![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция отечественных и импортных товаров.⇐ ПредыдущаяСтр 81 из 81
И здесь необходимо отступление, касающееся присутствия на российском рынке иностранных товаров. Советский рынок был практически закрыт от иностранной конкуренции. Отечественные производители были избавлены от необходимости поддерживать свою продукцию на уровне лучших мировых образцов. Они легко мирились со слабостями своей продукции: начиная с внешних, второстепенных характеристик товаров и услуг (внешний вид, реклама, упаковка) и кончая самыми существенными их параметрами (ассортимент, качество, цены). Дореформенная промышленность, находилась, следовательно, в тепличных условиях. Реализованные ниши отечественных предприятий были не завоеваны ими в борьбе с конкурентами, а заняты без усилий. Отсюда не следует, что советская, а ныне российская продукция неконкурентоспособна вообще. Ее слабость в том, что она не готова к конкуренции с зарубежной. Конкурентоспособность надо резко повышать, в том числе, учась у иностранцев. Отечественные предприятия пока не заняли рыночных ниш, соответствующих их сильным сторонам. Искусственное «воздержание» нации от достижений мирового рынка создало гигантский потребительский голод на иностранную продукцию. Стоило открыть границы, и иностранные товары неудержимым потоком хлынули в страну. Их импорт оказался баснословно выгодным делом. В российских условиях пока (кроме исключительных случаев) производство не приносит таких доходов. И абсолютно естественно, что гибкий и всеядный в смысле выбора рода деятельности, мелкий бизнес (коммутанты) стал заниматься торговлей, а не производством.
Реальный пример Аптеки стимулируют прогресс российской медицины. Среди могущественных действующих лиц фармацевтического рынка аптеки занимают едва ли не самое скромное место. Это типичные «серые мыши», ведущие свой небольшой по объему и технологически несложный бизнес. Тем не менее, получив в 1991-92 гг. хозяйственную самостоятельность в рамках сохранения государственной собственности (на конец 1995 г. подавляющее большинство аптек остались муниципальными) и лишившись бюджетной финансовой поддержки, аптеки быстро усвоили рыночные методы поведения. Директора аптек научились самостоятельно формировать конкурентоспособный ассортимент лекарств, выбирать хороших поставщиков, следить за изменениями спроса и оперативно реагировать на них. В результате аптеки всего за 3-4 года превратились в крепкие малые предприятия и даже добились значительного финансового успеха. Если в 1992 г. годовой оборот средней московской аптеки при пересчете в доллары не превышал 40 тыс., то в 1995 г. он составлял уже 700 тыс., продемонстрировав фантастический 20-кратный рост в твердой валюте. А одна треть из 500 московских аптек перевалила за миллионный рубеж продаж (в долларах), достигнув, таким образом, показателей, недоступных даже большинству аптек на Западе. Но модернизацией собственной деятельности влияние аптек на фармацевтический рынок страны не исчерпывается. Дело в том, что в России сложилась иная, чем на Западе, цепочка продвижения лекарства на рынок. В большинстве стран фирмы производители должны убедить врача в достоинствах новых лекарств. Тот прописывает рецепт и больной обращается в аптеку за лекарством. В России роль аптеки значительно более активна. Безрецептурные лекарства вообще становятся знакомыми населению в основном, когда их начинают рекомендовать продавцы аптек. С рецептурными лекарствами дело обстоит сложнее: врачи должны в деталях знать их свойства, чтобы начать назначать больным. Но перегруженный работой российский врач на практике редко штудирует новейшую научную литературу. Свойствами того или иного препарата он начинает интересоваться только тогда, когда (и если) аптечные работники информируют соответствующие лечебные заведения о поступлении его в продажу. Таким образом, движимые стремлением расширить свой оборот скромные аптеки-коммутанты становятся основным проводником новых лекарств на рынок. Тем самым, ликвидируется отставание отечественной медицины от новейших приемов лечения (по оценкам, в плане используемого ассортимента лекарств оно достигает 25-30 лет). Мировые новинки заставляют подтягиваться к соответствующему уровню и отечественных производителей. Самое же главное, что облегчается лечение недугов миллионов наших сограждан. Не надо, впрочем, и идеализировать роль аптек. Фармацевты – не врачи и не должны сами лечить людей. Верховный контроль за поступающими в Россию лекарствами, поэтому, должен принадлежать врачебной общественности страны.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Объясните, какие черты коммутантов проявились в деятельности российских аптек. 2. Почему именно аптеки наиболее чутко реагируют на изменение спроса?
Оборотная сторона медали состоит в том, что коммутанты-импортеры стали удовлетворять потребность и в добротных стандартных, и в люксозных или специализированных, и в инновативных (для русского рынка) продуктах. Или, другими словами, оказались способными стать конкурентами – и очень опасными – всем остальным типам предприятий. И в этом тоже есть свои плюсы и минусы. Хорошо, что конкуренция ограничивает всевластие отечественных монополистов. Но плохо, когда конкуренция импортных товаров вообще закрывает ряд отраслей для наших фирм. Действительно, новый российский бизнес неторгового характера имеет явную тенденцию концентрироваться в тех сферах, которые по самой своей природе труднодоступны для импортных товаров: в строительстве, производстве мало транспортабельных товаров (пример – кирпич), запчастей к отечественной технике, ресторанном деле, медицине, предоставлении услуг. В большинство же отраслей промышленности он просто не рискует идти.
|