Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача 2.
Рассчитать производственную программу и товарооборот предприятия общественного питания на планируемый квартал, если за предыдущий квартал было реализовано блюд: -первых-210 тыс. -вторых-302 тыс. -сладких-108 тыс. -холодных-110 тыс. В планируемом квартале предприятие перейдет на работу без выходных дней, в результате среднедневная численность потребителей возрастет на 8%. Удельный вес первых блюд уменьшится на 2, 5%, вторых увеличится на 2%, сладких увеличится на 0, 5%, холодных останется без изменений. Средняя стоимость одного блюда в планируемом периоде составит 5 руб.50 коп. Практическое занятие 8 Тема: Динамика товарооборота Цель занятия: выявить динамику товарооборота Краткие теоретические сведения Анализ динамики товарооборота позволяет выделить виды товарооборота Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, – наличие счета-фактуры. Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров мелкооптовыми партиями различным учреждениям, организациям, предприятиям (больницы, детские сады, дома отдыха и санатории и т. д.) для обслуживаемых ими контингентов. Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами. Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении. Состав розничного товарооборота включает: выручку от реализации продовольственных и непродовольственных товаров через розничную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), через сеть торговых автоматов или использования развозной или разносной торговли; продажу товаров населению в кредит с рассрочкой платежа; товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары; продажу печатных изданий (книг, газет, журналов), в том числе и по подписке; выручку от реализации медикаментов в аптеках; продажу товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж. К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов). Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии. Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды. Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах. 1. Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле: ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах х 100 / Фактический товарооборот прошлого года (1) Если в анализируемом периоде изменились цены, то фактические данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение. 2. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен рассчитывается по формуле: Iцен = Цотч / Цбаз (2) где Цотч - цена в отчетном периоде, Цбаз - цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%. 3. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле: ТОфакт в сопост.ценах = (фактический товарооборот в текущих ценах / индекс цен) х 100% (3) 4. При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле: Критм = Квартальный план продаж / Годовой план продаж (4) При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице. Пример 1. Осуществить анализ динамики товарооборота по данным таблицы 1 Таблица 1– Данные для анализа товарооборота
Решение: выполним расчеты в таблице 2 Таблица 2– Расчеты показателей
Пояснения к таблице: Динамический ряд показателя товарооборота за шесть лет в фактических ценах определяется согласно варианту, выданному преподавателем. Индексы цен определяются исходя из фактических значений индексов потребительских цен за шесть лет, включая год анализа (значение Т принять за базисное). Товарооборот в сопоставимых ценах определяется путем деления фактического значения товарооборота на индекс цен. Рассчитывают следующие показатели анализа: Базовый и цепной темпы роста рассчитываются по формуле: Тр=(ТОi+1)/TОi(б)х100%, (5) где Тр - темп роста, %; ТОi+1 - товарооборот в предыдущем (отчетном) периоде, руб.; Тоi(б) - товарооборот в предыдущем (базисном) периоде, руб. Базовый и цепной темпы прироста рассчитываются по формуле: Тпр=(ТОi+1-ТОi(б))/TОi(б)х100%, (6) где Тпр - темп прироста, % Вывод: Анализируя динамику товарооборота в фактических и сопоставимых ценах можно увидеть, что товарооборот в фактических и сопоставимых ценах увеличивается (идет тенденция к повышению). Анализируя базисные и цепные темпы роста и базисные темпы прироста, можно увидеть, что темпы увеличиваются с каждым периодом времени. Но по данным цепных темпов прироста видно, что он уменьшается и замедляется. Такая же ситуация происходит и с среднегодовым темпом роста. Таким образом, товарооборот в сопоставимых ценах ниже, чем товарооборот в фактических ценах, т.к. зависит от индексов потребительских цен, а они неодинаковы в различные периоды Т и, следовательно, в разные периоды Т происходит по-разному рост товарооборота.
|