![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТНК и импорт технологии.
Поскольку проблема модернизации хозяйства путем импорта технологий стоит остро и для России, остановимся на этом процессе чуть подробнее. Зарубежные филиалы ТНК выполняют на капиталистическом рынке функцию непосредственных носителей процесса международного обмена экономическим и техническим опытом, причем носителей исключительно эффективных. Если с помощью внешней торговли в другую страну переносится только готовый продукт, а лицензии осуществляют трансферт технологии в узком смысле слова, то деятельности филиалов способствует гораздо более глубокому проникновению иностранного опыта в экономику. Начнем с конкретного примера. Уже четверть века импортные японские и западноевропейские компактные автомобили в массовых масштабах продаются на американском рынке. Знакомство с иностранной технологией, таким образом, уже давно состоялось. Но состоялось именно знакомство, а не усвоение. За эти годы ведущие американские компании неоднократно пытались наладить производство аналогичных машин. Однако все попытки оказались безуспешными. Постепенно складывалось мнение, что рентабельное производство небольших автомобилей в стране невозможно (слишком большая зарплата, низкое качество труда, плохие комплектующие детали). Американские фирмы решили проблему путем переноса производства на ассоциированные компании в Японии и Южной Корее. Положение радикально изменилось, когда во второй половине 80-х гг. «Хонда», «Ниссан», «Мазда», «Мицубиси» и «Тойота» одна за другой начали открывать производственные филиалы в США. Их деятельность оказалась успешной, более того далеко превзошла проектировки. Ряд фирм, в частности, «Хонда» даже начали экспорт своих американских автомобилей обратно в Японию. «Японские промышленные предприятия быстро становятся интегральной частью американского индустриального ландшафта. Теперь все время говорят об их новаторских методах производства и труда, высоком качестве и хорошем контакте с местными общинами. Непосредственно через конкуренцию и косвенно своим примером японские компании многому учат своих новых американских соседей», – так авторитетная английская газета «Файнэншл таймс» оценила ситуацию. Действительно, помимо самого продукта и технологии его изготовления, филиал использует разработанную материнской фирмой систему организации труда, управления, маркетинга, участвует в совершенствовании товара. Более того, все это он перенимает не механически, а приспосабливая к местным условиям. По существу, борьба филиала за свое выживание и рыночный успех, а также реакция на его деятельность местных фирм – это и есть стихийный механизм усвоения иностранного опыта, его включения в национальную промышленную культуру или кластер фирм. Нельзя сказать, что экономическая наука полностью определила, в каких условиях конкурентоспособности нации растет, а в каких – падает в результате действий ТНК. Однако благоприятный процесс переноса технологий идет активнее при условии, что: Ø филиал создается в обрабатывающей, а не добывающей отрасли; Ø филиал устанавливает связи с местными поставщиками и хотя бы часть продукции сбывается на местном рынке; Ø филиал действует в рамках уже существующего или только формирующегося кластера конкурентоспособных отраслей.
|