Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эт­ни­чес­кой иден­тич­нос­ти та­тарс­ко­го на­ро­да






С кон­ца 1980-х гг. наб­лю­да­ют­ся про­цес­сы воз­рож­де­ния эт­ни­чес­ко­го са­мо­соз­на­ния та­тарс­ко­го на­ро­да. Зна­ко­вым со­бы­ти­ем ста­ла от­ме­на ав­то­ном­но­го ста­ту­са ТАССР и при­об­ре­те­ние ею в ре­зуль­та­те под­пи­са­ния с Фе­де­раль­ным Цент­ром До­го­во­ра о разг­ра­ни­че­нии пред­ме­тов ве­де­ния и пол­но­мо­чий меж­ду ор­га­на­ми го­су­дарст­вен­ной влас­ти РФ и ор­га­на­ми го­су­дарст­вен­ной влас­ти РТ осо­бо­го по­ли­ти­чес­ко­го ста­ту­са и свя­зан­ных с ним пол­но­мо­чий в по­ли­ти­чес­кой, со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой, об­ра­зо­ва­тель­ной и эт­но­куль­тур­ной сфе­рах. При­ня­тие Конс­ти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Та­тарс­тан, За­ко­на «О язы­ках на­ро­дов РТ» зак­ре­пи­ли го­су­дарст­вен­ный ста­тус та­тарс­ко­го язы­ка в рес­пуб­ли­ке, сти­му­ли­ро­ва­ли воз­рож­де­ние на­ци­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры, а так­же впер­вые оп­ре­де­ли­ли кон­со­ли­да­цию и раз­ви­тие та­тарс­кой на­ции как осо­бое нап­рав­ле­ние де­я­тель­нос­ти Та­тарс­та­на.

Зна­ко­вым эт­но­по­ли­ти­чес­ким со­бы­ти­ем ста­ло при­ня­тие в 2008 г. «Кон­цеп­ции го­су­дарст­вен­ной на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки Рес­пуб­ли­ки Та­тарс­тан». В дан­ном до­ку­мен­те под­черк­нут осо­бый ста­тус Рес­пуб­ли­ки Та­тарс­тан как «ис­то­ри­чес­ко­го, ду­хов­но­го и эт­но­куль­тур­но­го цент­ра все­го та­тарс­ко­го на­ро­да», по­ка­за­на не­об­хо­ди­мость осу­ществ­ле­ния го­су­дарст­вен­ной на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки рес­пуб­ли­ки «с уче­том эт­но­куль­тур­ных ин­те­ре­сов, зап­ро­сов и пот­реб­нос­тей та­тар, жи­ву­щих за пре­де­ла­ми рес­пуб­ли­ки».

Бла­го­да­ря под­держ­ке го­су­дарст­вен­ных ор­га­нов Рес­пуб­ли­ки Та­тарс­тан, уси­ли­ям Все­мир­но­го конг­рес­са та­тар и дру­гих та­тарс­ких об­щест­вен­ных объ­е­ди­не­ний, соз­да­ны и ак­тив­но дейст­ву­ют це­лый ряд инс­ти­ту­тов и ме­ха­низ­мов сох­ра­не­ния и раз­ви­тия эт­ни­чес­кой иден­тич­нос­ти та­тар. Это сис­те­ма на­ци­о­наль­ной гу­ма­ни­тар­ной нау­ки, об­ра­зо­ва­ния, про­фес­си­о­наль­ной куль­ту­ры (му­зеи, те­ат­ры, ху­до­жест­вен­ные и му­зы­каль­ные твор­чес­кие кол­лек­ти­вы), та­тарс­кие СМИ, фольк­лор­ные ме­роп­ри­я­тия, кон­кур­сы, выс­тав­ки, тур­ни­ры, на­род­ные и ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки (Са­бан­туй, Кур­бан-бай­рам, Ура­за-бай­рам и др.). Од­на­ко, на­ря­ду с этим име­ют­ся и проб­ле­мы, свя­зан­ные как с ка­чест­вом и эф­фек­тив­ностью де­я­тель­нос­ти инс­ти­ту­тов и ме­ха­низ­мов сох­ра­не­ния иден­тич­нос­ти та­тарс­ко­го на­ро­да, их адек­ват­нос­ти тре­бо­ва­ни­ям сов­ре­мен­ной жиз­ни, так и с воз­ни­ка­ю­щи­ми но­вы­ми не­га­тив­ны­ми тен­ден­ци­я­ми в та­тарс­кой сре­де.

Та­тарс­кий язык, ос­та­ва­ясь глав­ным мар­ке­ром эт­ни­чес­кой иден­тич­нос­ти у та­тар, в пос­лед­ние го­ды те­ря­ет свои по­зи­ции, осо­бен­но за пре­де­ла­ми Рес­пуб­ли­ки Та­тарс­тан: сни­жа­ет­ся уро­вень вла­де­ния, мо­ти­ва­ция к его изу­че­нию, сок­ра­ща­ют­ся сфе­ры ис­поль­зо­ва­ния, в том чис­ле в про­цес­се пов­сед­нев­но­го об­ще­ния на­се­ле­ния на ра­бо­те и в бы­ту. На­ме­ча­ет­ся тен­ден­ция даль­ней­ше­го умень­ше­ния его при­ме­не­ния в ка­чест­ве глав­но­го язы­ка ком­му­ни­ка­ции в семье, вк­лю­чая и се­ло. Од­ной из глав­ных при­чин этих про­цес­сов в пос­лед­ние го­ды ста­ло умень­ше­ние чис­лен­нос­ти школ с обу­че­ни­ем на та­тарс­ком язы­ке, по­те­ря по­ли­ти­ко-пра­во­вых и инс­ти­ту­ци­о­наль­ных воз­мож­нос­тей функ­ци­о­ни­ро­ва­ния сис­те­мы на­ци­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, преж­де все­го, за пре­де­ла­ми Рес­пуб­ли­ки Та­тарс­тан.

Сни­жа­ет­ся ин­те­рес предс­та­ви­те­лей та­тарс­ко­го на­ро­да к на­ци­о­наль­ной про­фес­си­о­наль­ной куль­ту­ре. Ут­ра­чи­ва­ют­ся зна­ния о на­род­ной ду­хов­ной куль­ту­ре. Од­нов­ре­мен­но наб­лю­да­ет­ся рост ин­те­ре­са та­тар к эт­ни­чес­ким и ре­ли­ги­оз­ным об­ря­дам и празд­ни­кам, уси­ле­ние их ро­ли в пов­сед­нев­ной прак­ти­ке. Но му­суль­манс­кие об­ря­ды за­час­тую про­во­дят­ся без зна­ния ос­нов тра­ди­ци­он­ной об­ряд­нос­ти и за­ко­но­мер­нос­тей бы­то­ва­ния об­ря­да, ри­ту­а­ла как со­ци­аль­но-куль­тур­но­го яв­ле­ния. В этих ус­ло­ви­ях про­ис­хо­дит раз­ру­ше­ние осо­бен­но сре­ди мо­ло­де­жи мно­го­ве­ко­вых тра­ди­ций язы­ка и куль­ту­ры та­тарс­ко­го на­ро­да, в том чис­ле в ре­зуль­та­те дейст­вия гло­ба­ли­за­ци­он­ных про­цес­сов.

Наб­лю­да­ет­ся сла­бость сов­ре­мен­ных форм ин­фор­ма­ци­он­ной под­держ­ки та­тарс­кой куль­ту­ры, что уво­дит ее на ин­фор­ма­ци­он­ную пе­ри­фе­рию. Это чре­ва­то пос­те­пен­ной дег­ра­да­ци­ей и ис­чез­но­ве­ни­ем та­тарс­кой куль­ту­ры и язы­ка.

В пос­лед­ние го­ды наб­лю­да­лись по­пыт­ки раз­ру­ше­ния единст­ва та­тарс­кой эт­но­на­ции пу­тем вы­де­ле­ния са­мос­то­я­тель­ных эт­ни­чес­ких об­ра­зо­ва­ний, ре­а­ли­зо­вав­ши­е­ся лишь час­тич­но, тем не ме­нее, пот­реб­ность в про­дол­же­нии внут­риэт­ни­чес­кой кон­со­ли­да­ции в рам­ках та­тарс­кой эт­ни­чес­кой общ­нос­ти су­щест­ву­ет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал