Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политология как наука и предмет






 

В обществознании издавна признается, что политика – самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами. Однако понимание политики остается разноречивым, многообразным.

В повседневной жизни слово «политика» вызывает у людей самые разнообразные ассоциации. У одних они связаны с образом президента, у других – с представлениями в деятельности парламента и политических партий, у третьих – с участием в митингах, демонстрациях и выборах.

Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том, насколько сознательно или бессознательно каждый человек оказывается субъектом политических отношений, насколько обдуманно он делает свой политический выбор при голосовании в органы власти, понимает ли он последствия своего того или иного действия, участвуя в каких-либо общественных акциях протеста или поддержки.

Глубокое изучение политики важно для более широкого понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них ощущения собственной значимости и сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции. Развитая способность анализировать и интерпретировать политические процессы вырабатывает у индивида умение самостоятельно ориентироваться в мире политики, в каком бы качестве он ни выступал: в качестве сознательного гражданина, кандидата на государственную должность, рационального избирателя и т.д.

Термин «политология» образуется из сочетания двух греческих слов «polity» (что означало политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти) и «logos» (знание). Поэтому политологию определяют как учение и науку о политике.

Термин политическая наука употребляется для обозначения особой академической дисциплины, которая оформилась после второй мировой войны. Ее признание в большинстве стран мира связано с образованием в 1949 году Международной ассоциации политических наук. С тех пор политология стала важным фактором воспитания полноценных граждан. На Западе она вошла во все университетские программы.

В современной научной литературе существуют различные представления о том, что такое политология. Одни ученые полагают, что политология – это «перекресток» наук, в той ил и иной мере занимающихся изучением политической реальности. Другие рассматривают политологию как своего рода «номинацию» (собирательное наименование) для обозначения всего комплекса политических наук. Третьи, считают, что политология является самостоятельной научной дисциплиной, отождествляя ее с политической наукой. В странах, где большое развитие получила политическая социология, бытует мнение, что политология – это особый вид политической публицистики, связанной с анализом и комментированием текущих политических событий.

Политология как научная дисциплина выступает синонимом политической науки. Существует множество определений политической науки. Она рассматривается как: 1) форма духовной творческой деятельности по получению новых знаний о политической реальности; 2) социальный институт по производству, хранению и передаче политических знаний с рефлексией.

Целью политической науки как творческой деятельности является получение нового знания о политической реальности.

 

 

2. Развитие и становление науки – политологии.

Древнейшие политические учения возникли в Египте, Двуречье, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока, где возник самый ранний тип общества, приведшего на смену первобытному. Наиболее развернутые политические концепции сложились в Древней Индии и Древнем Китае. Брахманизм возник в середине 1-го тысячелетия до н.э. и был направлен на обоснование кастового строя и привилегий знати; государство понималось им как продолжение карающей силы богов; основная его функция виделась в обеспечении стабильности существующих порядков. Идея наказания выступала как фундамент политических воззрений, а главным методом осуществления власти считалось принуждение.

В борьбе против жреческой религии в 6-5 веках до н.э. сформировался буддизм. Он, как и брахманизм, признавал существование четырех каст, а его социальные требования сводились, по существу, к уравниванию каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя.

Одним из самых влиятельных течений общественной мысли Древнего Китая было конфуцианство, основанное Кун Фу-цзы (551 – 479 гг. до н.э.). Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено, но выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. В конфуцианстве содержится также одна из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистического государства (император – отец, подданные – дети) и меритократическую форму правления (у власти должны стоять самые достойные).

Именно начала научного знания о политике в Европе были заложены в Древней Греции Платоном (424-347гг. до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг. до н.э.).

Платон считал, что в государстве возможны три основные формы правления: монархия, аристократия и демократия. Идеальная форма правления государством, по Платону, - аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному». Демократия – власть бедных, где господствует неограниченная свобода, равнозначная полной неурядице, стихии наглости и анархии.

Дальнейшая разработка политических идей античности связана с именем Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Аристотель рассматривал государство как сложную организацию, возникшую из естественного, присущего свободным людям политического общения. В своей работе «Политика» он определяет функции государства и считает его не просто средством обеспечения безопасности граждан и регуляции общественной жизни с помощью законов, но и достижения счастливой жизни. Аристотель высказал ряд основополагающих мыслей о демократии. В частности, о социальной основе демократии, выборности правителей и избирательном праве, о необходимости сообразования государственных учреждений с состоянием народа и другие.

Аристотель подчеркивал, что «самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Мировоззрение Средних веков было в своей основе теологическим (все науки выступали как разделы богословия), а притязания католической церкви на решающее е участие в политике основывалось теократическими теориями, суть которых сводилось к тому, что государство должно занимать подчиненное по отношению к церкви положение.

Августин (354-430гг.), христианский теолог, один из «отцов церкви», считал, что только церковь является истинным государством, и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Согласно его учению, изложенному в работе «О граде божием», бог наделил человека свободной волей, то есть способностью жить или по своему, или по божьему. Выбор способа жизни зависит от веры и любви как источник истины и спасения. Отсюда противоречие града божьего и града человеческого: «Итак, два града созданы двумя видами любви, а именно: земной – любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесной – любовью к Богу вплоть до забвения себя».

Бог не отвечает за зло в мире, он как авторитет в конечном счете способствует возобладанию добра и справедливости согласно предусмотренному вечному порядку. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии, то все формы правления, согласно Августину, равно как авторитет и полномочие власти, становятся достойными того, чтобы им подчинялись. Августин считал, что церковь, как сообщество верующих, выше, чем «земной град».

Средневековый итальянский католический теолог, монах-доминиканец Фома Аквинский (1225-1274 гг.) считал власть божественным установлением. Он предпочитал формулу власти – монархию. Власть по Аквинскому есть неизменное добро, всегда нечто хорошее, благое. Однако властью может овладеть и зло. Насколько действия правителей отклоняются от воли бога, утверждал Аквинский, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление.

Намеченное в древности политическое знание было обогащено и развито виднейшим политиком и ученым эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), которыйопределил политическую науку как науку о государстве. Главное исследование Макиавелли – государственная власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Он являлся сторонником республиканской формы правления, считая, что республика – лучшая форма правления, так как она делает каждого ответственным за судьбу правления. Но республиканская форма правления не всегда возможна, нельзя сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты гражданские добродетели. Для эпохи Возрождения характерны идеи основоположников раннего утопического социализма Т.Мора и Т.Компанеллы. В их трудах дается упрошенная модель будущего общества и государства, которая представлена элементами всеобщего аскетизма, уравнительностью, законодательной регламентацией отношений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал