Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Переориентация инвестиций.
Даже самые рыночно ориентированные российские крупные предприятия пока почти не продвинулись в адаптации к новым условиям инвестиционной сферы. Задача организации производства действительно пользующихся массовым спросом вместо устарелых изделий почти неосуществима при современном тотальном отсутствии инвестиционных ресурсов. Уже упомянутая «газель» и 2-3 новых производственных линии на кондитерских фабриках представляют редчайшее исключение из этого правила. Впервые получив право инвестировать средства по собственному усмотрению, российские предприятия не могут пока реализовать его на практике. И все же кое-что в сфере инвестиционной активности сделать можно даже в трудной обстановке переходного времени. Главных возможностей две: дезинвестиции и перепрофилирование существующих мощностей. Дезинвестиции, т.е. закрытие части подразделений фирмы, – мера вынужденная. Не избавившись от балласта в виде нерентабельных производств невозможно получать прибыль по фирме в целом: то, что заработают подразделения, выпускающие конкурентоспособную продукцию, будет потрачено на содержание убыточных объектов. Для российских предприятий эта проблема весьма актуальна. Напомним, что не имея надежных поставщиков, российские виоленты вынуждены были все делать сами («пусть не эффективно, зато есть уверенность, что конвейер не встанет из-за отсутствия копеечной детали»). Это привело к тому, что хотя и совсем иным путем, чем их западные аналоги, многие отечественные виоленты оказались «неповоротливыми бегемотами» (см. Главу 3). Вернуться к более ранним и благоприятным стадиям эволюции виолентов – состоянию «могучего слона» или «гордого льва» – можно лишь расправившись со всеми неэффективными производствами. Беда только в том, что в российских условиях это прежде всего означает необходимость сокращения так называемого соцкультбыта. Более предпочтительные (в том числе и в социальном отношении) результаты дает перепрофилирование существующих мощностей, если это удается осуществить. Простаивающие мощности, запас квалифицированной рабочей силы, изобилие сырья на рынке – все это вместе создает предпосылки для выпуска продукции, пользующейся спросом. Это, так сказать, инвестиции, не требующие затрат. Все компоненты для организации производства есть. Ничего (или почти ничего) дополнительно закупать не нужно. Достаточно найти верную точку приложения усилий – тот продукт, который действительно нужен сейчас рынку. В условиях острейшей нехватки финансовых ресурсов перепрофилирование производства является поэтому наиболее практичным путем инвестирования в реальном секторе. Большинство примеров успешного освоения новой продукции в наше время связаны именно с ним. Молочный комбинат начал выходить из кризиса, когда стал на своем оборудовании разливать соки вместо молока. А «ГАЗ» смог поставить на конвейер знаменитую «газель» потому, что конвейер уже существовал, только был рассчитан на выпуск тяжелых – и сейчас мало кому нужных – грузовиков. Ключевым моментом для благоприятного исхода перепрофилирования производства является точность маркетингового анализа. В противном случае предприятие рискует вместо одного неконкурентоспособного товара освоить выпуск другого, столь же не пользующимся спросом. Массовые примеры этого рода дает конверсия оборонных предприятий. Товары народного потребления, которые многие из военных заводов стали изготовлять вместо оружейных систем, оказались никому не нужными, т.к. по многим характеристикам оказались хуже импортных.
Реальный пример.
Флагман отечественной фармацевтики борется за выживание. Подмосковный фармацевтический завод «Акрихин» создавался в советское время как крупнейший в Союзе производитель субстанций (т.е. действующих веществ, из которых производят лекарства). После распада СССР ближнее зарубежье от поставок «Акрихина» отказалось. На очень короткий период в 1992 г. удалось компенсировать падение спроса выходом на мировой рынок. Но издержки на химическое сырье и энергию росли так быстро, что скоро экспорт стал невозможен – иностранцы не желали покупать субстанции втридорога. Был, впрочем, хотя и уменьшившийся, но все же сохранившийся спрос на субстанции со стороны российских заводов. Но тут вмешалась технология: при незначительных размерах загрузки химические реакторы не могли работать. И основные цеха завода встали и стоят до сих пор (конец 1995 г.). Однако на заводе считают, что худшие времена уже позади. Увеличилась выручка, завод осваивает выпуск новых лекарств (по 3-5 наименований в месяц), провел инвестиции на сумму около 6 млн. долларов. Откуда же взялись деньги? Во-первых, удалось сократить издержки. Вдвое сократилась численность работающих, пропорционально был урезан и соцкультбыт: из пяти детских садов, к примеру, остались только два. Во-вторых, на «Акрихине» сумели перейти от выпуска субстанций к производству к производству готовых лекарств, а это уже дело выгодное. Соответствующий цех на заводе был, но даже в советское время простаивал. «Мы удваивали производство готовых форм чуть ли не каждый месяц. Напомню: наши мощности использовались только на десять процентов, то есть мы вдесятеро нарастили выпуск, почти ничего не вкладывая», – отмечал в интервью журналу «Эксперт» директор завода И.И.Тюляев. При этом особенно внимательно подбирался конкретный ассортимент выпускаемых лекарств. Акцент был сделан на «любимые народом» традиционные медикаменты: пасту Лассара, цинковую мазь и т.д. А сейчас (с помощью иностранных партнеров) налаживается выпуск «интеллигентных» форм препаратов: модных шипучих таблеток и т.п. Налаживается и своя дилерская сеть.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. К какому типу предпринимателей относится завод «Акрихин»? 2 Перечислите использованные приемы преодоления кризиса?
|