Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка риска






Реализация стратегии предприятия всегда связана с определенным риском. Это касается как стратегии расширения масштабов хозяйственной деятельности, так и ее сокращения. Риск в стратегическом планировании принято называть хозяйственным или предпринимательским. В планировании стратегии предприятия очень важно знать факторы, источники, формы проявления и методы оценки хозяйственного риска, что является условием его предотвращения.

Как уже отмечалось, планирование, и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, порождаемой изменчивостью внешней среды предприятия. Следовательно, в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого конечного результата. Здесь всегда присутствует опасность неудачи, непредвиденных потерь.

Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана. По этому признаку все плановые решения подразделяются на три группы:

• принимаемые в условиях определенности;

• принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске);

• принимаемые в условиях полной неопределенности (ненадежные).

Планирование в условиях определенности производится при наличии полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней среды, проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане, целях, ограничениях и последствиях реализации планируемых решений.

Для данного класса задач цели и ограничения формально определяются в виде целевых функций и неравенств (равенств).

Функция предпочтения в случае одной цели совпадает с целевой функцией, а в случае множества целей - с некоторой функциональной зависимостью целевых функций. Критерий выбора планируемого решения определяется максимумом или минимумом целевой функции. Такое решение не содержит в себе риска, но, к сожалению, область его принятия весьма ограничена. Решения в условиях полной информационной определенности чаще всего принимаются в оперативно-календарном планировании. В стратегическом и тактическом планировании, где внешняя и внутренняя среда не детерминированы, они неприемлемы.

Принятие решений в условиях вероятностной определенности базируется на теории статистических решений. Неполнота и недостоверность информации дополняются путем рассмотрения случайных событий и процессов, которые могут произойти, но внешней и внутренней среде предприятия. Закономерности поведения случайных объектов описываются с помощью вероятностных характеристик. Сами же вероятностные характеристики являются уже не случайными, поэтому с ними можно производить операции по нахождению оптимального решения так же, как с детерминированными характеристиками. Общим критерием нахождения оптимального решения является средний риск.

На основе данного подхода можно описать простейшие ситуации в планировании социально-экономических объектов. Для основного класса плановых задач характерна неполнота и недостоверность информации, которая не позволяет построить адекватные модели их решения. Поэтому основную роль в поиске решения в задачах с информационной неопределенностью играет плановик, а риск является частью решения. Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности тех или иных плановых решений.

В плановой и рыночной экономике значение риска в ведении хозяйственной деятельности различно. Риск имел место и в плановой экономике, но ответственность за потери, вызванные им, большей частью ложилась на экономику в целом. В плановой экономике риск в значительной мере снижается за счет жесткой системы планирования и установления хозяйственных связей. В этих условиях с определенной долей вероятности можно было предвидеть объемы производства и реализации продукции, цены, финансовые результаты и т.п. Плановые решения носили детерминированный характер и соответственно снижалась ответственность руководителей и специалистов за качество их принятия и риск. Таким образом, в плановой экономике риск не персонифицируется. Можно сказать, что рисковали все, но персонально - никто.

Совершенно иначе обстоит дело в рыночной экономике. Роль государства здесь сводится к установлению экономического правопорядка, обязательного для всех субъектов хозяйствования. При экономической свободе всех участников хозяйственной деятельности рыночный механизм управления усиливает ответственность за своевременное и качественное принятие плановых решений. Здесь экономической свободе одного субъекта хозяйствования противостоит такая же свобода другого субъекта. Причем их интересы могут не только не совпадать, но быть прямо противоположными. Каждый из них стремится к своей выгоде, поэтому выигрыш одного субъекта хозяйствования может стать проигрышем для другого.

В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любой предприниматель, любое предприятие. Государство не несет ответственности за обязательства предприятий и объединений. Ответственность за принимаемые ими плановые и иные решения ложится на субъекта хозяйствования, сказывается на финансовых результатах его деятельности. Поэтому фактор риска служит сильным стимулом и ограничением при принятии плановых решений.

Неопределенность ситуации в рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска невозможно. Однако из этого вовсе не следует, что при планировании хозяйственной деятельности следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Ведь они, как правило, неэффективны. Необходимо научиться предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы.

Следует отметить, что в отечественной экономике методы планирования и оценки риска проработаны явно недостаточно. Отсутствуют практические рекомендации по его оценке и предотвращению при решении различных плановых задач. Первой в цепи сложных проблем оценки и планирования риска стоит проблема его идентификации. Риск представляет собой сложную экономико-управленческую категорию, при определении которой имеет место множество противоречивых характеристик. Наиболее распространенной характеристикой риска является угроза или опасность возникновения ущерба, потерь ресурсов при ведении хозяйственной деятельности. В этом отношении под риском понимается мера ожидаемой неудачи в той или иной деятельности, опасность наступления неблагоприятных последствий, изменений во внешней среде, которые могут вызвать потери ресурсов, убыток, а также опасность, от которой следует застраховаться.

Риск также может рассматриваться, как вероятность ошибки или успеха при выборе стратегических альтернатив, как образ действий в неопределенной обстановке, а также как один из критериев предпочтений при формировании плановых решений. Таким образом, под хозяйственным риском следует понимать угрозу, опасность возникновения ущерба в любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических программ.

В этих видах деятельности хозяйствующему субъекту приходится иметь дело с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов. Поэтому риск всегда связан с угрозой полной или частичной потери ресурсов, то есть их дополнительным расходом сверх объемов, предусмотренных планом, или недополучением доходов по сравнению с запланированным вариантом ведения дела. Наличие риска всегда приводит к появлению ответственности за принятое решение.

С точки зрения причин хозяйственный риск обусловлен:

• возможностью отклонения в процессе реализации решения от цели, предусмотренной планом, вследствие внутренних и внешних возмущающих воздействий;

• постановкой ошибочной цели, неопределенностью ситуации;

• вероятностью достижения планируемого результата;

• отсутствием уверенности в достижении поставленной цели у исполнителей плана;

• возможностью наступления неблагоприятных последствий в ходе реализации плана;

• ожиданием опасности, неудачи;

• неизбежностью выбора при принятии планового решения;

• столкновением интересов участников составления и реализации плана;

• ограниченностью ресурсов;

• недостаточной квалификацией персонала, склонностью к субъективизму;

• противоречивостью процесса планирования;

• противодействием партнеров по бизнесу;

• форс-мажорными обстоятельствами (природными, политическими, экономическими, технологическими, рыночными и т.д.);

• договорной дисциплиной (задержкой поставок, разрывом контрактов);

• низким качеством товаров и услуг.

Риск проекта - это кумулятивный эффект вероятностей наступления неопределенных событий, способных оказать отрицательное или положительное влияние на цели проекта. Риски подразделяются на известные и неизвестные.

 

№15. Основные разделы бизнес-плана

Бизнес план – это развернутый документ, который содержит основные направления деятельности, описывает необходимые ресурсы, условия работы, а также ожидаемые результаты предпринимательства.

Бизнес план необходим любому предприятию, а вот его разделы и их наполнение будут значительно отличаться для крупной компании и для малого бизнеса. Разработка бизнес плана, в первую очередь, поможет адекватно оценить возможности компании, использовать ее сильные стороны и найти, чем прикрыть слабые.

При построении нового бизнеса или расширения и усовершенствования уже имеющегося необходимо разработать стратегию деятельности. Постоянная сверка с разделами бизнес плана поможет всегда своевременно корректировать события и направлять работу предприятия по намеченной схеме.

Список основных разделов бизнес плана может выглядеть так:

резюме;

· цели и задачи компании;

· анализ ситуации на рынке;

· производственный план;

· маркетинговый план;

· план организации управления;

· финансовый план.

Каждый из пунктов может делиться на другие подпункты, иметь иные названия, но суть остается та же, что в представленном списке. Также указанные основные разделы бизнес плана предприятия могут дополняться другими необходимыми ответвлениями.

Характеристика и описание основных разделов бизнес плана

Резюме – это первый раздел бизнес плана, и он представляет собой краткое содержание всего документа. Составляется резюме самым последним, когда весь бизнес план уже готов. Цель раздела – привлечь инвестора, заинтересовать его, обрисовать в двух словах перспективы проекта.

Цели и задачи – проводится SWOT-анализ, который показывает возможности рынка по приобретению предлагаемой продукции. Описываются цели разработанного проекта и задачи, при помощи которых они будут достигнуты.

Анализ ситуации на рынке – проводится оценка конкурентов.

Производственный план – подробно описываются процессы производства, необходимые для этого технологии, сырье, работники, посредники.

Маркетинговый план – проводится изучение уровня цен и рентабельности продаж, потребностей покупателей. Просчитываются и анализируются затраты на рекламу, повышение имиджа фирмы и уровня продаж товаров и услуг. Этот раздел является основным разделом бизнес плана.

Организационный план – содержит информацию о партнерах, описывает процесс организации управления. Приводится схема структуры предприятия, примеры возможного штатного расписания. Просчитываются затраты на оплату труда и повышения квалификации кадров.

Финансовый план – обобщает все предыдущие части и подает данные в стоимостном выражении. Финансовый план составляется один на всё время реализации бизнес-проекта. Описываются возможные источники получения средств.

На практике состав разделов бизнес плана практически всегда отличается от того, что предлагается в теории. Каждая фирма разрабатывает его под свои конкретные нужды, предъявляет определенные требования и ищет различные пути для удачной деятельности. Так как не бывает одинаковых ситуаций, то и найти 2 идентичных бизнес плана невозможно, поскольку характерная черта этого документа – индивидуальность.

Основные разделы бизнес плана помогают описать, как будет функционировать компания, как будут достигаться поставленные цели. Это не статичный документ - разделы бизнес плана могут обновляться, в них вносятся поправки и изменения. Такие корректировки могут быть связаны как с трансформациями внутри фирмы, так и с модификациями во внешней среде (на рынке).

 

№19.Оперативно-производственное планирование на предприятии

Конечной целью ОПП является своевременное выполнение календарного плана производства продукции.

Составными частями системы ОПП являются оперативное планирование производством, оперативный учет производства, контроль, анализ и оперативное регулирование выполнения планов.

Выделяются обычно три уровня оперативного планирования на предприятии: межцеховой (заводской), внутрицеховой, участковый. По характеру применяемых методов плановые работы подразделяются на три блока: объемное, календарное, и оперативное планирование.

Рассмотрим первый этап – оперативное планирование производства, схема ОПП – на рисунке:

Блоки ОПП Уровни ОПП Приме-чания
Межцеховое планирование Внутрицеховое планирование Внутриучастковое планирование
Объемное планирование Задача – разработка и обоснование производственных программ предприятия, цехов, участков, расчет загрузки оборудования (1)
Разработка производственной программы запуска-выпуска сборочной единицы деталей в цехах, в квартальном и месячном разрезе Разработка номенклатурных планов участков на месяц, квартал -
Календарное планирование Задача – на основе календарно-плановых нормативов определить сроки выполнения заданий на предстоящий период и построить календарные графики производства партии деталей, изделия в целом. (3)
Разработка межцеховых календарно-плановых графиков производства и комплектование продукции: а) равномерное; б) неравномерное (2). Разработка графиков изготовления продукции в цехах и на участках на плановый период: а) точный; б)ориентированный; в) календарно-объемный. -
Оперативное (текущее) планирование Задача - ликвидация возникающих отклонений в производстве, дестабилизирующих ранее составленные календарные планы - графики, т.е. организация выполнения плана, локализация отклонений от нормального хода производства (4)
- Разработка сменно-суточных планов на периоды малой длительности Построение графика движений партий деталей в процессе производства

 

1) В блоке объемного планирования различают два вида расчетов:
предварительные и расчетно-уточняющие.

Предварительные расчеты подкрепляют разработку годовых и квартальных производственных программ, определяют потребные и располагаемые ресурсы, а также позволяют заблаговременно, до начала планируемого периода, принять меры по устранению диспропорции и обеспечения сбалансированности загрузки цехов.

Уточненные расчеты выполняются по аналогии с предварительными с той разницей, что осуществляется подкрепление точными данными о потребных и располагаемых ресурсах на основе факта наличия складских и цеховых остатков деталей и сведений о работоспособности установленного оборудования.

2) Различают два способа согласования календарных планов смежных
цехов. При равномерном - размер партии деталей должен быть в кратное число
раз больше или равен партии деталей, выпускаемых последующим цехом.
Период времени между выпуском партий определяется нормативом
опережения. При неравномерности потребления деталей используется метод
планирования «на склад» по точке заказа.

3) Разновидности внутрицеховых календарных планов:

Точный - при построении графика предусматривается календарное согласование времени кооперационных циклов обработки партии деталей на каждом станке с временем выполнения на нем других детале-операций.

Ориентировочный - при построении графика конкретизируются сроки запуска партии деталей в порядке, обратном ходу технологического процесса.

Календарно-объемный - при построении графика регламентируются запуск и выпуск по неделям, декадам большой номенклатуры мало операционных деталей.

Ручные способы построения подобных графиков трудоемки и сложны следовательно - ЭВМ. Методы решения задач внутрицехового календарного планирования подразделяются на точные (линейное целочисленное, динамическое программирование) и приближенное (аналитико-приоритетные, эвристические).

4) Завершающий этап системы ОПП сводится к разработке недельных и сменных заданий цехам, участкам, линиям, бригадам и отдельным рабочим местам.

Второй составной частью системы ОПП является подсистема оперативного учета (второй этап).

Основная задача подсистемы оперативного (повседневного) учета -обеспечение своевременного и достоверного отражения движения в производстве отдельных частей изделий и изделия в целом. Подсистема оперативного учета должна удовлетворять следующим требованиям:

сводить к минимуму ручной труд при заполнении первичной учетной документации;

обладать информацией в необходимых для управления разрезах;

исключать дублирования в передаче информации из разных звеньев системы;

обеспечивать проведение работ при возникновении новой информации.

Контроль за ходом производства (третий этап) - имеет целью выявление отклонений от разработанных на первом этапе сроков календарных графиков.

В единичном производстве объектами контроля являются графики оперативной подготовки производства и срока выполнения важнейших работ. В серийном производстве контролируется номенклатура, количество и серии выпуска изделий. Дня массового производства объектами контроля являются заделы на всех операциях и стадиях производственного процесса

Все разнообразие систем оперативного планирования сводится к трем базам: подетальная, покомплектная и позаказная.

1). При подетальной системе цехам, участкам планируется выполнение работ по каждой отдельной детали. Указанную систему наиболее целесообразно применять к массовом и крупносерийном производстве. Однако сложность и громоздкость подетальной системы при наличии десятков или сотен тысяч наименований деталей в плане производства требуют больших трудовых затрат управленческого персонала Недостатком системы является также необходимость обеспечения большими заделами незавершенного производства, что ведет к замораживанию оборотных средств.

2). Сущность комплектной системы, применяемой в основном в среднесерийном производстве, заключается в том, что в качестве планово-учетных единиц применяется комплекты изделий. Планирование может осуществляться: а) по цикловым комплектам (на основе циклограммы сборочных процессов); б) по комплектовочным номерам выпуска изделия (на основе соблюдений календарных опережений выпуска изделий из серии); в) по заделам (на основе расчета нормативного задела по всем деталям и сборочным единицам); г) по комплектно-групповой системе (на основе формирования комплекта по технологическому принципу).

3). В позаказной системе планирования в качестве планово-учетной единицы принимается целиком заказ, т.е. вся номенклатура деталей или узлов данного изделия, подлежащих выпуску в плановом периоде. Применение по заказной системы характерно для предприятий единичного и мелкосерийного производства (т.е. гам, где повторяемость выпуска изделий нерегулярна, либо отсутствует совсем). Главная задача этой системы ОПП состоит в обеспечении своевременного выполнения разнообразных заказов и изделий в соответствии с договорами с заказчиками.

 

 

№20. Назначение бизнес-плана - цели, задачи

Назначение бизнес-плана

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мера степени достижения успеха.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса.

Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.

Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – это непрерывный процесс познания и самопознания.

1. Цель и задачи бизнес-планирования

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь – повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план как правило, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Таким образом, бизнес-план помогает предпринимателю оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и макроэкономического анализа и контролировать текущие операции.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

– уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

– доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

– убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

– определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

– оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

– выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

– проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

– просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.

 

№21. структура планов принципы их разработки

Структура планов определяется размером, специализацией предприятия, а также его внутренней административно — хозяйственной структурой.

План — это центральное звено хозяйственного управления. Поэтому с целью упорядочения руководства планы на предприятии разрабатываются всеми его структурными звеньями. Каждый цех, отдел, лаборатория имеет свой план, который увязывается с общим планом предприятия. При этом увязка и обеспечение сбалансированности внутрипроизводственных планов — это одна из наиболее сложных задач планирования.

Административно - хозяйственная структура среднего по размерам, а тем более крупного машиностроительного завода, на первый взгляд, представляет собой конгломерат различного рода структур: десятки цехов разнообразного профиля, отделов, лабораторий, сотни разноименных профессий, которые по горизонтали почти или совершенно не связаны между собой. Их усилия планомерно объединяются в достижении одной конечной цели.

Система планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию, если она отвечает следующим требованиям:

- строгая обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

- точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

- наличие сплошного непрерывного учета, контроля и

корректировки исполнения плана;

- восприимчивость к изменениям внутренней и внешней среды и способность вовремя перестроить работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями (гибкость).

Соответственно, разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность производственных структур и персонала невозможно измерить, учесть и проконтролировать с помощью одинаковых схем, методов, показателей. Для этого используется целая система показателей, а также различные методы организации и выполнения плана. Планы при этом группируются по ряду критериев.

По срокам исполнения различают оперативно - календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные и стратегические планы.

По функциям назначения выделяют производственные (изготовление продукции); коммерческие (сбыт готовой продукции и материально - техническое обеспечение предприятия); инвестиционные планы и планы технического развития производства; планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала; финансовые планы.

По уровням управления предприятия планы группируются на общефирменные, цеховые, планы работ функциональных отделов и лабораторий, планы работ участков и бригад.

В группировке по видам изделий и работ различают планы по выпуску продукции, освоенной производством; находящейся в процессе освоения; проектируемой к освоению производством в будущем.

Приведенная группировка планов характерна главным образом для средних и крупных предприятий со сложным профилем продукции. Малые предприятия, как правило, ограничиваются разработкой оперативно — календарных и текущих планов. Многие однопрофильные средние предприятия не разрабатывают отдельно долгосрочных и стратегических планов. Горизонт планирования на малых предприятиях, как правило, не выходит за пределы среднесрочных планов.

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

Главными принципами, которыми следует руководствоваться при разработке бизнес-планов, являются принципы: непрерывности; многовариантности; множества реализуемых целей; количественной оценки целей развития предприятия; научности; оптимальности; сбалансированности; системности и быстрого (гибкого) реагирования.

Принцип непрерывности означает, что работы по составлению различных планов должны вестись постоянно, без перерывов. Для обеспечения реальности планов в них следует оперативно вносить необходимые изменения, которые могут быть обусловлены всевозможными возмущениями в макро- и микросреде.

Принцип многовариантности отражает потребность в получении не одного, а совокупности планов. Из множества полученных планов предпочтение должно быть отдано наилучшему из них для конкретных условий производства и сбыта.

Принцип множественности подлежащих реализации целей обеспечивает как возможность выбора в конкретной рыночной ситуации определенного количества доминирующих целей, так и решения оптимизационных задач на основе многоцелевого подхода.

Принцип количественной оценки целей развития фирмы означает потребность представлять в цифровом выражении планируемые к достижению цели функционирования производства и сбыта готовой продукции (услуги). При отсутствии таковых невозможно формализовать планово-экономическую задачу, т. е. разработать адекватную реальным условиям корректную и практически реализуемую экономико-математическую модель.

Принцип научности означает необходимость построения различных видов планов на основе экономических и финансовых расчетов, которые базировались бы на правильно выбранных элементах системы планирования, достаточно точных исходных данных и прогрессивных нормах и нормативах.

Принцип сбалансированности отражает потребность получения системы тесно взаимоувязанных и согласованных различных видов планов, которые основывались бы на реально располагаемых трудовых, производственных и финансовых ресурсах.

Принцип оптимальности заключается в необходимости нахождения и реализации наилучших решений по экстремальным плановоэкономическим задачам.

Принцип системности обусловливает потребность проектирования всех элементов системы планирования в тесном единстве и взаимообусловленности.

Принцип преемственности состоит в том, что числовые оценки экономических, финансовых и инвестиционных показателей, получаемых в результате разработки бизнес-плана, должны полностью соответствовать стратегическому плану развития фирмы.

Принцип быстрого (гибкого) реагирования предполагает необходимость оперативного внесения соответствующих коррективов в планы производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия, обусловленных происшедшими изменениями в микро- и макросреде.

В рыночной экономике важно также оперативно и адекватно реагировать на современные достижения научно-технического прогресса. Это позволит предприятию сохранить высокий уровень конкурентоспособности производимой продукции и фирмы.

 

Стратегическое планирование развития предприятия

Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы XX века. Это явилось началом этапа развития теории управления и планирования.

Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие - в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся. Поэтому при планировании ставятся оптимистические цели.

В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.

Так же стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия, а также как можно лучше адаптировать организацию к внешней среде.

Основной принцип стратегического планирования - адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

Планирование стратегии устанавливает общие направления, следования которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.

Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана.

Стратегическое планирование имеет так же свою технологию. Процесс такого планирования включает в себя следующие этапы:

- определение миссии предприятия (Процесс установления смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике)

- формулирование целей и задач функционирования предприятия (Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на фирме)

- анализ и оценка внешней среды (При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой стороны, открывать дополнительные возможности для нее)

- анализ и оценка внутренней структуры предприятия (анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей)

- разработку и анализ стратегических альтернатив (Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку именно здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма. При разработке стратегии фирма, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности пре6кратить, какие продолжать, в какой бизнес перейти?)

Стратегия экономической организации - это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию развития фирмы - значит определять общие направления ее деятельности.

Таким образом, стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели, стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что фирма получает единое направление действий.

- выбор стратегии.

Этот пункт мне хотелось бы разобрать подробнее.

Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования.

При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы.

К таким стратегиям относятся:

Стратегия концентрированного (ограниченного) роста.

Относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли (стратегия развития продукта, усиления позиции на рынке, развития рынка).

Стратегия интегрированного роста.

Реализуется путем ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом.

Виды:

- стратегия обратной вертикальной интеграции (направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками)

- стратегия предшествующей вертикальной интеграции (приобретение, создание или установление контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции)

Стратегии диверсифицированного роста.

Реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.

Стратегия сокращения.

Оправдана в тех случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада.

Виды стратегий:

- стратегия ликвидации;

- быстрого успеха;

- сокращения расходов.

Хочу отметить то, что предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно. Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.

Применение стратегий соответственно влечет за собой и составление стратегических планов.

В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций.

Так же на основе стратегического плана разрабатываются годичные оперативные планы и проекты.

В завершении определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, исходя их того, чего организации удалось добиться при реализации планов, и чего - нет.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал