное обеспечение своего производства на 3 млн. долл. Ее программу компьютерного распознавания рукописного текста купила и серийно устанавливает на свои машины знаменитая «Эппл». А начиналось все на компьютерном семинаре, где несколько талантливых программистов похвалилась будущему главе фирмы – а тогда мало знакомому человеку – С. Пачикову, что могут решить любую задачу. Из списка двадцати тем С. Пачиков мгновенно выбрал одну, интуитивно почувствовав ее перспективность. Началась тяжелая работа. Проблему машинного распознавания рукописного текста не могли решить даже прекрасно оснащенные и высокооплачиваемые сотрудники знаменитых западных фирм. С.Пачиков понимал, что надо воодушевить свой коллектив. И нашел способ: он стал со ссылками на психологов утверждать, что такая программа облегчит обучение школьников чистописанию, а хороший почерк, оказывается, способствует интеллектуальному прогрессу человечества... Для коммерческой структуры, действующей в охваченной жаждой наживы среде московских частных фирм, подобную постановку задачи иначе чем бредовой не назовешь. Но безумные идеи движут пионерский бизнес. И фирма «ПараГраф» кроме интеллектуального добилась и вполне материального успеха. Сейчас она решает не менее «практическую» задачу – создает программу путешествия в прошлое, которая каждому позволит поговорить с Христом. Понтием Пилатом. Атиллой.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Выделите черты фирмы-эксплерента в деятельности «ПараГраф». 2. Найдите в прессе (легче всего это сделать по журналу «Техника молодежи»), примеры других российских эксплерентов. Обсудите их шансы на успех.
|