Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суд как участник уголовного судопроизводства






Процессуальная роль суда в уголовном судопроизводстве опреде- ляется конституционным положением о самостоятельности и незави- симости судебной власти, отделении ее от исполнительной и законо- дательной власти (ст. 10 Конституции). Из ст. 1 Закона о статусе судей и ст. 1 Закона о судебной системе следует, что носителями судебной власти являются судьи, т. е. лица, наделенные в конституционном по- рядке полномочиями осуществлять правосудие и осуществлять свои полномочия на профессиональной основе, а также представители на- рода, привлекаемые в установленном порядке к осуществлению право- судия. Из этого следует, что судом как субъектом уголовного процесса является состав суда, рассматривающий дело или решающий иные про- цессуальные вопросы. Согласно ст. 30 УПК большинство уголовных дел и иных процессуальных вопросов разрешаются судьей единолично. В зависимости от содержания и характера процессуальных действий судья осуществляет их или в судебном заседании с участием иных субъектов процесса, или единолично и самостоятельно. Например, судья, ознакомившись с материалами уголовного дела, поступившего в суд, может самостоятельно принять решение о назначении слуша- ния данного дела в судебном заседании. Если возникают основания для возвращения дела прокурору, судья проводит предварительное слушание с участием заинтересованных участников процесса (ст. 227, 229, 234 УПК). Единолично действуют все мировые судьи. Единолично рассматриваются дела в апелляционной инстанции, если ею является районный суд.

Коллегиально в составе судьи и 12 присяжных заседателей могут рассматриваться дела о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК, если об этом ходатайствует обвиняемый. В указанных в п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК случаях суд действует в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции. При этом для одних составов преступления такой состав является обязательным, а для других он может быть толь- ко при наличии ходатайства обвиняемого. В коллегиальном составе действуют и вышестоящие судебные инстанции, кроме районного суда, проверяющего решения мирового судьи в апелляционном по- рядке (ч. 3–5 ст. 30 УПК). При коллегиальном рассмотрении один из судей выполняет полномочия председательствующего в судебном заседании (ст. 243 УПК).

Из ст. 15 УПК следует, что суд отделен от стороны обвинения и стороны защиты. Он выполняет функцию разрешения дела, а также создает необходимые условия для исполнения сторонами их процес- суальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.


Для выполнения этой важной и центральной функции уголовного судопроизводства суд наделяется широкими процессуальными полно- мочиями. В ст. 29 УПК дается общий перечень этих полномочий, из которых следует, что суд выполняет в процессе две собственные функции: разрешения дела по существу и судебного контроля.

Как орган, разрешающий уголовное дело по существу, суд наде- ляется исключительными полномочиями:

1) признать лицо виновным и назначить ему наказание, а также принять решение о возмещении вреда;

2) применить к лицу, признанному невменяемым, принудитель- ные меры медицинского характера;

3) применить к несовершеннолетнему, совершившему преступле- ние, принудительные меры воспитательного воздействия (ч. 1 и п. 3.1 ч. 2 ст. 29 УПК).

Кроме того, при рассмотрении уголовного дела, при наличии оснований, предусмотренных ст. 24–28.1 УПК, а также при отказе го- сударственного обвинителя от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК) суд может прекратить уголовное дело, что также разрешает его по существу. Эти полномочия и порядок их реализации детально регламентируются в Особенной части УПК.

Как орган судебного контроля суд может участвовать в любой стадии процесса. Он наделен полномочиями осуществлять, в случаях, предусмотренных законом, предшествующий контроль законности дей- ствий или решений должностных лиц в досудебных стадиях процесса. Например, по ходатайству следователя суд принимает решение о за- ключении обвиняемого под стражу или продлении срока содержания под стражей; о производстве обыска в жилище, контроле телефонных переговоров, помещении обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы и т. д. (ч. 2 ст. 29 УПК). В указанных в законе случаях суд дает заключение о наличии в действиях должностных лиц признаков преступления, что позволяет возбуждать против них уголовное дело (п. 2, 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК).

Суд осуществляет последующий контроль по жалобам участников

процесса на незаконные действия (бездействие), решения в досудеб- ных стадиях (ст. 125 УПК, ч. 5 ст. 165). Кроме того, исключительной компетенцией суда является и контроль вышестоящих судебных ин- станций законности, обоснованности, справедливости приговоров, а также законности и обоснованности иных судебных решений (п. 4 ч. 1 ст. 29 УПК). Суд осуществляет еще один особый вид контроля в стадии исполнения приговора — корректирующий контроль, раз-


решая различные процессуальные вопросы, возникающие в связи с исполнением приговора органами исполнительной власти (гл. 46, 47 УПК).

Полномочия суда определяются также в зависимости от подсуд- ности уголовного дела. Подсудность — это установленная законом со- вокупность качеств уголовного дела, от которых зависит, какой из судов судебной системы правомочен рассматривать уголовное дело в качестве суда первой инстанции. Закон различает предметную, территориаль- ную и персональную подсудность. Предметная подсудность зависит от квалификации преступления и показывает, в суде какого звена

судебной системы должно рассматриваться дело в первой инстан- ции (ст. 31 УПК). Основную нагрузку по рассмотрению уголовных дел выполняют районные суды и мировые судьи. Мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено лишение свободы до трех лет, но законодатель уста- навливает достаточно большой список исключений (ч. 1 ст. 31 УПК), перераспределяя исключенные составы между другими звеньями судов. Судам субъектов РФ подсудны дела о преступлениях, перечис- ленных в ч. 3 ст. 31 УПК, содержание которой изменилось с 1 января 2013 г. Например, до этого времени этим судам были подсудны дела примерно по 50 статьям Особенной части УК, а с 2013 г. осталось примерно 30 составов. Кроме того, эти суды рассматривают дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государ- ственную тайну. До 1 января 2013 г. полномочиями первой инстанции наделялся и Верховный Суд РФ, но с 2013 г. он больше не имеет таких полномочий. Аналогично применяются правила предметной подсуд- ности и в военных судах (ч. 5–9 ст. 31 УПК). Предметная подсудность определяется законом и не может быть изменена в ходе производства по конкретному делу.

Территориальная подсудность определяется, как правило, по месту

совершения преступления, но в отдельных случаях это может быть место окончания преступления, или место совершения большинства преступлений, или наиболее тяжкого из них (ст. 32 УПК). Террито- риальная подсудность может быть изменена (ст. 35 УПК): а) в случае отвода судьи или всех судей данного суда и при наличии оснований для его удовлетворения; б) если не все участники проживают на территории юрисдикции данного суда и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности дела. Для изменения подсудности необходимо ходатайство стороны или инициатива пред- седателя суда, в который поступило дело, при наличии указанных оснований. Особый случай изменения подсудности установлен для


некоторых преступлений против общественной безопасности или против основ конституционного строя и безопасности государства, прямо указанных в ч. 4 ст. 35 УПК. Он может применяться, когда суще- ствует реальная угроза личной безопасности участников процесса или их родственников. По ходатайству Генерального прокурора или его заместителя Верховный Суд в лице коллегии из трех судей Верховного Суда в судебном заседании с участием заинтересованных участников рассматривает данный вопрос и может принять решение о передаче дела по подсудности из территориального суда субъекта РФ в окруж- ной (флотский) военный суд. Изменение территориальной подсудности во всех случаях допускается лишь до начала судебного разбирательства. Персональная подсудность определяется в соответствии с указан- ными в законе особенностями личности обвиняемого. Например, подсудность дел только военным судам установлена в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. Если пре- ступление совершено в соучастии и хотя бы один из обвиняемых относится к данной категории лиц, все дело будет рассматриваться военным судом, если дело в отношении данного лица нельзя выде- лить в отдельное производство (ч. 5–7.1 ст. 31 УПК). Персональная подсудность установлена и для члена Совета Федерации РФ, депутата Государственной Думы РФ, судьи федерального суда и мирового судьи, дела о преступлениях которых независимо от квалификации могут по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматриваться Верховным Судом РФ, а с 2013 г. подсудны судам

субъектов РФ (ч. 3 ст. 31 УПК).

В пределах указанных полномочий суд является единственным участником уголовного судопроизводства, осуществляющим судеб- ную власть при производстве по уголовному делу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал