Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
Данный принцип уголовного судопроизводства тесно связан с пре- дыдущим и также призван обеспечивать право человека на личную жизнь. Но при производстве по уголовному делу нередко возникает объективная необходимость вторжения в эти сферы личной жизни для получения информации, собирания доказательств. Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Поэтому процессуальное содержание данного принципа определяет, что процессуальным основанием вторжения государственных органов и должностных лиц в эти сферы личной жизни может быть только судебное решение. Само вторжение может быть, во-первых, в форме ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений1. Во- вторых, это может быть наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления; их выемка в учреждениях связи. В-третьих, это может быть контроль и запись телефонных или иных переговоров, а также получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. В особенной части УПК регулируется порядок производства таких следственных действий, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК); контроль и запись телефонных и иных переговоров (ст. 186); получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК). Процессуальный порядок включает в себя основания и условия производства таких следственных действий, участников процесса, в отношении которых они могут производиться, в каком порядке они осуществляются, чем гарантируется их законность и достоверность получаемой ин- формации, как они оформляются и пр. Нарушение такого порядка, так же как и нарушение общих положений данного принципа, влечет признание доказательства недопустимым. В решениях ЕСПЧ также подчеркивается, что доказательства, добытые в результате подобных действий, но в нарушение закона, не могут быть положены в основу обвинения, если по делу не получена иная убедительная совокупность доказательств2.
1 См. ст. 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697. 2 См. решение ЕСПЧ по делу «Быков против России» от 10 марта 2009 г., жалоба № 4378/02.
|