Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура средневековой Индии.
Ирина Г. Гуптский период был золотым веком индийской нумизматики. Тогда же начали складываться основные типы монументальных сооружений, получившие распространение уже в период средневековья. Находки почти двух десятков кладов золотых монет в различных районах Индии говорят о размахе и регулярности денежного обращения. Пьеса Шудраки «Глиняная повозка» служит образцом чисто городского жанра «купеческой драмы». Для придворного театра предназначались драмы Калидасы, написанные на героические и легендарные сюжеты. Первая половина I тысячеления — время сложения классического индуизма. «Махабхарата» была записана, по-видимому, незадолго до Гуптов. В послегуптское время практически не появлялось новых сочинений этого жанра — древнее священное предание (смрити) окончательно канонизируется, и начинается активное его комментирование. Гуптские цари покровительствовали всем религиям, но наибольшую роль играл индуизм. Сами Гупты обычно называли себя почитателями Вишну (парамабхагавата), но на монетах, особенно поздних, помещается и шива-итская символика. Городская новелла этого времени широко вошла в средневековые сборники так называемой обрамленной повести. Как свидетельствует «Камасутра» Ватсьяяны, город считался воплощением изысканной культуры в противоположность простой и грубой деревне. Наряду с городом центром культуры являлся и царский двор, где создавалась искусная поэзия кавья. Для придворного театра предназначались драмы Калидасы, написанные на героические и легендарные сюжеты. Традиция связывает знаменитого поэта с Чандрагуптой II Викрамадитьей, и, возможно, в данном случае она достоверна. В поэме «Родословие Рагху» находят прямые намеки на военные успехи его царственного патрона. Примерно к тому же времени относится творчество ученого врача Сушруты и лексикографа Амарасинхи, на рубеже V—VI вв. жил астроном и математик Арьябхата, а несколькими десятилетиями позже — Варахамихира. Литературные и научные сочинения этой эпохи, несмотря на верность традициям, имеют отчетливо выраженный авторский характер. «Рамаяна» рассматривается как прямая литературная предшественница поэзии кавья. Эпос явился своего рода кодексом морали и философии, обширным сборником наставлений и живых примеров. В этом качестве «Махабхарата» весьма близка поздним книгам о дхарме — религиозном долге и добродетельном поведении. В послегуптское время практически не появлялось новых сочинений этого жанра — древнее священное предание (смрити) окончательно канонизируется, и начинается активное его комментирование. К середине I тысячелетия оформляются основные книги пуран — обширных сводов мифов и преданий индуизма. В отличие от текстов ведийской религии эпос и пураны не являлись сочинениями, чтение и слушание которых ограничено кругом жрецов и «дваждырожденных», — они доступны и близки основной массе населения (шудрам в индийской терминологии). Гуптские надписи говорят о широком распространении почитания таких индуистских богов, как Вишну и Шива, Ганапати (Ганеша) и Сканда, Кумара, Картикея, женские божества Дурга и Лакшми. Представление об аватарах — воплощениях богов — способствовало отождествлению культов различного происхождения и ассимиляции религиозных верований многочисленных народов Индии. В то же время для классического (пуранического) индуизма характерно изменение отношения к божеству — популярной становится идея бесконечной преданности ему, личного служения. После Гуптов активно развиваются храмовое строительство и религиозное паломничество. Записки Фа Сяня говорят о том, что на рубеже IV—V вв. буддизм отнюдь не потерял еще своих позиций в Северной Индии. Примерно этим временем датируется творчество крупнейшего буддийского философа Васубандху. Именно индуизму в его сложившейся к концу древности форме суждено было стать основной религией страны. В религии этого времени был достигнут некий синтез верований и традиций многочисленных народов Индии. Уже на основе достигнутого единства могли развиваться региональные культуры средневековья. В религиозной сфере Индия в этот период вернулась от буддизма к индуизму. Буддизм в Индии, видимо, так и не стал массовой религией. Вытеснение буддизма из Индии, безусловно, связано с особенностями индийского социального строя периода средневековья — именно с тем, что развились кастовый строй и кастовое мышление, для которых идеальную объясняющую и закрепляющую схему представлял индуизм. Силой индуизма, способствовавшей его победе над буддизмом, а впоследствии и его успешному сопротивлению исламу и христианству, были его «слабости» — аморфность, раздробленность, отсутствие канона, церкви, догматики. Индуизм целиком состоит из сект и направлений, отличающихся друг от друга почитаемым богом, способами его почитания и т.п. Общими для всех индуистских сект были лишь несколько положений. Наиболее важное из них — учение о дхарме, карме и ахимсе. Конечной целью индуиста является не рождение в высшей варне, а освобождение из цепи рождений (мокша). К этой цели ведут три пути: путь благочестия (дхарма — здесь этот термин употребляется в ином значении, чем указано выше), путь погони за материальной выгодой (артха) и путь погони за наслаждениями (кома); они равно возможны, хотя каждый предыдущий прямее, а потому и предпочтительнее, чем последующий. В некоторых текстах сущность путей формулируется по-иному: джняна-марга («путь знаний»), карма-марга («путь деятельности») и бхакти-марга («путь любви»). В этой триаде наиболее прямым и лучшим считается третий путь, поскольку он предполагает личную любовь адепта к богу. Учение об этих трех путях, выраженное впервые в «Бхагаватгите», стало идеологической основой религиозного движения бхакти, имевшего позже большое значение. Определенным признаком общности всех индуистских культов было поклонение ряду животных, прежде всего корове. Наиболее широко почитаемыми богами в индуизме были Шива и Вишну. Культ третьего основного бога, создателя мира Брахмы, не стал сколько-нибудь массовым. Наиболее почитаемыми аватарами Вишну стали Рама и Кришна. Рама стал олицетворением справедливого царя, истинного кшатрия. Его деяния были воспеты в «Рамаяне». Объектами поклонения стали кроме него самого его жена Сита, его брат Лакшмана, предводитель обезьян Хануман и другие мифологические образы этой поэмы. Шиваизм сыграл особенно значительную роль в возрождении индуизма. Шиваитами стали вождь эфталитов Михиракула, многие члены семьи Харши. Но возникло также большое количество сект, промежуточных между шиваизмом и вишнуизмом, а также полуиндуистских-полубуддистских. Этот процесс условно называется возрождением индуизма, потому что большинство новых культов провозглашало свою связь с ведами и ведантой, восстанавливало роль брахманов и т.п. Обрядовость заняла ведущее положение среди других выражений религиозности. Мертвящая обрядовость, засилье брахманов, кастеизм неоднократно вызывали к жизни движения, иногда характеризуемые как протестантские. Чаще всего знаменем таких движений было бхакти-идея любви к богу, которая способна сделать ненужными все обряды и жрецов и дать адепту возможность прямого эмоционального контакта с богом. Чаще всего объектом бхакти было одно из божеств группы Вишну — Рама или Кришна. Кришнаитский культ, связанный с песнопениями, пронизанными чувственностью и воспевающими плотскую любовь (которая символизировала возвышенную любовь к богу), получил значительную самостоятельность, выработал свои обряды В Южной Индии с VI в. развивается течение бхакти внутри шиваизма, а с VII в. — и среди вишнуитов. Идеи бхакти в условиях, когда брахманы занимали ключевые позиции не только в духовной сфере, но и в экономике и в администрации, могли приобретать характер социального протеста. С VI в. уже заметны признаки упадка. Число выдающихся поэтов, ученых сокращается. Развивается практика комментирования древних сочинений, причем комментаторы стремятся не вносить в свои комментарии ничего нового. В VIII в. Камандака составил трактат «Нитисара», который стал одним из последних произведений этой традиции. В раннем средневековье окончательно оформляются шесть классических систем индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Значительные достижения индийской математики относятся к древности. В раннесредневековый период математические знания лишь применялись, в частности в астрономии. Варахамихира (VI в.) и Брахмагупта (VII в.) были видными астрономами этого периода. В медицине создалась национальная школа (аюрведа), оригинальная по методам, до сих пор практикуемая в Индии и за ее пределами. Очень подробно была разработана диагностика; в лечении болезней большое место отводилось гигиене и диете. Но наиболее разработанной областью индийской медицины являлась хирургия. Индийские врачи умели делать очень сложные по тем временам операции, например кесарево сечение, трепанацию черепа и т.п. Раннее средневековье — период возникновения в большинстве районов Индии литературной традиции на местных языках, хотя литература на санскрите продолжала развиваться. Основным жанром литературы оставалась поэзия. Некоторые произведения того периода рассматриваются как части индийского классического наследия. Это поэма Баны «Харшачарита», произведения Бхавабхути, Бхарави и ряда других. Получает дальнейшее развитие возникший еще в древности жанр «обрамленной повести». Из поэтов, писавших на пракритах, наиболее известен Вакпати (поэма «Гаудавахо»), живший при дворе Яшовармана. Распространение на Юге идей бхакти вызвало к жизни обширную поэзию найянаров (шиваитских бхактов) и алваров (вишнуитских), расцвет которой относится к VIII-IX вв. Гимны найянаров и алваров, как и вся литература бхакти, отличаются исключительной лиричностью, воспеванием любви к богу, изображаемой в виде земной любви. Среди изобразительных искусств издревле развивалась архитектура, с первых веков нашей эры - также скульптура и фрески. Фрески в основном покрывали стены пещерных буддийских храмов. Традиция фресковой живописи прекратилась с закатом буддизма. Скульптура же заняла ведущее положение в изобразительных искусствах благодаря ее функциональности — необходимости изготавливать в большом количестве изображения тысяч божеств. Вместе с тем связь скульптуры с религией рано предопределила установление канона, консервацию изобразительных приемов и норм. Изображения богов должны были быть традиционными — и поза и атрибутика — и практически не давали простора для проявления индивидуальности художника. Не случайно вся скульптура средневековья не имеет автора, безымянна. В V-VIII вв. начинается строительство общественных сооружений из каменных блоков, возникает несколько стилей, но они окончательно оформляются в более поздний период. К IX в. исчезает театр, имевший в гуптское время определенное распространение, по крайней мере при дворах, и связанный с именами Калидасы, Шудраки и др. Конечно, продолжалось развитие народного театра — фарса, пантомимы, — но о нем мы имеем слишком незначительные сведения. Центрами классического танца и пения сделались храмы.
Последние очаги буддийской культуры угасали в Бенгалии и Бихаре. В этот же период на северо-западе появилась новая для этого региона религия — ислам, — резко отличавшаяся от учений, возникших на почве Южной Азии, Появляется осознание общности всех индийских религий в смысле противостояния всех их исламу. В XI в. Рамануджа дал теоретическое обоснование течению бхакти. Как философ, он сделал систему веданты более понятной народным массам. Он проповедовал веру в личного бога и равенство перед богом. Материя, время и душа, по Раманудже, действительно существуют, и бог творит мир из этих трех субстанций. Составляются поэмы и сборники рассказов, ставшие священными книгами вишнуитского бхакти, -«Бхагавата Пурана» (IX-Хвв.), «Гита-го-винда» Джаядевы (XII в.). Большую роль в дальнейшей популяризации бхакти сыграли Нимбарка (вторая половина XII в.) и Мадхва (начало XIII в.). Период Х-ХП вв. был золотым веком храмового строительства. Почти все здания храмов, до сих пор вызывающие восхищение, были возведены в это время. В скульптуре и особенно в живописи, которая в это время была представлена почти исключительно стенной росписью, искусствоведы отмечают появление с VIII в. «средневековых черт» — тенденцию к переходу от трехмерного к двухмерному и плоскостному видению, к линейным композициям, к резким, нервным, угловатым линиям от плавных, спокойных, характерных для древности. Эти черты в искусстве наиболее ярко проявились на западе и северо-западе — в Раджпутане, Гуджарате, Пенджабе, но позже, в XI-XII вв., они отмечаются и в центральных областях индийской цивилизации. Наиболее значительное санскритское произведение этого периода — уже упоминавшаяся «Гита-говинда». Отличием периода служит также литература сатирического жанра (Кшемендра). Но наряду с угасанием санскритской литературы идет процесс созревания национальных языков и появления литературы на них. Для гуджаратской литературы на первом этапе ее возникновения был характерен жанр так называемых расо — стихов к танцевальной музыке, посвященной Кришне. Впоследствии этот жанр перерастает в разновидность героической поэмы. Закончить обзор периода следует тем, что окончательно кристаллизуются системы индусского права, которые затем не подвержены изменениям до нового времени. В целом период XI-XII вв. справедливо рассматривают как период застоя и канун упадка индусской культуры Империя Виджаянагар сыграла большую роль в развитии культуры дравидийских народов Южной Индии, прежде всего каннада и телугу. Косвенно существование империи и связанный с этим экономический подъем всего региона способствовали расцвету культуры также в Тамилнаде и Керале. От периода Виджаянагара сохранилось много храмовых зданий, отличающихся специфическим величественным архитектурным стилем. При дворе трудились брахманские ученые, религиозные философы, наиболее известными из которых были Видьяранья (Мадхавачарья) и его брат Саяначарья В XIV в. в Делийском султанате продолжалось развитие индо-мусуль-манской культуры, основы которой были заложены в конце ХП-ХШ в. Выдающимися представителями ее в жанре персоязычной историографии были историки Зия уд-дин Барани и Шамс Сирадж Афиф, авторы одинаково названных хроник «Тарих-и Фируз-шахи». Посвящая свой труд этому султану, Барани развивал свои взгляды на сущность власти и обязанности государя. Находясь под влиянием мистического учения чиштие, историк развивает идеал справедливого и заботящегося о благе народа правителя.. Афиф, живя в пору распада Делийского султаната, последовавшего за индийским походом Тимура (1398 г.), в пору непрерывных переворотов и мятежей, идеализирует время правления Фируз-шаха: в каждой строке историка — тоска по утраченному порядку. В плеяде поэтов самым выдающимся был Амир Хосроу Дехлеви («Делийский») (1253-1325), один из ярких представителей культуры восточного средневековья, перу которого принадлежит огромное количество высокохудожественных произведений в стихах и прозе. Поэт известен и как композитор, положивший многие свои стихи на музыку. Одним из первых Амир Хосроу обратился к разговорному кхари-боли, который он называл хиндави или дехлави. В ранний период своего творчества поэт находился под влиянием Низами Гянджеви, в подражение «Пятерицы» которого он написал свои пять поэм, аналогичных по названию и сюжетной линии поэмам Гянджеви. Поэтический гений Амира Хосроу раскрылся сильнее в лирических произведениях — касыдах, газелях, китаа, рубайатах. Славу не только поэта, но и историка принесли Амиру Хосроу его исторические поэмы — масневи. Интерес представляет его прозаическое произведение «Хазаин ул-футух» («Сокровища побед»), по существу — хвалебная история правления Ала уд- дина, его военных предприятий и реформ В XIV в. на санскрите была записана также «Повесть о плутах»Харабхадры. Едва ли не самая характерная деталь мусульманской культовой архитектуры— обширный купол на барабане цилиндрической формы, который устанавливался на квадратное в плане здание (радиус окружности основания цилиндра определялся размерами восьми-или шестнаддатиугольника, вписанного в квадрат), — была заимствована из строительной практики мусульманского Востока. Заимствована была и веерообразная кладка кирпичей и камней, с помощью которой достигался изгиб, что делало возможным сооружение арок и сводов, пришедших на смену плоским оконным и дверным перемычкам в сооружениях более раннего времени. Запрет ислама на изображение человека и животных в культовых сооружениях был распространен и на гражданские. В XIV в. в Дели поблизости от Лал Кота, резиденции первых султанов, и Килукхари, где был дворец Гийас уд-дина Балбана и его внука Кейкуба-да, появились дворец и крепостной ансамбль Сири Ала уд- дина Хильджи, затем Туглакабад — город-крепость Гийас уд-дина Туглака, Джеханпан-нах — дворец Мухаммад-шаха, наконец, крепость Фируз-шах Котла.
Сам ислам постепенно приспосабливался к древним обычаям страны, что проявилось, в частности, в восприятии элементов кастовой структуры и появлении мусульманских каст. Широкое распространение получило социокультурное явление бхакти (букв, «любовь», «преданность»). Проповедники и последователи бхакти отвергали религиозную обрядность и миссию священнослужителей как посредников между богом-абсолютом и человеком. Постижение бога, слияние с ним, в чем виделась цель человеческого существования, объявлялись доступными всем, безотносительно происхождения и положения в обществе, путем любви и личного служения богу, перед которым все равны. В течении бхакти нашли отражение как социальные, так и этические и эстетические взгляды различных общественных слоев, но прежде всего укрепившегося торгово-ремесленного городского населения, недовольного низким статусом в кастовой иерархии индуизма. В отрицании бхактами кастовой иерархии видится социальный протест против феодальных порядков, а в проповедовавшейся ими идее единого бога — тенденция к преодолению конфессиональной разобщенности торгово-ремесленного населения и к созданию городского сословия. Большое социально-политическое звучание приобрел сикхизм в Панджабе. Его первым проповедником и основателем был гуру («учитель») Нанак (1469—1539), испытавший на себе влияние известного поэта-бхакта XV в. Кабира. Вера в бога, учил Нанак, снимает с человека «позор рождения» в низкой касте и возвышает нищих и убогих. Богохульниками называл он священнослужителей-брахманов, которые «ежедневно вкушают запретный плод лжи, и при этом они еще поучают других, объясняя, что есть истина, а что — ложь; сами заблудшие, они вводят в заблуждение тех, кто идет за ними по их пути». В гимнах сикских гуру, пение которых (киртан шабад) считалось способом выражения любви к богу, прославлялся личный труд на благо всех; угодным всевышнему объявлялся «домохозяин», занятый «делом». Это было вызовом не только праздной знати, но и призывавшим к уходу от мирских дел святошам. При гуру Амардасе (1552—1574), современнике Акбара, сикхи были весьма многочисленны и делали богатые подношения своему «учителю». Можно сказать, что процесс феодализации сектантской верхушки сикхов завершился еще в XVI в. Однако сектантская идеология и организация сикхов определили их оппозиционность Моголам. Учителем сикхов была объявлена книга «Ади Гранта», или «Грант Сахиб» («Изначальная книга», или «Книга-Господин»), в которую вошли произведения десяти гуру, а также некоторых поэтов-бхактов и суфиев Кабира, Шейха Фарида.
|