Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание образовательной среды для «обучения обучению» в классе ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Ключевыми факторами, определяющими пользу учебного процесса в классе, являются следующие: (1) понимание процесса обучения детьми; (2) понимание того, чему учить; (3) представление о том, как структурировать учебный процесс, и (4) как оценить результативность обучения (Рис.9) Рис. 9. Помощь детям в обучении их принципам обучения Следующие разделы посвящены происходящему внутри аудитории; при этом необходимо помнить, что классы являются отдельными составляющими всей образовательной системы, и эта связь должна быть учтена при разработке учебного материала. Результатом будет являться поддержка учащихся со стороны их семей, а также повышение их образовательного потенциала внутри школы и за ее пределами.
Исследование процесса «как дети обучаются» В тех образовательных моделях, в рамках которых учителя восприимчивы к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящим от самих учеников, образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех. Для установления имеющихся знаний у учеников учителя на начальном этапе процесса обучения используют специальные диагностические средства, помогающие им связать обучение с имеющимися знаниями, возможными ошибочными суждениями и поиском методов их исправления. Предыдущий раздел продемонстрировал, что в начале учебного процесса ученики обязательно что-то знают о рассматриваемой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала. Если данные отправные точки учителя и ученика кардинально отличаются, то успех обучения находится под вопросом. Если выбрана неподходящая отправная точка, то даже лучшие ученики с трудом будут запоминать полученные знания и забудут их практически сразу после проведения с ними тестов или экзаменов. Соответственно, на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, определять цели, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки - неотъемлемая часть обучения (Рис. 10). Рис. 10. Пирамида обучения Педагог следит за тем, чтобы процесс работы был в достаточной степени сложен и разнообразен с целью удерживания внимания учеников, при этом предоставляя им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач. Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называет «самоцелью» (Puc.11), и что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию и, как следствие, стремление и любознательность. Важно отличать это от внешней мотивации, при которой импульсом является нежелание быть наказанным или боязнь не выдержать экзаменации. Рис. 11. Условия для формирования в учениках «самоцели» С этой целью учителя включают систему достижения целей в рабочий процесс, благодаря чему ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого-либо результата. Уроки построены таким образом, чтобы у учащихся развивалась способность к фокусированию внимания на подробностях и длительной концентрации внимания, системно усваивая материал последовательности уроков. Учителя вовлекают учащихся в работу и позволяют им принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Резюме: прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. Иными словами, в рамках личностно-ориентированного образования учитель понимает, что ученики способны выстроить свои собственные суждения, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс. Если учебный процесс основывается на «строительстве моста», соединяющего учебный материал с учеником, то координирующие этот процесс учителя должны следить за обеими сторонами «моста». Учителя должны стремиться к установлению имеющегося объема знаний и умений учеников, распознаванию их интересов и увлечений, владению информацией о том, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать. Тезис первый: Обучение новому зависит от того, что человек уже знает и понимает. Тезис второй: Обучение будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и умения и нацелено на их расширение. Тезис третий: Следует в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития и укрепления этих связей. Тезис четвертый: Определяйте для учеников время на создание, оспаривание, апробирование и построение гипотез. Тезис пятый: Предоставляйте ученикам возможность учить друг друга. Важность выявления специфики учебного материала и разработки учебного плана Учебный процесс, при котором преподаватель учитывает степень понимания учеников, а не только констатирует их успеваемость, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала. «Тактическое обучение», в интересах которого - лишь оценка усвоения материала с целью успешного прохождения тестирования, представляет собой лишь «вершину айсберга» в обучении тому, как учиться (Рис. 12). Рис. 12. Тактика обучения и оценивание результатов Учителя, знающие свой предмет, способны правильно его преподнести ученикам, чтобы те смогли составить свое толкование и мнение. Они понимают логику предмета и методику подачи в индивидуально удобном для учеников темпе. Таким образом, ученики будут учиться применять свои навыки, а также понимать структуру предметов, равно как и их содержание; они поймут принципы, лежащие в основе предмета, основную идею. Для этого необходимо задействовать подходы к обучению, благодаря которым ученики будут способны «изучить ландшафт» дисциплин учебного плана. Это сродни приспособлению к местности: Вы изучаете территорию, узнаете, какие ресурсы доступны и как продуктивно использовать эти ресурсы в Вашей деятельности. Учителя в учебном процессе, ориентированном на знания, содействуют более основательному обучению учеников, в противовес поверхностному. В таком процессе ученики комментируют, предоставляя повод для размышления, задают наводящие вопросы, а также озвучивают решения проблем, анализируя свои идеи и идеи товарищей. Ученики не боятся рисковать, напротив, «быть в тупике» для них - очередной повод что-то узнать. Тезис шестой: Объем учебного материала, предназначенного для работы в определенную единицу времени, ограничен. Тезис седьмой: Учителя должны помогать ученикам обобщать полученные знания, стимулируя рефлексию и обдумывание их собственных идей. Когда учителя используют оценку для обучения (формативное оценивание), в равной степени как и оценку обучения (суммативное оценивание), то оценивание становится инструментом весьма полезным в обучении. Оценивание для обучения - это процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования. Такие методы, как открытые опросы, обмен образовательными задачами, оказывают сильное воздействие на способность учеников к активному участию в своем обучении. Если это реализовано эффективно, у учеников остается достаточно времени на рефлексию. Как в паре, так и самостоятельно, ученики имеют возможность оценивать свой уровень образования и понимать, как они его достигли. Они оценивают себя и друг друга, что способствует более глубокому пониманию. Ученики знают свой уровень успеваемости и идут к последующей цели. Ученики не обучаются изолированно. Существует актуальное сегодня понятие «учебное сообщество», при котором и ученики, и учителя позиционируют себя как обучающиеся. Среди учеников поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух. Они работают в группах, в которых внимание уделяется жестикуляции, уважительному оппонированию, способности слушать. Эта философия характеризуется взаимоуважением и развитием самоуправления, что необходимо для устойчивости в дальнейшем обучении; в итоге формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении всей жизни. Тезис восьмой: Людям нужна обратная связь и поощрение для комфортного обучения, поэтому оценка должна быть гуманной.
|