Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивационные и аффективные теории обучения
Многие теоретические исследования об учении 70-х и 80-х гг. основывались на гуманистической психологии и рассматривали человеческий потенциал роста с акцентом на концепцию «я». Побуждающим фактором этому стало убеждение в том, что личная свобода, выбор, мотивация и чувства имеют значение в развитии понимания. Наиболее известным ученым был Авраам Маслоу (1968), разработавший иерархическую модель мотивации. На низшем уровне он расположил физиологические потребности, а на верхнем - самовыражение (Рис. 5)
Рис. 5. Иерархия потребностей по Маслоу Маслоу утверждает, что только в случае удовлетворения потребностей нижнего уровня, можно полностью переходить на последующий уровень, поскольку мотивация на низшем уровне всегда сильнее, чем на высших уровнях. Некоторые его оппоненты оспаривают эту иерархию, заявляя, что люди могут самореализовываться, минуя другие ступени. Тем не менее, Маслоу создал полезный аналитический инструмент, определив следующим образом уровни: Уровень 1: Физиологические потребности, такие как голод, жажда, половое влечение, сон, отдых и физическая неприкосновенность, должны удовлетворяться до перехода на следующий уровень. Уровень 2: Потребности в безопасности подразумевают необходимость прогнозируемого и упорядоченного мира. Если они не удовлетворены, люди будут заняты стремлением организовать свой мир для обеспечения высшей степени защиты и безопасности. Если удовлетворены, люди попадают под действие уровня 3. Уровень 3: Потребность в любви и осознании принадлежности заставляет людей стремиться к теплым и дружеским отношениям. Уровень 4: Потребность в самоуважении предполагает желание обладать силой, достижениями, самодостаточностью, мастерством и компетентностью. К перечисленному можно отнести доверие, независимость, репутацию и престиж. Уровень 5: Самовыражение - полная реализация талантов, способностей и потенциала. Маслоу полагал, что обучение может рассматриваться как форма самовыражения, при этом самовыражение может являться первоочередной целью, другие же цели, связанные с иными ступенями, также доминируют, включая чувство завершенности и контролирование импульсов. Карл Роджерс далее развил концепцию «я» и важности взаимодействия с личностью в целом с ее опытом, а также идею о том, что обучение сочетает в себе логику и интуицию, интеллект и чувства. По его мнению, значимое или эмпирическое обучение характеризуется следующим: • «Обладает качеством взаимодействия с личностью в целом в аспектах ощущения и познания, участвующих в процессе обучения. • Осуществляется по собственной инициативе. Даже когда импульс или стимул возникает извне, ощущение открытия достижения, осмысления и понимания приходит изнутри. • Является всеобъемлющим и определяет особенности в поведении, отношении, возможно, даже в личности учащегося. • Оценивается учащимся, который анализирует его по аспектам: отвечает ли оно его потребностям, ведет ли к получению желаемых знаний, выявляет ли область незнания, с которой он сталкивается. Можно сказать, что центр оценки, определенно, находится в самом учащемся. • Сущность его — в значении. Когда имеет место такое обучение, элемент значения для учащегося встраивается в общий опыт» (Rogers, 1983: 20). Вывод: концепция «я» воспринимается как активный компонент, стремящийся к компетентности, разрешению конфликтов на определенных этапах жизни и мастерству в контексте реального мира, в то же время рассматривается как социальный продукт, сформированный под взаимодействием личности с другими, прошлым и текущим опытом в рамках социальных контекстов и институциональной принадлежности. Концепция «я», таким образом, представляет собой сочетание всех когнитивных и аффективных компонентов с различными индивидуальными характеристиками, которые заставляют нас двигаться вперед и направляют наше поведение и, следовательно, являются социальным стимулом к самоизменению (Рис. 6).
Рис. 6. Концепции «я» По мере того, как мы наблюдаем, оцениваем и, в конечном итоге, делаем выводы о себе, два ключевых мотива защищают и поддерживают нашу существующую концепцию «я» Щ самоуважение и самоконтроль (Рис. 7). Самоуважение относится к оценочным и эмоциональным параметрам концепции «я». Самоуважение составляют два компонента - компонент ценности, определяющий, насколько, по мнению индивида, он принят и оценен, и компонент эффективности, определяющий, считает ли индивид себя компетентным и способным в конкретной роли (Bandura, 2001). Бандура выделяет 4 фактора, влияющих на формирование самоэффективности:
|