Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Империя Великих монголов в 16-17 в.
Ирина Г. В начале XVI в. Индия являла собой картину политической раздробленности. На Декане в процессе распада некогда крупного и могущественного государственного образования —Бахманидского султаната возникли несколько более мелких государств. Между образовавшимися султанатами Декана происходила постоянная борьба, в которой принимало участие южноиндийское государство Виджаянагар, многолетний соперник Бахманидского султаната. Политическая раздробленность была характерна, возможно, в еще большей степени для Северной Индии. Делийский султанат в начале XVI в. оставался одним из значительных государств Северной Индии, хотя пределы его были несопоставимо скромнее, чем прежде, в XIV в., когда они охватывали значительную часть полуострова Индостан. Султанат теперь включал Панджаб, область Дели и двуречье Ганга и Джамны. Правившие здесь султаны из афганской династии Лоди предпринимали усилия к расширению своих владений. Сикандар-шах Лоди (1489—1517) подчинил себе Джаунпур и Бихар, достигнув пределов Бенгалии, привел в повиновение многих мятежных афганских и других военачальников-эмиров. Он заложил крепость Агру, ставшую позднее, во второй половине XVI в., блистательным городом, столицей Могольской империи. Объявленный после смерти отца (1494 г.) правителем Ферганы, Бабур столкнулся с другими тимуридами, посягавшими на власть в Фергане. Бабур, в свою очередь, стремился овладеть Самаркандом, самым значительным городом Средней Азии, некогда столицей Тимура. В 1497 г. он на короткое время (100 дней) захватил этот город, но вскоре оставил его, опасаясь за свое ферганское владение. В 1500 г. Бабур вновь овладел Самаркандом. Однако уже в следующем, 1501 г. против города двинул свои войска узбеков, появившихся в Средней Азии из сибирских областей Тобол и Тара. В апреле 1501 г. в местности Сери-Пул произошла битва, в которой Бабур потерпел жестокое поражение. Вскоре была потеряна и Фергана; направлялся на восток и в 1504 г. овладел тимуридским уделом с г. Кабул, крупным торговым центром на пути из Индии в Среднюю Азию и Иран. Со временем Бабуру подчинились и многие племена области Кабула. Они поступили к нему на службу и принимали участие в его военных предприятиях. Отчаявшись взять реванш в Средней Азии, Бабур устремил свои взоры на Восток — на Индию. С 1518/19 по 1526 г. войска Бабура пять раз преодолевали Хайберский проход и вторгались в Индию, грабя ее богатые города и плодородные земледельческие долины. Пятый поход оказался роковым для Ибрахим-шаха Лоди. Оснащенность войск Бабура по тем временам мощной артиллерией давала им немалые преимущества перед индийскими войсками, практически не использовавшими ее. Удачно была применена им и унаследованная от монголов фланговая тактика при мощном ударе в тыл и лоб противника. Решающее сражение с силами делийского султана Ибрахим-шаха Лоди произошло 21 апреля 1526 г. при Панипате. Так завершилась история одного из значительных государств средневековой Индии — Делийского султаната, и была основана династия Моголов, правившая в Индии вплоть до установления колониального господства. Большая часть Северной Индии, включая практически всю долину Ганга, оказалась под его властью. Завоеванные земли Бабур раздавал своим сподвижникам-военачальникам и приближенным. В основном это были джагатаи, тюрки, узбеки, а также афганцы, пришедшие с ним в Индию из Кабула. Однако значительная часть их вскоре покинула Индию и ушла обратно в Афганистан, довольствуясь захваченной добычей. Оставшиеся в Индии и получившие в качестве ваджха (пожалования) города и округа-паргана должны были с каждого лакха (100 тыс.) дохода выставлять сотню всадников. Всего три года продолжалось правление Бабура, сделавшего своей ставкой Агру, тогда —небольшую крепость к юго-востоку от Дели. Храбрый полководец, Хумаюн не был сильным администратором. Будучи знатоком и любителем персидской поэзии, он облекал свои идеи по организации управления в весьма фантастические и поэтизированные образы, например учредил четыре ведомства: ведомство огня (т.е. военное ведомство); ведомство воды, уполномоченное обеспечивать орошение дворцовых садов и следить за винными запасами в дворцовых кладовых; ведомство земли, которое должно было заниматься налогами, а также управлением коронными землями- халиса; наконец, ведомство воздуха, которому поручались дела, связанные с мусульманским духовенством, придворными поэтами и историографами. Предприняв поход в Бенгалию, Хумаюн взял Гаур, заставив Шера уйти в горную крепость Рохтас. После девятимесячного пребывания в Гауре Хумаюн покинул Бенгалию. 27 июня 1539 г. Шер совершил внезапное нападение на лагерь двигавшегося вдоль южного берега Ганга войска Хумаюна. Хумаюн бежал, оставив свою армию. Шер-хан в конце того же года короновался под именем Шер-шаха Сура (1540-1545). Попытка Хумаюна в следующем году вернуть себе царство не имела успеха. В битве при Канаудже весной 1540 г. вновь собранное войско Могола было разгромлено. Все попытки Хумаюна обрести союзников и подчинить себе некоторых мелких владетелей в Синде и Раджпутане были безрезультатны. Отчаявшись, Хумаюн ушел в Кандагар. Преследуемый военачальниками Шер-шаха, Хумаюн оставил и этот край и бежал в Иран. Все пять лет недолговечного правления в Северной Индии Шер-шаха прошли в бесконечных войнах. Шер-шах был не только воином, но и способным администратором. В целях упорядочения налогообложения и изъятия налогов он назначил в административные единицы-округа, известные с более ранних времен как паргана, строго определенный штат чиновников — амина, шикдара и двух каркунов. Последние должны были вести налоговую документацию не только на фарси (персидском языке), но и на хинди, доступном представителям низших звеньев налоговой администрации на уровне старост деревень. Налоги должны были определяться в соответствии с возделываемой площадью; за единицу обложения был взят джариб, а система такого обложения именовалась джарибана. На укрепление центральной власти были направлены и другие реформы. Не имея возможности упразднить систему земельных пожалований, Шер-шах осуществлял отдельные меры по ограничению злоупотреблений пожалованных лиц, а именно восстановление забытой в XV в. своеобразной инспекции — практики клеймения лошадей служилых и военачальников. Налаживание коммуникаций путем строительства дорог и караван-сараев служило как укреплению государства, так и развитию торговли. Последнему должны были немало способствовать выпуск большого количества серебряных монет и отмена дорожных пошлин. Центром государства Шер-шаха был Дели. Его смерть стала сигналом к началу кровопролитных войн между афганскими военачальниками, возводившими на трон то одного, то другого претендента. Распри между ними помогли Хумаюну, поддерживаемому иранским шахом вернуть власть в 1555 г.: в январе 1556 г. он разбился, упав с мраморной лестницы в своей библиотеке в Дели. Его приближенные совершили церемонию возведения на престол его тринадцатилетнего сына Акбара. Власть Акбара (1556—1605) первоначально фактически не выходила за пределы двуречья Ганга и Джамны и области Дели—Агра. Однако еще в период регентства Байрам-хана были завоеваны Гвалияр, Аджмер, Джа-унпур, Малва. Позднее без боя подчинился Акбару раджа Амбера. Акбар обещал раджпутам неприкосновенность их храмов и освобождение от джизьи (подушного налога с иноверцев в мусульманском государстве). Раджпутские князья, сохраняя свои владения, должны были со своими войсками участвовать в военных предприятиях падишаха, однако на них не распространялся практикуемый Акбаром вслед за Шер-шахом обычай клеймения лошадей. Предоставлялись раджпутам и некоторые другие привилегии, например право входа вооруженными в зал аудиенций или приемов. Продолжая завоевания, Акбар в 1574— 1576 гг. подчинил своей власти Бенгалию, находившуюся дотоле во власти афганских вождей. Зависимость Бенгалии и Ориссы от могольского падишаха оставалась в значительной мере номинальной. С этих областей поступали налоги, однако точная фиксация их размеров отсутствовала. Многие местные феодальные владетели-индусы и афганские вожди практически сохраняли свою независимость. Государство Акбара включало на востоке Бенгалию и Ориссу, на западе простиралось до Кабула и Кандагара. На севере в него входил Кашмир, на северо-западе — Синд, откуда могольские войска вторгались в Белуджистан, хотя власть Моголов здесь никогда не была реальной Дабы покончить с этим, он задумал лишить эмиров и прочих представителей военной знати источников их влияния и богатства, а именно обусловленных службой земельных владений — джагиров. Последний термин при Акбаре в официальных документах и историографии вытеснил бытовавшие ранее термины икта. С этой целью он, как и Шер-шах, сделал обязательным клеймение коней при инспекциях наемных отрядов джагирдаров в установленные сроки. Джагирдары уже не могли обмениваться конями на время инспекции. Кони должны были по своим физическим данным соответствовать принятым нормативам. И все же при инспекциях нередко обнаруживалось, что джагирдары содержали отряды, не соответствовавшие их доходу. Виновные в этом лишались джагиров или подвергались другим наказаниям. Численностью наемного отряда определялся мансаб (ранг) джагирда-ра. В соответствии с введенной Одновременно вводился ряд правил, направленных на упорядочение налоговой системы и сбора налога. Размер его ставился в зависимость от категории земельного участка. Покровительствуя торговле, важному источнику доходов государства, Акбар издал ряд указов об унификации системы мер и весов, а также денежных единиц со стандартным содержанием золота и серебра. Интересам развития торговли служила и деятельность по строительству дорог и караван-сараев. Принципом религиозной политики провозглашался сульх-и кул («всеобщий мир»), подразумевающий мирные отношения между последователями всех религий, за которыми в равной мере признавалась истинность. Уже в 1563 г. Акбар отменил дававшую казне большой доход джизью с паломников-индусов, а вскоре вообще упразднил этот подушный налог со всех иноверцев. Столкнувшись с неодобрением мусульманского духовенства, он восстановил джизью и повторно отменил лишь в начале 80-х годов. В соответствии со своими религиозными исканиями в 1575 г. в столице Фатехпур-Сикри Акбар учредил Ибадат-хане («Молитвенный дом»), предназначенный для религиозных диспутов. В том же году представители мусульманской ортодоксии — улемы издали фетву (религиозное предписание), объявляющую Акбара еретиком, недостойным управлять мусульманским государством и поэтому низложенным. Религиозный синкретизм Акбара был не только элементом его политики укрепления и централизации феодальной деспотии, но и частью происходившего в Индии на протяжении ряда столетий синтеза различных культурных традиций индуизма и ислама. Сам ислам постепенно приспосабливался к древним обычаям страны, что проявилось, в частности, в восприятии элементов кастовой структуры и появлении мусульманских каст. Спустя несколько дней после смерти Акбара Салим вступил на трон в Агре, приняв имя Hyp уд-Дин Мухаммед Джахангир-падишах Гази (1605—1627). Вскоре по вступлении на трон Джахангир отменил многие нововведения Акбара, в частности отражавшие политику веротерпимости. Это вызвало недовольство индусов-военачальников В 1613 г. могольское войско под командованием третьего сына Джахангира, принца Хуррама, вновь появилось в Раджпутане. Правитель Мевара запросил мира. Параллельно с операциями против Мевара военные действия были начаты против независимых афганских военачальников в Бенгалии, что привело к полному их разгрому и подчинению. Однако в 1622 г. Аббас I осадил и взял важный в стратегическом плане и стоявший на торговой магистрали Кандагар, который в течение многих лет был яблоком раздора между Сефевидами и Моголами. Последовавшая вскоре смерть Джахангира (1627 г.) открыла Хосроу путь к трону. Он короновался в начале 1628 г. под именем Шах-Джахан и сохранял за собой престол 30 лет (1628—1658). Крупным успехом его было изгнание обосновавшихся в конце XVI в. в Бенгалии, в Хугли, португальцев (1632 г.), превративших этот небольшой городок в крупный торговый центр. Принц Аурангзеб продолжил наступательную политику своих предков в Декане. Шах-Джахан не предпринимал каких-либо важных реформ, касающихся дел управления государством. Джагирдары при нем получили право содержать лишь Уз того числа воинов, которое они должны были иметь согласно мансабу. Еще дальше, чем его отец Джахангир, он отошел от политики Акбара в отношении индусов. Он вновь ввел отмененный Акбаром лунный календарь, запретил браки мусульманских вельмож с индусками, приказал разрушить ряд индуистских храмов. Сокровища, поступавшие в казну, шли на содержание пышного двора. В столичных городах Агре и Дели и ряде других городов сооружались крепости и дворцы, отличавшиеся монументальностью и богатством. Многие из них были выполнены в белом мраморе, инкрустированы сердоликом и другими драгоценными камнями. Среди них — великолепный мавзолей любимой жены падишаха— знаменитый Тадж-Махал. По приказу Аурангзеба Шах-Джахана заточили в крепость Агра, где он и умер в 1668 г. Он запретил столь обычные при дворе музыку и танцы, как и употребление спиртных напитков и наркотиков; специальный указ на имя государственных должностных лиц и джагир-даров запрещал сеять на коронных землях и землях джагиров бханг (коноплю), из которого изготавливались наркотики. Запрет был наложен и на составление придворных хроник; известные ныне истории периода правления Аурангзеба писались, видимо, тайно или после его смерти и не были официальными хрониками. Правление Аурангзеба проходило в бесконечных войнах и карательных походах. Во многих из них он лично командовал войсками. Во время одной из кампаний в Декане, будучи уже глубоким стариком, Аурангзеб умер и был похоронен, подобно обычному мусульманину-дервишу, в скромной могиле близ Аурангабада. Усмирение афганцев потребовало немалых усилий, как военных, так и дипломатических; не обошлось и без взяток, подкупов вождей и разжигания розни между племенами. Запрету подверглись и популярные индусские праздники дивали и холи. Паломники-индусы облагались специальным налогом. Пошлина с индусских купцов, согласно указу от 1665 г., была вдвое выше (5%), чем с купцов-мусульман, плативших закят в размере 2, 5% от стоимости товара; с 1667 г. последний был упразднен вообще, но пятипроцентный налог с купцов-немусульман сохранялся. Известно также, что была предпринята даже попытка изгнания из административно-налогового аппарата чиновников-индусов. В 1679 г., дабы «покончить с неверными», Аурангзеб восстановил джизью. Ряд антимогольских движений. В последние десятилетия XVII и начале XVIII в. Могольскую империю сотрясали мощные массовые движения. Выступления крестьян, индусских сект. Таким образом, еще при жизни Аурангзеба в результате антимоголь-ских движений, в которых весьма ярко была выражена народная, крестьянская главным образом, струя, многие владения Моголов были, по существу, утрачены ими. Империя распадалась словно карточный домик. Население Индии, по наиболее авторитетным подсчетам современных историков составляло в 1600 г. 150 млн. человек. Основная его часть, примерно 85%, проживала в деревнях, которые по своим размерам значительно уступали современным. Земледелие, составляя основное занятие населения, во многих частях страны зависело от искусственного орошения. Климатические условия Индии позволяли почти повсеместно выращивать два урожая в год. Земли возделывались простыми орудиями труда, в частности деревянным плугом с железным лемехом, подобным тому, который использовался в средневековой Европе. Ремесло, издавна развивавшееся в Индии, в могольский период наряду с земледелием являлось важнейшим занятием населения. Оно было как деревенским — натуральным, обслуживавшим потребительские и производственные нужды земледельцев, так и городским — мелкотоварным. Города были административными центрами, крупные города, как правило, центрами провинций-суба и областей-саркаров, касаба — центрами округов-паргана. Это определяло относительно высокий процент непроизводительного городского населения. Еще несколько дорог соединяли столичные города друг с другом и с отдаленными от них областями. Значительных объемов достигла внешняя торговля. В международной торговле Индия играла большую роль уже в силу того, что она находилась на пересечении морских путей Индийского океана. Как уже говорилось в главе 4, первыми открыли морской путь в Индийский океан португальцы. 17 мая 1498 г. португальская эскадра во главе с Васко да Гама появилась в порту г. Кожикоде(Каликут) на западном побережье Индии. Кроме Гоа португальские фактории и поселения на территории Индии возникли и существовали в Кочине (в 1503-1663 гг.), Каннануре (в 1503— 1656 гг.), Куилоне (в 1503—1653 гг.), Каликуте (в 1510—1616 гг.), Чауле (в 1522—1739 гг.), Крангануре (с 1520-х годов до1662 г.), Бассейне (в 1534-1739 гг.), Бомбее (в 1534-1661 гг.), Диу (с 1534 г.), Хугли (в 1537—1642 гг.), Негапатаме (в 1540—1660 гг.), Тутикорине (в 1540— 1658 гг.), Сан-Томе (в 1540-1660 гг.), Читтагонге (в 1540-1666 гг.), Дамане (с 1559 г.), Порто-Ново (с 1575 г.), Камбее (в 1583—1616 гг.). Контроль над торговлей портовых городов резко сократил торговые операции местных купцов. Сильно пострадали от португальской монополии также и арабские мореходы, некогда игравшие большую роль в каботажной торговле Индии с Ближним Востоком и Восточной Африкой. Гегемонию на мировых торговых путях в конце XVI — начале XVII в. захватили две мощные морские державы — Голландия и Англия, наиболее развитые страны Европы, прочно вставшие на путь развития капитализма. Созданная в 1602 г. Нидерландская (Голландская) Ост-Индская компания основала большое число факторий для закупки местных, индийских товаров в городах Масулипатам (в 1605—1611 гг.), Пуликат (в 1609-1781, 1785-1795, 1818-1825 гг.), Сурат (в 1616-1668 гг.), Ахмад-абад (в 1616-1744гг.), Агра (в 1618-1620 гг.), Патна (в 1620-1763 гг.), Чинсура и т.д. Отобрав у португальцев Молуккские острова и захватив Малакку, голландцы обеспечили себе гегемонию на Островах Пряностей. Постепенно они вытеснили португальцев также с Малабарского побережья Индии. Созданная в 1600 г. английская Ост-Индская компания быстро укрепляла позиции в Индии. Монопольное право на торговлю со странами к востоку от мыса Доброй Надежды предоставлялось ей хартией королевы Елизаветы. Ост-Индская компания арендовала у местного раджи Чандрагири землю вокруг селения Мадраспатнам, где построила форт Св. Георга (Сент-Джордж). Вокруг форта вскоре вырос город Мадрас. Здесь в XVII — первой половине XVIII в. была главная английская фактория. Деятельность Компании поощрялась английской короной и правительством. Большую роль в укреплении ее позиций сыграли предоставленные ей, согласно ряду правительственных хартий, права объявлять войну и заключать мир (хартия Кромвеля 1657 г.), чеканить монету и содержать собственные армию и флот (хартия 1686 г.). К индийским рынкам проявляли интерес и другие европейцы, в частности датчане, основавшие в 1620 г. свою факторию. В 1664 г. возникла французская Индийская компания, немногочисленные фактории ее находились в Южной Индии и в Бенгалии. Центром французских владений был Пондишери (ныне —Путгуччери, к югу от Мадраса). Вместе с тем индийский торговый капитал оказался отрезанным от ключевых позиций в торговле с Европой и странами Востока и лишенным, таким образом, выгодных источников накопления — доходов от вывоза продуктов земледелия и ремесла Индии. Были попытки изгнания, но неудачны. Однако производители все более попадали в зависимость от Ост-Индских компаний, а торговля приносила все меньше выгоды индийским купцам. Тем не менее значение караванных дорог в XVII в. для Индии существенно возросло в результате перехода морской торговли в руки европейцев. По этим дорогам через Бухару и Иран индийские купцы торговали с Россией.
|