Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория разума






«Теория разума» (ТР) - особая когнитивная способность понимать других в качестве созна­тельных посредников, что необходимо для интерпретации их точки зрения в термины теоретиче­ской концепции, такие как убеждения и желания. Под теорией разума мы имеем ввиду широкий спектр умственных состояний (убеждения, желания, намерения, представления, эмоции и т.д.), ко­торые приведут к действиям. Если говорить коротко, то принять «теорию разума» означает уметь размышлять над содержанием собственного сознания и сознания других людей.

«Задача ложного убеждения»

Концепция ТР исходит из психологии развития. Дети демонстрируют ранние способности понимать намерения и другие важные сознательные операции (направление взглядов, внимание, притязания). Тем не менее, в начале 1980-х годов психологи Г.Виммер и Дж.Пернер продемонстри­ровали, что полноценные ТР не развиваются до достижения 3—4-летнего возраста. Исследователи провели несколько экспериментов с целью отслеживания и проверки способности детей в возрасте от 3 до 5 лет переносить ложные убеждения к кому-то другому. В одном из экспериментов дети наблюдали сцену, при которой герой Макси оставил шоколадку в ящике и ушел. Во время отсут­ствия его мама берет небольшой кусочек шоколада для приготовления блюда, убирает его в другое место и уходит. Когда возвращается Макси, экспериментатор задает вопрос: «В каком месте Макси будет искать шоколад?». В 1983 первоначальные результаты продемонстрировали, что дети старше 5 лет не сталкиваются с проблемами, приписывая Макси ложные представления, в то время как дети младшего возраста предсказывали, что Макси может поискать шоколад там, куда его спрята­ла мама. Задача на предмет ложного убеждения определяет четкий раздел между этапом развития детей, при котором у них есть «прозрачное» чтение ума и реальности, и этапом, при котором они демонстрируют «непрозрачное» чтение ума и реальности. Это означает, что они легко могут раз­граничить то, что реально произошло от того, что произошло по мнению людей.

Результаты задачи ложного убеждения демонстрируют резкую перемену в течение третьего года жизни. Это побудило многих психологов и философов (eg, Leslie, 1987; Fodor, 1992) к опи­санию более глубинной когнитивной структуры, ответственной за ТР, как врожденного модуля, который активизируется к трехлетнему возрасту. Данная когнитивная структура может быть зна­чительно ухудшена или функционировать в присутствии других психических дефектов. Данная точка зрения соответствует доказательствам, полученным по результатам экспериментальных ис­следований значительных психиатрических патологий, таких как аутизм (Baron-Cohen, 1995; Frith et al., 1994). Дети с аутизмом демонстрируют более низкую эффективность при выполнении задач на ложные убеждения, по сравнению с другими когнитивными задачами для тестирования интел­лектуальных и речевых способностей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал