Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этнической идентичности татарского народа
С конца 1980-х гг. наблюдаются процессы возрождения этнического самосознания татарского народа. Знаковым событием стала отмена автономного статуса ТАССР и приобретение ею в результате подписания с Федеральным Центром Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ особого политического статуса и связанных с ним полномочий в политической, социально-экономической, образовательной и этнокультурной сферах. Принятие Конституции Республики Татарстан, Закона «О языках народов РТ» закрепили государственный статус татарского языка в республике, стимулировали возрождение национального образования и культуры, а также впервые определили консолидацию и развитие татарской нации как особое направление деятельности Татарстана. Знаковым этнополитическим событием стало принятие в 2008 г. «Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан». В данном документе подчеркнут особый статус Республики Татарстан как «исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа», показана необходимость осуществления государственной национальной политики республики «с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики». Благодаря поддержке государственных органов Республики Татарстан, усилиям Всемирного конгресса татар и других татарских общественных объединений, созданы и активно действуют целый ряд институтов и механизмов сохранения и развития этнической идентичности татар. Это система национальной гуманитарной науки, образования, профессиональной культуры (музеи, театры, художественные и музыкальные творческие коллективы), татарские СМИ, фольклорные мероприятия, конкурсы, выставки, турниры, народные и религиозные праздники (Сабантуй, Курбан-байрам, Ураза-байрам и др.). Однако, наряду с этим имеются и проблемы, связанные как с качеством и эффективностью деятельности институтов и механизмов сохранения идентичности татарского народа, их адекватности требованиям современной жизни, так и с возникающими новыми негативными тенденциями в татарской среде. Татарский язык, оставаясь главным маркером этнической идентичности у татар, в последние годы теряет свои позиции, особенно за пределами Республики Татарстан: снижается уровень владения, мотивация к его изучению, сокращаются сферы использования, в том числе в процессе повседневного общения населения на работе и в быту. Намечается тенденция дальнейшего уменьшения его применения в качестве главного языка коммуникации в семье, включая и село. Одной из главных причин этих процессов в последние годы стало уменьшение численности школ с обучением на татарском языке, потеря политико-правовых и институциональных возможностей функционирования системы национального образования, прежде всего, за пределами Республики Татарстан. Снижается интерес представителей татарского народа к национальной профессиональной культуре. Утрачиваются знания о народной духовной культуре. Одновременно наблюдается рост интереса татар к этническим и религиозным обрядам и праздникам, усиление их роли в повседневной практике. Но мусульманские обряды зачастую проводятся без знания основ традиционной обрядности и закономерностей бытования обряда, ритуала как социально-культурного явления. В этих условиях происходит разрушение особенно среди молодежи многовековых традиций языка и культуры татарского народа, в том числе в результате действия глобализационных процессов. Наблюдается слабость современных форм информационной поддержки татарской культуры, что уводит ее на информационную периферию. Это чревато постепенной деградацией и исчезновением татарской культуры и языка. В последние годы наблюдались попытки разрушения единства татарской этнонации путем выделения самостоятельных этнических образований, реализовавшиеся лишь частично, тем не менее, потребность в продолжении внутриэтнической консолидации в рамках татарской этнической общности существует.
|