Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Делийский султанат.






Ирина Г. Эпизодические набеги монгольских орд на Северную Индию не привели к завоеванию страны. Однако установление власти кочевых ханов в Средней Азии, а позднее и в ряде сопредельных стран и постоянная угроза нашествий на Индию сыграли немалую роль в деле консолидации образовавшегося здесь в начале XIII в., еще до появления монголов, государства — Делийского султаната, правящая верхушка в котором была представлена главным образом тюркской военно-феодальной знатью, завоевателями и мигрантами из Средней Азии, Ирана, Афганистана. Еще в начале XI в. Северная Индия стала объектом разорительных, грабительских набегов эмира Газни— Махмуда Газневи (998-1030). Многие города были захвачены и разграблены им. Но власть Махмуда была реальной лишь в областях городов Мултан и Лахор, которые управлялись назначаемыми им наместниками. В 1173 г. войска правителя Мухаммада Гури заняли Газни, а в 1186 г. они овладели Лахором. Правлению Газневидов был положен конец.

В 1175 г. брат правителя Гура, Муиз уд-дин Мухаммад, известный в истории Индии как Мухаммад Гури, захватил Мултан и учинил расправу над местными исмаилитами. Вскоре он овладел известным в те времена городом Уч в Синде; правитель Нижнего Синда признал себя вассалом Гуридов.

Захваченные в Индии земли Мухаммад Гури передал своему тюркскому рабу-гуляму и военачальнику Кутб уд-дину Айбеку, который продолжил завоевательную политику патрона. В 1192 г. он овладел Дели. В 1206 г. Мухаммад Гури был убит. 24 июня 1206 г. Кутб уд-дин Айбек объявил себя султаном значительной части индийских владений Гуридов. Став султаном, Кутб уд-дин положил начало примерно столетнему правлению в Дели тюркских рабов и их отпрысков, условно объединяемых в «династию» гулямов. Деспотическая власть новоявленных правителей Индии устанавливалась и поддерживалась методами жестокого подавления. Им принадлежало право решения всех важных государственных дел. Они произвольно смещали с должностей и предавали казни своих высокопоставленных подданных, конфисковали их имущество. Но сами, будучи ставленниками тех или иных группировок пришлой знати, обретали или теряли престол и власть в зависимости от исхода борьбы этих группировок. Своей столицей Кутб уд-дин сделал Дели.

Примерно тогда же была построена грандиозная пятничная мечеть, которая должна была символизировать победу ислама над «язычеством». Позднее она стала известна как Кувват ул-ислам («Мощь ислама»). Это самое раннее архитектурное сооружение в стиле индо-мусульманского строительного искусства. Враждовавшие между собой и оспаривавшие друг у друга землю и славу, раджпутские князья Северной Индии были слишком разобщены, чтобы воспрепятствовать этому. В самом же государстве Гуридов в Средней Азии и Афганистане в начале XIII в. обострилась борьба между феодальными группировками, решающей силой в которой была тюркская военная знать, опиравшаяся на ополчения воинственных соплеменников. В эту борьбу вступил и Кутб уд-дин. Он совершил поход на Газни и взял этот город, но удержать не сумел. Главной опорой Кутб уд-дина было его войско. Официальной религией Султаната стал ислам. Только христианам и иудеям, «людям [священного] Писания» (ахл улкитаб), разрешалось сохранять свою веру на условии признания себя подданными, выплачивающим харадж и джизью (подушный налог) мусульманским правителям. Насильственные методы обращения в ислам применялись, но, как правило, лишь к местным феодалам. Принятие ими религии завоевателей служило символом признания своего зависимого статуса. Вместе с тем оно открывало местным феодалам путь к почетным чинам и прибыльным должностям в войске и административном аппарате. Однако ислам проникал и распространялся также и в неэлитарных слоях общества. Большое распространение в Индии получил суфизм. Проповедь суфиями добровольной бедности, отказа от активной деятельности, воспринимавшаяся в народе как осуждение имущественного неравенства и существующего социального правопорядка, и осуждение ими богатства привлекали к суфизму многочисленных последователей. В Делийском султанате официальным языком становится фарси. Позднее, по мере распространения ислама и роста числа его последователей, разница в обложении поземельным налогом мусульман и немусульман исчезла и универсальным поземельным налогом становится харадж. В 1210 г. Кутб уд-дин умер, упав с коня во время игры в конное поло (чоуган). Тюркская знать посадила на престол его раба-гуляма Илтутмыша (1210-1236). История правления его и нескольких его преемников известна нам по сочинению типа всеобщей истории — «Табакат-и Насири». Знаменитый автор его Джузджани. Как засвидетельствовал Джузджани, многолетние войны Шамс уд-дина привели к расширению

пределов Султаната. Военные предприятия Шамс уд-дина привели к некоторой консолидации феодальной знати и к относительному усилению султанской власти. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру — признание в качестве такового от багдадского халифа. На монетах Илтутмыша появилось имя халифа. Оно

красовалось на монетах делийских султанов и после того, как в 1258 г. Багдад был взят монголами, а халиф — низложен. При Шамс уд-дине было

завершено строительство Кутб-минара — этого грандиозного сооружения, высота которого превышает 70 м, а диаметр у основания равен 14, 3 м. После смерти Илтутмыша начались раздоры между его приближенными и военачальниками-гулямами, известными как малики шамси. По свидетельству историка, все они, имея войско, чины, земли, подчинили себе страну, разделили между собой богатства и власть Положение в государстве осложнялось набегами монголов. В 1241 г. монгольские отряды во главе с

Бахадуром Таиром, одним из военачальников Хулагу-хана, захватили Лахор. Городские стены были сровнены с землей, многие жители убиты. В 1246 г. на султанский трон в Дели одной из могущественных группировок тюркской знати был возведен Насир уд-дин Махмуд, младший сын Илтутмыша Монголы неоднократно опустошали Пенджаб, в 50-х годах Лахор вновь оказался под их властью. Период регентства и правления Балбана (1265-1287) прошел в борьбе за укрепление султанской власти и подчинение могущественных тюркских феодалов, в частности непокорных правителей Северо-Западной Индии и Ауда, в борьбе против независимых племен двуречья Ганга и Джамны, Мевата и Верхнего Пенджаба. Свою внутреннюю и внешнюю политику Балбан в значительной мере подчинил борьбе с монголами. Дели в годы регентства и правления Гийас уд-дина значительно разросся. Трагедия разыгралась в 1286 г. — монголы захватили Мултан. В 1290 году к власти приходит династия хильджи. Это событие положило конец правлению в Делийском султанате «династии» тюркских рабов-гулямов. Установление в Северной Индии в XIII в. власти пришлой мусульманской военно-феодальной знати имело результатом определенные изменения в структуре господствующего феодального класса. Верхний эшелон его, представленный военной знатью, завоевателями и мигрантами, противостоял местному населению и этнически, и в религиозном отношении. Эта знать не столько вытеснила местную элиту, сколько подчинила ее своему влиянию. В процессе завоеваний часть местных феодалов-индусов, оказавших сопротивление Газневидам, Гуридам и первым султанам Дели, была истреблена или потеряла свои владения. Часть земель местных индийских правителей перешла к завоевателям. Видимо, уже в ранний период истории Султаната часть феодалов-индусов оказалась включенной в систему феодальной службы под эгидой султанов. Принятие некоторыми индусскими феодалами ислама было символом признания своей вассальной зависимости от новоявленных правителей. Гийас уд-дин Балбан распорядился предоставить пенсии (идрар) старым и немощным служилым, определенное довольствие —вдовам и малолетним сиротам, а икта их изъять. Деревни следовало утвердить лишь за теми, кто нес службу, соответствующую пожалованию. Распоряжение султана вызвало недовольство старых иктадаров и их потомков. Многие из них, находившиеся в Дели, явились к градоначальнику, отстаивая свои права, они ссылались на то, что со времени пожалования им икта прошло много времени — более 50 лет. Гийас уд-дин был вынужден отменить свой приказ и возвратить деревни престарелым иктадарам и их детям. Некоторые данные

позволяют говорить о том, что торговля и городская жизнь продолжали развиваться, несмотря на частые войны и мятежи. Можно полагать, что, несмотря на войны и мятежи, сельская экономика в XIII в. функционировала достаточно успешно, чтобы создаваемый в рамках ее прибавочный продукт удовлетворял потребности численно возросшей в Султанате с мусульманским завоеванием феодальной знати. В 1296 году к власти приходит Ала уд-дин Хильджи. В конце XIII — начале XIV в. участились набеги монголов. В 1297-1298 гг. в область Лахора вторглось 100-тысячное их войско. В процессе борьбы с монголами Ала уд-дин предпринял меры, направленные на укрепление боеспособности армии. Это позволило Ала уд-дину значительно расширить свои владения за счет территорий к югу от гор Виндхья. На монетах Ала уд-дина было отчеканено имя султана, провозглашавшегося «Александром Вторым». Однако под непосредственным контролем султана была только большая часть Северной Индии. Инд служил западной границей Султаната, за пределами которой лежали земли независимых племен. Ала уд-дин (1296-1316) в целях укрепления государства с его многообразным в этноконфессиональном

отношении населением имел намерение создать некую общую для мусульман и индусов религию, сам же претендовал на миссию пророка и основателя новой веры, которая, по словам историка, была призвана облегчить ему покорение мира. Над чиновниками фиска был установлен строгий контроль. Укрывательство собранных средств и хищения строго карались: чиновников подвергали побоям, годами держали в заключении. Своим приближенным султан запретил устраивать пиры, пить вино, навещать друг друга, заключать по своему выбору браки, дабы воспрепятствовать заговорам и мятежам. Город и область наводнили шпионы, обязанные сообщать о настроении подданных, о замышлявшихся покушениях на власть и беспорядках.

Важной мерой, преследующей укрепление центральной власти, была задуманная Ала уд-дином реформа — замена икта денежным жалованьем. Тирания и жестокость султана восстановили против него различные социальные слои, и Ала уд-дину пришлось пережить крушение собственной политики и честолюбивых замыслов. Его сын, Кутб уд-дин Мубарак-шах (1316-1320), начал правление с отмены всех реформ отца. Правление Мубарак-шаха было непродолжительным. Он был убит своим военачальником Хосроу-ханом Хосроу-хан был схвачен и обезглавлен. Его победитель вступил на престол под именем Гийас уд-дина (1320-1325), положив начало правлению династии Туглаков;. Административные реформы, задуманные и, возможно, осуществлявшиеся Гийас уд-дином, имели целью упорядочение сбора налогов, фиксацию прав мукта, а также чиновников и считавшихся таковыми представителей общинной верхушки и мелких феодалов-индусов Видимо, стремлением укрепить свою власть на Декане было продиктовано перенесение Мухаммад-шахом в 1328 г. столицы из Дели в Девагири, В 30-40-х годах от Султаната отложились Бенгалия и Варангал. Девагири и многие другие отдаленные от Дели территории были охвачены мятежами. Они подавлялись с большой жестокостью, и султан получил прозвище Хуни («Кровавый»). Не доверяя многим из эмиров, Мухаммад-шах предпринял попытку создать новую знать,

обязанную целиком ему своим возвышением. На троне Дели быстро сменяли друг друга отпрыски династии Туглаков, поддерживаемые той или иной группировкой. Последним из Туглаков на престол вступил Насир

уд-дин Махмуд-шах. При нем начался подлинный распад государства. В 1394 г. от Дели отпали земли по среднему течению Ганга Усиление центробежных тенденций имело в основе своей рост могущества феодалов-мукта, наблюдаемый на протяжении всего XIV века, за счет увеличения их личной доли в прибавочном продукте переданных в икта деревень в ущерб доле государства, поступавшей в виде налога или шедшей на содержание войска мукта. Рост экономического могущества мукта был связан также и с усилением лежавшего на податном сословии, и прежде всего общинном крестьянстве, налогового бремени. Мы не знаем точно, какую долю крестьянского урожая изымали в качестве хараджа. Известно лишь, что введение Ала уд-дином налога в размере половины урожая было мерой чрезвычайной и разорительной. Налоговая политика Гийас уд-дина Туглака была также достаточно умеренной. Особым указом он запретил взимать харадж, «превышающий десятую, одиннадцатую часть урожая». Большим

облегчением для налогоплательщиков было соблюдение правила, согласно которому чиновники учитывали потери в урожае и в соответствии с этим уменьшали размер налога. Нужда в средствах для ведения крупномасштабных войн заставила следующего правителя, Мухаммад-шаха Туглака, резко увеличить налоговое бремя. Можно предполагать, что в Индии в XIV в. существовали различные типы общин — от родовой до сельской. Однако, по всей видимости, преобладающим типом была кастовая община как модификация сельской. Верхний слой ее был представлен высокими и средними землевладельческими кастами (раджпуты, джаты, кунби и др.), а низшие слои — неприкасаемыми. Как можно судить по некоторым данным источников, пахотная

от той или иной группировкой..настия хильджи земля находилась в индивидуальном владении отдельных семей, а луга и другие угодья — в

коллективном. Существовало значительное неравенство земельных участков и имущественное расслоение среди землевладельцев-налогоплательщиков. Широкое распространение имело неполивное, богарное земледелие,

зависящее от муссонных дождей. Интенсивно возделывались заливные земли по берегам больших рек. Во многих местах земледелие зависело от искусственного орошения Богатые почвы и теплый климат благоприятствовали выращиванию почти повсеместно двух-трех урожаев зерновых. Основной зерновой культурой был рис. Повсеместно культивировались всевозможные овощи и бахчевые. Источники дают длинные перечни также и выращиваемых фруктов. Обширные площади земли находились под пастбищами и выгонами (харак), что позволяло жителям деревень и городов держать в большом количестве крупный рогатый скот, овец и коз. Важной отраслью хозяйства было ремесло, которым занимались как в деревне, где оно было преимущественно натуральным и обслуживало общину, так и в городе. Прогресс в производительных силах проявлял себя в становлении новой отрасли — производства бумаги. С распространением бумаги связано появление профессиональных переписчиков книг. Важными архитектурными деталями стали арки правильной формы и купола. В качестве строительного материала широкое распространение получает кирпич. Кирпич и камень использовались при строительстве домов знати и богатых людей. Растущие города предъявляли спрос прежде всего на продовольствие, что стимулировало развитие рынков сельскохозяйственной продукции.

В городах существовали специализированные рынки — рынок тканей, зеленной рынок, манди, или рынок зерна, рынок, где продавали лошадей, рабов и скот. Зависимость городов от снабжения их продовольствием из деревни была столь сильной, что перебои из-за войн и мятежей в подвозе зерна и других продуктов сразу вызывали нехватку и даже голод. в результате мер, принятых Ала уд-дином Хильджи против разбоев, дороги стали относительно безопасными. Индия была связана торговыми отношениями с различными странами Азии и Африки, откуда ее товары попадали в Европу. Морская торговля в XIV в. приобрела большое значение благодаря развитию техники мореходства как у индийцев, так и у их торговых партнеров — арабов, китайцев и др. Верхние слои купечества нередко были приобщены к феодальной эксплуатации: имели в собственности землю и брали на откуп налоги. Тенденция к феодализации части купечества несколько ограничивала, но не исключала антифеодальных потенций этого социального слоя. Последние обнаружили себя в учениях бхакти, ставших идеологией городской торгово-ремесленной оппозиции в XV — середине XVI в Кастовый статус ремесленников в XIV в. был значительно ниже, чем торговцев. Город, как и деревня, испытывал на себе гнет феодала. Кроме «законного» налога с торговцев и ремесленников — закята, равнявшегося 2, 5% стоимости продаваемого товара, чиновники в Делийском султанате облагали их большим числом налогов и повинностей. С городского населения собирался также налог с земли под постройками. Обложение им основывалось на доктрине о государственной собственности на землю. 1398 г. на берегах Инда появились полчища Тимура подошли к крепости Бхатнаир Дворец, укрепления, городские строения были сожжены и сровнены с землей, «так что от них не осталось и следа. Тимур прокладывал путь к Дели. Оставаться в разграбленном и опустошенном городе не имело смысла. 1 января 1399 г. войско начало движение в северном направлении. В Дели же в течение двух последующих месяцев после ухода Тимура, по словам историка, «даже птица не пошевелила крылом. В марте 1399 г. Тимур перешел р. Инд и вскоре покинул пределы Индии, оставив после себя горы трупов и пепелища. Нашестие Тимура на Индию нанесло роковой удар власти правителей Дели из династии Туглаков и привело к торжеству феодальной раздробленности и анархии. В XV в. Политическая карта Северной Индии и Декана в XV в. отличалась чрезвычайной пестротой. В Дели после ухода из города орд Тимура возобновилась борьба за власть между отпрысками династии Туглаков. И тогда занятые Тимуром Мултан и Лахор были отданы Хизр-хану, назначенному Тимуром своим наместником. В 1414 г. он предпринял успешный поход на Дели, положив начало правлению династии Сайидов, хотя сам Хизр-хан официально не короновался султаном. Его власть распространялась на область Дели, двуречье Ганга и Джамны и Пенджаб Его сын Мубарак-шах в течение ряда лет также не принимал титула султана, не чеканил монеты на свое имя и продолжал платить вассальную дань тимуридскому правителю Кабула. В 20-х годах XV в. Мубарак-шах предпринял несколько походов против феодалов-индусов Двуречья и некоторых других близлежащих к столице областей. В результате заговора мусульманской знати Мубарак-шах был убит (1434 г.). При посаженном знатью на трон Мухаммад-шахе выдвинулся Бахлул-хан Лоди, один из военачальников-афганцев на службе Сайидов. Еще в XIII-XIV вв. афганские военачальники, возглавлявшие отряды своих соплеменников —всадников и пехотинцев, служили при дворе делийских султанов и их наместников, пользовались почетом, занимали высокие посты. Многие раджи и мятежные эмиры выразили Бахлулу свое повиновение. Его сын Сикандар-шах Лоди (1489-1517) пошел на дальнейшие уступки феодалам, освободив их

от опеки государственного фиска и, по существу, отказавшись от доходов государства на пожалованных в лен территориях. Одновременно он пытался держать в подчинении наместников и вассальных князей, создал довольно четко действовавшую службу информации. В 1504 г. Агра, небольшое поселение на берегу Джамны, имевшее крепостцу, стало наряду с Дели резиденцией султана и одновременно удобной стратегической базой для военных предприятий против непокорных феодалов двуречья Ганга и Джамны.

Власть делийских султанов на Декане южнее гор Виндхья не была долговечной. Уже в 40-х годах XIV в., т.е. спустя три-четыре десятилетия после, казалось, блистательных походов военачальников Ала уд-дина Хильджи к богатствам Юга, Декан был охвачен мятежами.

Мухаммад-шах Туглак потратил немало средств и сил, чтобы привести к покорности деканских эмиров. Казалось, это ему удалось. Но, едва покинув Декан, он узнал о том, что один из бывших военачальников провозглашен мятежными эмирами суверенным правителем под именем Бахмана (1347 г.).

Своей столицей основатель династии Бахманидов сделал Гульбаргу, переименовав ее в Ахсанабад.

На протяжении всей своей истории Бахманидский султанат вел войны с соседним южноиндийским государством Виджаянагар. Борьба с Виджаянагаром осложнялась для Бахманидов внутренними неурядицами, вызванными соперничеством двух феодальных группировок мусульманской знати — декани, или потомков давнишних поселенцев-мусульман на Декане, и афакии, которые были недавними поселенцами. Человек образованный, Махмуд Гаван был меценатом. Он покровительствовал ученым и поэтам.

Незаурядные способности администратора, политического деятеля и дипломата сочетались в нем с талантом полководца. Во главе бахманидского войска он вторгся в Виджаянагар и разграбил знаменитый своим богатством старинный город Канчи. Крупной победой было взятие Махмудом Гаваном главного порта Виджаянагара Гоа (1472 г.). Махмуд Гаван был убит на глазах придворных по приказу пьяного султана (1481 г.). Последние десятилетия XV и начало XVI в. — время территориального распада Бахманидского

Султаната. Еще в 1430 г. от Бахманидов отложились Биджапур, где к власти пришла династия Адил-шахи, и Берар во главе с правителями Имад-шахи. В 1490 г. независимым правителем Ахмаднагара объявил себя Ахмад Низам-шах, положив начало правлению династии Ахмад-шахи, а в 1512 г. отпала Голконда. Под властью Бахманидов оставался только Бидар. В 1525 г.

последний бахманидский султан, не обладавший уже никакой властью, бежал в Биджапур, а его могущественный временщик Касим Барид провозгласил себя государем Бидара.

Столица, г. Виджаянагар, которая дала название всей империи, строилась семь лет на южном берегу Тунгабхадры на холмах, окружающих храм Вирупакши, одной из ипостасей бога Шивы. Княжество стало быстро расширяться. В 1340 г. Букка захватил Пенугонду, крепость, ставшую

опорой в дальнейших войнах с Хойсалами. В 1345 г. братья присоединили Тулу (побережье Карнатаки). Уже в 1358 г. начинаются войны между Виджаянагаром и Бахманидами, которые длятся почти беспрерывно до распада Бахманидского государства, позднее Виджаянагар воюет с султанатами, возникшими на развалинах Бахманидского султаната. борьба велась за междуречье Кришны и Тунгабхадры с крепостями Райчур и

Мудгал и за территорию по восточному побережью к северу от Кришны). Губернатор Нарасимха из рода Салува, объединив под своей властью три западные провинции (Чандрагири, Удаягири, Кондавиду) и заручившись поддержкой других наместников, в 1486 г. двинулся на столицу, занял ее и, не встретив сопротивления, сверг последнего представителя

династии Сангама и короновался сам. Империю стали называть Нарсинга, и в таком виде она появилась в европейских источниках XVI-XVII вв.

Однако Биджапур, Бидар, Берар и Голконда объединили свои войска и 23 января 1565 г. в битве при Таликоте (которую называют также битвой на Кришне или битвой при Ракасджи и Тангаджи) нанесли Виджаянагару сокрушительное поражение. Мусульмане с ходу заняли город Виджаянагар, разграбили его, разрушили довольно основательно и ушли. Тирумала занял город вновь без труда, но не сумел или не захотел его восстанавливать.

Столица была перенесена в Пенугонду, затем еще южнее — в Чандрагири. Империя еще боролась. При Венкате II (1586-1614) она охватывала почти ту же территорию, что и в период расцвета, но потом началась междоусобица, в результате которой правители некогда блестящей империи стали марионетками в политической игре государств, возникших на ее обломках.

Виджаянагар возник первоначально как весьма примитивное по структуре государство. Управление строилось по семейному принципу. Младшие братья Харихары и Букки укрепились на захваченных ими территориях и передали их затем своим сыновьям. Постепенно сложились провинции и обычай назначения в них временных губернаторов. Важнейшей политической проблемой была проблема сепаратизма. К началу XVI в. государственный строй Виджаянагара значительно изменился. Провинции потеряли прежнее значение, как и их аппарат и чиновники на более низком уровне. Основной фигурой в администрации стали военачальники. Наоборот, империя никогда не была так сильна, как в это время. Она была сильна, пока сильные военочальники поддерживали императора. Заметную роль в сельской местности начинают играть торгово-ремесленные слои. Оценить тяжесть налогов для этого периода трудно, но известно, что налоги брались в деньгах со всех культур, кроме риса, и доля податей с ремесленников и пошлин с торговцев была велика в государственном бюджете. Со второй половины XV в. нет сведений о серьезных конфликтах, бегстве населения из деревень, — напротив, отмечается расширение запашки, предоставление земледельцам и ремесленникам (последним — главным образом со стороны

храмов) различных льгот, чтобы побудить их поселиться в данном месте, и т.п.

НАТАША Ц. В начале XIII в. тюрки-мусульмане создали на территории Северной Индии собственное государство Делийский султанат (1206—1526 гг.). Распространивши впоследствии свои завоевания на юг. Индия была втянута в сферу мусульманского мира. Правителем султаната был провозглашен Кутб-уд-дин À йбек (1206—1210гг.). Главной опорой Кутб-уд-дина было его войско. Официальной религией Султаната стал ислам. После смерти À йбека тюркская знать посадила на престол Шамс-уд-дина Ильтутмыша (1210—1236 гг.). Эта династия известна под названием династии Гулямов (1206—1290 гг.). Многолетние войны Шамс-уд-дина привели к расширению пределов Султаната. Усиление султанской власти. 1229 г. султан Дели получил инвеституру (признание в качестве такового) от багдадского халифа. В Индии появились монгольские завоеватели. Угроза их нашествий длительное время висела над Индией и сплачивала мусульманскую знать вокруг делийского трона. Организация «Сорок». Ислам стал государственной религией. Гос языком стал персидский. Форма правления была деспотической. После смерти Ильтутмыша начались раздоры между его приближенными и военачальниками-гулямами; в государстве воцарилась анархия. В 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша, Насир-уд-дин. Однако власть фактически перешла в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана. Заняв после смерти Насира престол (1265—1287 гг.), Балбан сумел отогнать монголов. В Делийском султанате при Балбане были созданы сильный гос аппарат и огромная постоянная армия. В руках султана была сосредоточена вся полнота власти. Помощником являлся главный визирь. Основными ведомствами были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей. Для управления ими наместники (вали). Области, делились на налоговые округа. Небольшой слой мусульманской военно-служилой знати получал от султанов земельные владения в форме икта. Второй по значимости формой собственности было прямое владение государства, называвшееся халисэ. Инамами называли дарственные наследственные владения, без каких-либо условий держания. Мульк также был наследственным, но его владелец был обязан значительную часть дохода отдавать государству в качестве налога. Вакфами называли безусловные владения мусульманских учреждений. После смерти престарелого султана Балбана снова нача-лись распри между группировками знати. Верх одержали военачальники из тюркского племени хилджи. В 1296 г.правителем Дели становится À ла-уд-дин Хилджи (1296—1316 гг.). Жестокий и решительный был способным военачальником и талантливым администратором. Для пополнения казны султан конфисковал или обложил налогом земли духовенства и богатых военачальников. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться, ездить верхом. Во избежание заговоров À ла-уд-дин запретил пиры и собрания, разослав повсюду своих шпионов. Жалование воинам было повышено. Создал огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Затем султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308—1311 гг.) завоевал его. В 1320 г. под

именем Гийяс-уд-дина Туглака короновался наместник Пенджаба и основал новую династию. Новый султан снизил земельный налог до 1/10 урожая и на государственные средства строил ирригационные каналы. Подчинил Восточную Бенгалию. На престол взошел Мухамад-шах (1325—1351 гг.). Страну погубили его безумные планы и тяжелые налоги.Начался голод, а затем и восстания. Со второй половины 30-х годов держава, стремительно распадается. Развития сх и ремесла. В городах сложился рынок земледельческих и ремесленных товаров. Индия торговала с странами À зии и À фрики. Окончательный удар распадающейся империи нанесло в 1398 г. нашествие войск правителя Самарканда Тимура. Тимур стремился устрашить индийцев своей жестокостью. Истребляя население почти поголовно, он строил башни из черепов побежденных. Вошедшие в Дели войска Тимура несколько дней грабили и убивали жителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю À зию, он увел с собой тысячи пленников, прежде всего ремесленников. Его столица Самарканд была в значительной мере застроена руками пленных индийцев. С 1413 г. Делийский султанат перестал существовать какбольшая и сильная держава. Северная Индия распалась на ряд княжеств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал