![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слушать и отвечать ученикам
Важны не только первоначальные вопросы учителей, но и вопросы, возникающие после внимательного ознакомления с ответами учеников. В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя и ответы на них. Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания учеников, но и для стимулирования учеников к размышлению, развитию своего мышления. Рэгг и Браун (2001) предлагают несколько типов реакций на ответы и комментарии учеников. Учителя могут: · игнорировать ответ, переводить внимание на другого ученика, тему или вопрос; · признавать ответ, брать его за основу следующей беседы; · дословно повторять ответ для усиления смысла или, чтобы его услышали другие; · повторять часть ответа, чтобы подчеркнуть определенный элемент; · перефразировать ответ для большей ясности и акцентирования так, чтобы он стал частью текущей или последующей беседы; · похвалить ответ (прямо или косвенно, применив его в текущей или последующей беседе); · поправлять ответ; · направлять учеников к поиску дальнейшей информации или объяснению; · помогать ученикам акцентировать внимание на важных аспектах. Учителя часто теряют контроль над процессом усвоения информации учениками, когда они слишком сосредоточены на том, чтобы подвести учеников к заранее определенному ответу. Важно давать ученикам время отвечать и, при возможности, строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят. Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы достигнет такое обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому. Харгривс и Гэлтон утверждают, что мгновенной и инстинктивной реакцией учителя должно быть стремление оценить, повторить или переформулировать ответ. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров: 1. Продолжительность ответов учеников. 2. Количество добровольных ответов. 3. Частота вопросов учеников. 4. Количество ответов от менее способных учеников. 5. Взаимодействие по типу «ученик-ученик». 6. Частота дискуссионных ответов. Увеличение времени на размышление (в частности, для сложных ответов) позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы. Кроме того, в отношении цели важно помнить о скорости: серия закрытых вопросов может быть уместной, но в некоторых случаях необходимо, чтобы ученики давали более продуманные и глубокие ответы. В заключение необходимо отметить: для того, чтобы выявить знания и «незнания» учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки и чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад. Использованная литература Alexander, R. (2004) Towards dialogic teaching: rethinking classroom talk. [Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе]. Cambridge: Dialogos UK. Barnes, D. (1971) Language and Learning in the Classroom. [Язык и обучение в классе]. Journal of Curriculum Studies, 3 (1), 27-38. Barnes, D. (1976) From communication to curriculum. [От общения до образовательной программы]. Harmondsworth: Penguin. Galton, М. & Hargreaves, L. (2002) Transfer from the Primary School: 20 Years On. [Переход из начальной школы: 20 лет спустя]. London: Routledge. Mercer, N. (1995) The guided construction of knowledge: talk amongst teachers and learners. [Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками]. Clevedon: Multilingual Matters. Mercer, N. (2000) Words and Minds: how we use language to think together. [Слова и Сознание: Как мы используем язык для того, чтобы думать совместно]. London: Routledge. Mercer, N. and Hodgkinson, S. (2008) Exploring talk in school: inspired by the work of Douglas Barnes. London: Sage. Mercer, N. and Littleton, K. (2007) Dialogue and the development of thinking. A sociocultural approach. [Диалог и развитие мышления. Социокультурный подход]. NY: Routledge. Wragg, Е. and Brown, G. (2001) Questioning in the Primary School [Вопросы в начальной школе], Routledge Falmer.
|