Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индия в раннее Средневековье.






Ирина Г. Политическая карта Индии в III в. — до возвышения династии Гуп-тов — выглядела следующим образом. Кушанская держава после Васу-девы I находилась в состоянии глубокого упадка и окончательно потеряла контроль над долиной Ганга. Почти в то же время перестала существовать и другая крупнейшая держава царство Сатава-хана. В Северной Индии возникло множество мелких государственных образований, стоявших на различных ступенях социального и политического развития — монархических и олигархических; немаловажную роль играли также племенные союзы. Первого представителя династии источники называют просто Гупта.

Подлинным основателем державы стал сын Чандрагупта I. Чандрагупта I принял новый титул — махараджадхираджа. Сын его Самудра-гупта. Самудрагупта еще более укрепил власть династии и расширил территорию.

Появление великодержавной идеологии, впрочем, предполагает наличие могущественного государства. Складывается настоящий культ царя как живого божества. Правитель наделяется всеми возможными личными достоинствами — умом он превосходит легендарных мудрецов древности, своими стихами заслужил титул «царя поэтов», не знает себе равных в игре на музыкальных инструментах и т.д Сын и преемник Самудрагупты, Чандрагупта II, вступил на престол в 376 г. и царствовал более 30 лет

Но основными направлениями внешней политики были западное и северо-западное. Надпись на колонне повествует о том, что царь покорил Пенджаб, «переправившись через семь потоков Инда», и победил вахликов. Как бы то ни было, на рубеже IV—V вв. сложилась обширная держава Гупта, простиравшаяся от Аравийского моря до Бенгальского залива. Правление Чандрагупты II рассматривается как время расцвета гуптской культуры. Предание связывает с его двором жизнь и деятельность крупнейших поэтов и ученых. Наследовал Чандрагупте II его сын Кумарагупта I. сына Кумарагупты I, Скандагупты (455—467)

По всей видимости, ему удалось добиться успеха в борьбе с поздними Кушанами и отразить натиск эфталитов в Гандхаре. Упадок государственной казны иллюстрируется постепенным ухудшением качества монет. Согласно джайнской исторической традиции, конец династии приходится на 231 г. гуптской эры Последние десятилетия гуптской эпохи ознаменованы вторжениями гуннов-эфталитов.

Уже было отмечено, что империя Гупта отнюдь не имела единообразной структуры. Лишь ее центральный регион непосредственно подчинялся верховному правителю — далее располагались обширные зависимые и полузависимые территории. Военная политика гуптских царей в общем имела вполне традиционный характер, и результатом ее чаще являлось перемещение местной знати, нежели ее истребление или полное устранение от власти По именам видно, что в большинстве районов государства власть передавалась по наследству и наименование владетельных князей титулами царского военачальника, министра или главы провинции (упарика) носило порой формальный характер. На обширных территориях, подвластных Гуптам, складывалось новое «кшатрийство».

Административные должности в Гуптской державе зачастую занимали представители местных династий. Структура государства имела как бы «семейный» характер, ибо провинциальными наместниками нередко становились царские сыновья или другие родичи. Основу социального уклада индийской деревни IV—VI вв. составляла соседская община. Хозяйство велось силами отдельных семей, владевших основными средствами производства. Социальная дифференциация чаще основывалась на иных принципах — таких, как принадлежность к господствующей в регионе касте, отношения традиционного господства и подчинения, обладание властью, начиная с должности сельского старосты. Для индийской деревни характерно длительное существование патриархальных и полурабских форм эксплуатации. Широко использовался труд батраков и издольщиков. Отсутствие крупных хозяйств и наличие в деревне массы безземельных или малоземельных работников, очевидно, препятствовали широкому распространению рабского труда в древней Индии. Делами касты, а порой и общим имущественным фондом ведал специальный совет, по наиболее существенным вопросам могла быть собрана сходка. Существенной чертой кастового строя является его иерархичность. Население обязано было исполнять в пользу нового владельца трудовую повинность (вишти), но еще большее значение имели различные натуральные и денежные платежи. Брахманам и религиозным учреждениям принадлежала значительная часть земельного фонда, и она расширялась за счет активной политики колонизации и дарений пустующих земель.

Падение империи Гупта в начале VI в. ознаменовало существенные изменения в общем облике североиндийской цивилизации, хотя этот перелом и не был резко выражен Основой этого перелома, возможно, явились изменения в способе производства, переход к использованию более свободного труда в сельском хозяйстве. Начать надо с натурализации экономики и упадка городов. После III в. начался упадок прежде всего в западных областях. Вторая фаза упадка начинается после VI в. Она охватывает прежде всего города среднего течения Ганга. Торговля, видимо, в значительной мере замирает. Металлические деньги почти выходят из употребления Возрождение городской жизни началось в части страны в XI в., и только к XIV в. Вторая урбанизация стала несомненным фактом. Именно в этот период распространяется земледелие, а вместе с ним и государственность на недавно еще дикие территории. Вслед за земледельцами на новые территории шли брахманы, а также ремесленники и торговцы, а затем и чиновники.

С IX в. Появляется термин тхаккура, означавший землевладельца из любой касты, имевшего тот или иной титул. Соответственно слабел, сокращался и терял значение собственно государственный, управленческий аппарат. Создается впечатление, что государства VII-X вв., впрочем как и

последующие, были устроены весьма просто. Двор был сведен к минимуму, основным институтом государства была армия, которая передвигалась по стране, обеспечивая лояльность населения разных территорий как бы по очереди. Армия состояла из отрядов вассалов. Наемная армия была неизвестна. Основным родом войск была пехота, конница составляла незначительную часть армии. Эфталиты и пришедшие с ними гурджары слились с местными племенами и образовали общность, получившую позднее наименование раджпутов и сыгравшую большую роль в оформлении «индусского феодализма».

К концу VI в. крупными государствами в долине Ганга можно счесть Гауда (Бенгалия), государство Маукхари и государство Пушпабхути. Расцвет Гауды связан с именем Шашанки (конец VI — 30-е годы VII в.). Его государство простиралось на запад до Праяги и охватывало часть Ориссы. Маукхари из Канауджа и Пушпабхути из Стханешвара стали союзниками, но

потерпели поражение в борьбе с Шашанкой. Харшавардхана (Харша) Пушпабхути (616-646) объединил оба княжества и приступил к завоеваниям. Он сумел объединить под своей властью долину Ганга, Бенгалию (после смерти Шашанки), Ориссу, Малву. Однако продвинуться к югу от гор Виндхья ему не удалось. После смерти Харши его государство распалось.

Именно с этого периода создается система постоянных центров политической жизни, борющихся друг с другом под флагами разных династий, —Бенгалия, Северная Индия, Декан и крайний юг.

В середине VIII в. политическая обстановка в Северной Индии изменилась. Началась экспансия кланов раджпутов из Раджпутаны и завоевание ими Северной и части Центральной Индии. Раджпуты стали претендовать на право политической власти по всей Индии. Наибольшую известность среди них приобрел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Малве и части Гуджарата. Канаудж по традиции продолжал считаться столицей всей Индии. Противоборство Пратихаров, Раштракутов и Палов, их борьба за Доаб (территорию Джамна-Гангского двуречья) стали основной канвой политических событий VIII-X вв.

К этому периоду (XI в) относится появление ислама на земле Южной Азии. Первые попытки арабов напасть на Индию морским путем были отбиты.

Предпринятая затем попытка пройти через Хайберский проход была отражена. Наконец, в 712 г. армия под руководством Мухаммеда бин Касима прошла к устью Инда по побережью Макрана и подчинила несколько княжеств на территории современного Синда. Раджпутские государства Северной Индии в основном унаследовали предшествовавший им политический и социальный строй. Но значительно большее значение в структуре господствующего класса приобрело родство. Вассальные отношения обеспечивались большей частью родственными и клановыми узами. Раджпутские кланы, тесня друг друга, двигались по равнинам Северной Индии, и это движение в дальнейшем, вплоть до колониального завоевания, не останавливалось. При завоевании новой территории подразделения клана получали округа, состоявшие из нескольких сот деревень, более мелким подразделениям выделяли доли, называвшиеся обычно чаураси, т.е. «восемьдесят четыре», хотя реальное число деревень в них могло быть различным. Глава подразделения клана, военачальник, раздавал территорию своим офицерам. Рядовой член клана, глава патронимии, получал одну-две деревни, с которых он должен был содержать отряд в помощь главе подразделения. Создался своеобразный кодекс взаимных обязательств вассала и сюзерена. Вассалы были обязаны уплатой дани, выражением покорности, присутствием и службой при дворе, помощью

государю во время войны сельские общины в целом, включая их землевладельческую верхушку, попадали в зависимость от бхогиков (тхаккуров), начинали платить им ренту и выполнять для них отработки (вишти), которые ранее возлагались лишь на самые низкие, шудрянские слои. Однако в рассматриваемый период варновым занятием вайшьев считалась уже только торговля, а земледелие и скотоводство стали уделом шудр. Это можно интерпретировать так, что сельские хозяева, члены сельской общины, стали в это время восприниматься как шудры, т.е. что их социальных статус понизился. В VII-X вв. завершается становление современной кастовой системы — возникновение многих новых каст в результате разделения более крупных прежних социальных единиц, возникновения сект и религиозных течений, арианизация племен и включение их в кастовую систему.

Северная Индия с начала XI в. стала подвергаться регулярным набегам Махмуда Газневида (998-1030), который правил империей, включавшей части современных Ирана и Средней Азии, Афганистан, а также Пенджаб и Синд. Эти походы, неизменно победоносные, могли бы насторожить раджпутских правителей и подать им мысль об объединении усилий, чтобы отстоять независимость. Однако объективные исторические обстоятельства были таковы, что союз династий Северной Индии был невозможен. Видимо, этап феодальной раздробленности, начавшийся еще с распада империи Гупта, не был преодолен. Среди передаваемых собственнику прав иногда фигурирует вишти — принудительный труд. Интересно, что в ранний период становления феодализма, во П-Х вв., вишти упоминается в надписях довольно часто, свидетельствуя тем самым о значительной подчиненности деревни власти землевладельца. Верхний слой землевладельцев в Северной Индии возник в ходе раджпутских завоеваний. Оседание на землю раджпутских кланов, как было объяснено выше, приводило также к росту

землевладения брахманов. На Юге, где таких передвижений кланов не было, тем не менее также возникает влиятельная крупная община во главе с кастами, которые не стали кшатрийскими только потому, что они и так занимали в местной иерархии место сразу после брахманов. Если реальный коллективизм и степень автономности широких (областных) общин в этот период находятся под вопросом, то самоуправление отдельных деревень, по-видимому, было достаточно реальным во всех областях Индии. Деревенские собрания имели в своем распоряжении земли, которые могли дарить и продавать. Они имели денежный фонд, составленный из рент с общих земель, а также добровольных и принудительных взносов членов общины и других жителей деревни. Деревенское собрание выступало и как сборщик пошлин, и как банкир и ростовщик, и как свидетель или гарант чужого дарения, и как судебный орган, и как организатор самообороны. Государства стремились создать стройную административную систему, но смогли добиться в большинстве случаев лишь дублирования своими чиновниками системы управления, ранее созданной общинами. Армия в этот период в основном состоит, как уже говорилось, из феодального ополчения, а на Юге, кроме того, — ополчений торговых и ремесленных корпораций. Общинная собственность на землю была ограничена необходимостью уплачивать налог

государству или тому лицу либо учреждению (храму, монастырю, группе брахманов), которому право на сбор было подарено. Общинная собственность, в свою очередь, лишь отчасти ограничивала индивидуальную собственность членов общины. Ниже слоя землевладельцев-налогоплательщиков, осуществлявших общинное самоуправление, стояли неполноправные члены общины — арендаторы, безземельные работники, ремесленники. Право на землю распадалось на два основных права, довольно четко разграниченных. Одно заключалось в праве на присвоение государственных налогов или соответствующих сумм с

землевладельцев. Другое состояло в праве распоряжаться самой землей и присваивать ренту за вычетом упомянутого выше налога.

НАТАША Ц. В Древней Европе, а затем и во всем мире распространилось греческое название «Индия». Оно означало «индская страна», или «страна на Инде». Огромные размеры страны, многообразные различия физико-географических, климатических, природных условий, необычайная разнородность состава индийского населения и другие факторы были причиной того, что политическое единство не было характерным для средневековой Индии. Был разделен на многочисленные княжества. В индийской истории переход от древности к Средневековью отмечает эпоха Гуптов (IV—VI вв.). О происхождении династии Гуптов известно очень мало. Согласно эпиграфическим данным, основателем династии был человек по имени Гупта. Подлинным же основателем державы стал Чандрагупта I. Видимо, с его коронации начинается отсчет гуптской эры. В течение своего кратковременного господства он укрепил власть и престиж династии (320 —около 330 гг.). Сын Чандрагупты I Самудрагупта вошел в историю как великий завоеватель (335—380 гг.). К концу его царствования империя включала почти всю Северную Индию. Империя Гуптов стала одной из крупнейших на Востоке. Центром ее была Магадха. В 380 г. трон перешел к его сыну, Чандрагупте II, который правил до 415 г. При Чандрагупте II государство достигло максимальных пределов, простираясь от À равийского моря до Бенгальского залива. Материалы нумизматики позволяют говорить о денежной реформе при Чандрагупте II. Его предшественники выпускали только золотые монеты, он же ввел в обращение также серебряные и медные Однако империя Гупта отнюдь не имела единообразной структуры. Лишь ее центральный регион непосредственно подчинялся верховному правителю, — далее располагались обширные зависимые и полузависимые территории. Бурный рост местной аристократии. Сохранялись и различные формы самоуправления — деревенские общинные советы, кастовые и профессиональные объединения и т. д. Основу соц уклада индийской деревни составляла соседская община. Касты имели местный характер, создавали организационную структуру общины, гарантировали ее устойчивость и консерватизм. Процесс развития частного землевладения. Появляются специальные грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли. Развитие сх, Высокого уровня развития достигли ремесленное производство и торговля. Государства VII—XII вв. были устроены весьма просто. Двор — сведен к минимуму. Основным институтом государства являлась армия. À рмия состояла из отрядов вассалов. Наемная армия была неизвестна. Основным родом войск являлась пехота. В VII—X вв. завершается становление современной кастовой системы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал