Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие теоретические сведения. Главный фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
Главный фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Влияние факторов, связанных с товарными фондами, выражается методом балансовой увязки с помощью следующей формулы: Р = Зн + П – В - Зк, (1) где Р — розничный товарооборот; Зн, Зк — запасы товаров на начало и конец отчетного периода; П — поступления товаров; В — прочее выбытие товаров. Изменение каждого из слагаемых будет соответствующим образом влиять на величину розничного товарооборота. Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса может измеряться способом цепной подстановки или путем определения абсолютных разниц между плановыми и фактическими величинами. Каждый из этих элементов следует подвергнуть более детальному анализу и начинать следует с основного — поступления товаров. Анализ поступления товаров начинают с проверки выполнения плана товарного обеспечения в целом и по отдельным товарным группам, а затем анализируют поступление товаров по источникам и поставщикам. Для анализа привлекаются данные оперативного учета выполнения поставщиками договоров поставки. При этом необходимо обратить внимание на выполнение договоров поставщиками, своевременность отгрузки товаров и соблюдение качества и ассортимента и какие санкции применялись к недобросовестным поставщикам. Для выполнения плана розничного товарооборота важное значение имеют, равномерность поступления товаров, их качество и соответствие спросу. Неравномерное поступление товаров нарушает бесперебойный процесс обращения товаров, приводит к образованию сверхнормативных запасов по одним товарам и к недостатку по другим, отрицательно влияет на удовлетворение спроса покупателей. Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров. Постоянное наличие товарных запасов в определенном размере и ассортименте является одним из важнейших условий выполнения плана товарооборота и обеспечения бесперебойности торговли. Товарные запасы подразделяются на запасы нормального и сезонного хранения (картофель, овощи, фрукты, резиновая и валяная обувь, велосипеды) и запасы целевого назначения (специальные запасы в горных районах, районах Крайнего Севера). Товарные запасы нормального хранения обеспечивают бесперебойную торговлю, и должны постоянно и равномерно пополняться, отсутствие данных запасов или их избыток может привести к перебоям в торговле или к затовариванию. В процессе анализа необходимо выявить причины образования излишков или отсутствия запасов, изучить структуру запасов и быстроту оборачиваемости товаров. Товарные запасы планируются и учитываются в абсолютной сумме и в днях оборота. Запасы в днях = Остаток товаров / Однодневны й оборот, (2) Однодневный оборот = Товарооборот за анализируемый период / Количество дней анализируемого периода (3) Анализируя товарные запасы торговой организации, необходимо определить отклонение фактических запасов от установленных нормативов и начальных остатков в сумме и в днях оборота. Для этого сопоставляются фактические и плановые данные в целом и по товарным группам. На величину товарных запасов оказывают влияние объем и структура товарооборота, а также товарооборачиваемость. Последний показатель измеряется в днях и рассчитывается по следующей формуле: Оборачиваемость в днях = (Запас товаров х Число дней в периоде) / Товарооборот (4) Дальнейшая проверка товарных запасов проводится в разрезе отдельных ассортиментных групп товаров. При этом необходимо установить, правильно ли организован завоз товаров в торговую сеть, нет ли случаев затоваривания или отсутствия необходимого минимума товаров установленного ассортимента, выявить неходовые и залежавшиеся товары.
|