Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лирический герой
В «Моих пенатах» огласилась жизненная программа Батюшкова. Он хотел не только в лирике, но и в реальности обрести независимость от света, от официальной морали, от всего миропорядка, основанного на «злате и честях». Он создал идеальный образ прекрасной, здоровой, гуманной жизни, украшенной цветами поэзии. Носителем этих идеальных представлений стал сам поэт в том условном облике, какой он воплотил в своей лирике. Портрет поэта, который нарисован в «Моих пенатах» и других стихотворениях, не тождествен точной биографии Константина Николаевича Батюшкова. Он похож и не похож на него. Батюшков отвлекается от биографически достоверной характерности, но зато углубляется в индивидуальную сферу души. Тем самым создается дистанция между автором и образом поэта, т. е. лирическим героем. В жизни Батюшков скромен, застенчив, молчалив, тщедушен, неудачлив в любви, не пылок, хотя и храбр, и благороден. Его лирический герой – необычайно страстный покоритель сердец, вечно беспечный и ленивый мудрец-философ, который только и делает, что пьет вино, наслаждается беседой с друзьями, ждет возлюбленную, читает или пишет стихи и предается размышлениям. Различие между автором и его лирическим героем было столь значительно, что оно бросалось в глаза современникам. П.А. Вяземский писал: «О характере певца судить не можно по словам, которые он поет… Неужели Батюшков на деле то же, что в стихах? Сладострастие совсем не в нем». В стихотворениях раннего Батюшкова отразился не достоверно житейский его человеческий портрет, а художественно обобщенный духовный облик лирического «я». Батюшков воспел и эстетизировал свои помыслы, свои желания, свои идеалы. Они были частью его самого. И в этом смысле его лирический портрет психологически правдив, в нем есть истина. В лирическое герое Батюшкова воспроизведена сокровенная душа автора-поэта, воплотившая его мечту о человеке и мире. За скобками этой лирической мечты оставлено все, что мешало бы читателю полюбить лирического героя поэта. Многие биографические факты не вмещались в лирический образ, который Батюшков хотел бы оставить как память о себе. В отличие от суммарного лирического героя Жуковского лирический герой Батюшкова психологически более конкретен. Это не человек вообще с его личными переживаниями, а вполне определенная и узнаваемая личность, обладающая индивидуальными чертами. Не получив права на поэтическую биографию, герой получил право на поэтическую судьбу, какой она ему виделась и какую он избрал для себя. Часть биографических фактов не попадает в лирику, созидаемую как доподлинная правда о самых значимых и глубинных переживаниях Батюшкова. Из биографии изымается все, что не совпадает с такой правдой. Когда Батюшков говорил, что он жил так, как писал, а писал так, как жил, то его слова относились прежде всего к его душевной жизни. Именно этим литературным обликом «беспечного поэта-мечтателя, философа-эпикурейца, жреца любви, неги и наслаждения» Батюшков вошел в литературу. Его черты обобщил Пушкин в послании «К Батюшкову»: Философ резвый и пиит, Парнасский счастливый ленивец, Харит изнеженный любимец, Наперсник милых аонид… Сотворенный Батюшковым поэтический портрет бесконечно обаятелен и подкупающе жизнелюбив. Поэт обладал поистине артистической душой. Каждое чувство, каждый душевный порыв не просто красиво выражены, но изящны, прекрасны до их поэтического преображения. В лирике Батюшкова артистизм души выразился в гармонии звуков, в их «итальянской звукописи» («Если лилия листами…»), в броской живописности и динамичной пластике, а нередко в шутливой театральности.
Лирика К.Н. Батюшкова – начало большого пути новой русской поэзии, выразительницы такого строя мыслей и чувств, который был недоступен XVIII столетию. Исторические потрясения конца века расшатали господствовавшее в поэзии гармоническое равновесие между человеком и миром. Требовался новый подход, более сложный и чувствительный инструмент анализа. В стихах К.Н. Батюшкова с удивительной артистичностью разрабатывалась важнейшая проблема эпохи – соотношение " общей" жизни человечества и душевной жизни отдельного человека. К.Н. Батюшков – один из первых поэтов в России, в чьем творчестве сознательно строился образ автора как мыслящей личности, воспринимающей и оценивающей мир. К.Н. Батюшков – фигура во многом характерная для этого переходного времени. Его личность, его рефлектирующее сознание в основном принадлежат новой эпохе [11, с. 50]. Все исследователи, занимающиеся К.Н. Батюшковым, непременно выходят на одну общую проблему: соотношение жизни и творчества поэта. Этот традиционный для литературоведения вопрос приобретает в связи с К.Н. Батюшковым особое значение, ибо ситуация оказывается здесь чрезвычайно сложной, едва ли не загадочной. История литературы, начиная с критики В. Г. Белинского и классической работы Л.Н. Майкова, чаще всего фиксирует близость художественного и " биографического" образов автора. Сам К.Н. Батюшков " подтвердил" правомерность подобного сопоставления: Вот список мой стихов, Который дружеству быть может драгоценен. Я добрым гением уверен, Что в сем Дедале рифм и слов Недостает искусства: Но дружество найдет мои, в замену, чувства, Историю моих страстей, Ума и сердца заблужденья, Заботы, суеты, печали прежних дней И легкокрилы наслажденья; Как в жизни падал, как вставал, Как вовсе умирал для света, Как снова мой челнок фортуне поверял... И словом, весь журнал Здесь дружество найдет беспечного Поэта... [1, т. 1, с. 164]. В статье " Нечто о поэте и поэзии" Батюшков приводит созданную им формулу, обозначающую обязательное для художника правило: "...живи как пишешь, и пиши как живешь" [1, т. 1, с. 41]. В этом случае речь должна идти о едином для поэзии Батюшкова образе центрального героя (соотносимого с автором " биографическим"), которого следует рассматривать как лирического героя. Именно так определяет форму выражения авторского сознания в лирике Батюшкова большинство специалистов. Облик лирического героя связывают при этом с важнейшей особенностью поэтического мироощущения Батюшкова, который, как справедливо заметила И. М. Семенко, " своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом". [41, с. 13.] Современники поэта писали восторженные отзывы и специально исследовали его жизнь и творчество. Одним из первых ценителей стал знаменитый современник A.C. Пушкин. " А.С. Пушкина привлекал ясный и определенный характер поэзии Батюшкова, у них была общая нелюбовь к призрачному и туманному романтизму. Та тяга к выражению понятий и чувств, вызываемых реальность жизни, которая была характерна для поэзии Батюшкова, не пропала, она ярко расцвела в творчестве его гениального ученика" [43, с.79]. П. А. Вяземского своим литературным критиком К.Н. Батюшков избрал еще в пору расцвета таланта. Стихи обоих поэтов объединяет живость письма, остроумная меткость слова, философский взгляд на жизнь. На каждое новое стихотворение Батюшков с нетерпением ждал дружеской рецензии, иногда запоздалой (его рассеянный друг часто забывал отвечать на письма), но всегда существенной. Вяземский дал оценку творчеству К.Н. Батюшкова в статье-предисловии к " Известию о жизни и стихотворениях И.И. Дмитриева" (1821). Есть у него и дружеское послание " К Батюшкову" (1817), в котором он обращается к адресату: " Певец любви, поэт игривый / И граций баловень счастливый" [12, с.135]. Лирику К.Н. Батюшкова высоко оценили также поэты гражданственного романтизма. В.К. Кюхельбекер, один из издателей альманаха " Мнемозина", познакомившись с " Опытами в стихах и прозе", отметил: " Изданием стихотворений г-на Батюшкова отечественной литературе оказана большая услуга. Здесь мы рассматривали его только как поэта, но и в прозе пишет он изящно и приятно" [27, с.35]. А.А. Бестужев-Марлинский, издатель альманахов " Полярная звезда" и " Звездочка", в своей статье " Взгляд на старую и новую словесность в России" (1824), исследуя русское литературное наследие с древнейших времен до современной ему эпохи, заметил, что " поэзия Батюшкова подобна резвому водомету, который то ниспадает мерно, то плещется с ветерком. Как в брызгах оного преломляются лучи солнца, так сверкают в ней мысли новые, разнообразные" [6, с.393]. В. Г. Белинский далеко не по достоинству оценил поэтическое наследие К.Н. Батюшкова. Так, в " Литературных мечтаниях" критик утверждает: " Батюшков, вместе с Жуковским был преобразователем стихотворного языка, т.е. писал чистым, гармоническим языком; проза его тоже лучше прозы мелких сочинений Карамзина. По таланту Батюшков принадлежит второклассным писателям и, по моему мнению, ниже Жуковского; о равенстве же его с Пушкиным смешно и думать" [5, с.125]. Во всех статьях В.Г. Белинского о К.Н. Батюшкове проходит мысль о том, что поэт преждевременно появился на литературной арене. " Неточные выражения, прозаические стихи", по мнению Белинского, встречаются в лирике Батюшкова потому, что литературная форма стиха в начале XIX века была важнее его содержания [5, с.330]. И только в поздних своих статьях критик значительно повышает уровень своих оценок творческого наследия К.Н. Батюшкова. В статье " Русская литература в 1841 году" критик пишет: " Батюшков не принадлежит к числу гениальных – творческих натур; но талант его до того велик, что не будь его поэзия лишена почти всего содержания, родись он не перед Пушкиным, а после него, – он был бы одним из замечательных поэтов, которого имя было бы известно не в одной России" [5, с.339]. Однако, наряду с подобными высказываниями, у Белинского также много восторженных суждений о лирике Батюшкова. Критик считает его творчество переходным новаторским звеном отечественной литературы. Так, в статье " Речь о критике", Белинский замечает: " читая его, вы чувствуете себя на почве действительности. Кажется, как будто в грандиозных созданиях Батюшкова русская поэзия хотела явить первый результат своего развития примирением действительного, но одностороннего направления Державина, с односторонне мечтательным направлением Жуковского" [5, с.118]. В цикле статей Белинского о Пушкине уже появляется полная и содержательная оценка творчества Батюшкова. Критик вновь высказывает свое мнение о том, что талант поэта был " гораздо выше того, что сделано им, и что во всех его произведениях есть какая-то недоконченность, неровность, незрелость" [5, т.6, с. 214]. Однако гораздо выше этого мнения мысль о влиянии К.Н. Батюшкова на A.C. Пушкина: " Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением" [5, т.6, с.216]. Самым авторитетным исследователем жизни и творчества поэта в XIX веке является Л.Н. Майков; его работа " Батюшков, его жизнь и сочинения" (1896), написанная более ста лет назад, до сих пор остается самой полной и авторитетной биографией поэта. В XIX веке творчеством Батюшкова также занимался В.И. Сайтов, который стал редактором двухтомника сочинений поэта, вышедшего в Санкт-Петербурге в 1885 году. Преподавателем Вологодской гимназии в 1892 году В.И. Тузовым была издана книга " Памяти поэта-вологжанина К.Н. Батюшкова". Автор, анализируя творчество поэта, делает вывод о его неоспоримой значимости в отечественной поэзии; главной заслугой К.Н. Батюшкова перед русской литературой, по мнению В.И. Тузова, явился тот факт, " что он дал ей более реальное направление, чем Жуковский" [35, с.5]. Автор книги предложил собственную классификацию творчества поэта: " По содержанию своему поэтические произведения К.Н. Батюшкова могут быть разделены на три отдела. К первому из них следует причислить стихотворения, в которых поэт выражает собственные чувства и впечатления, испытанные им в различные времена его жизни. Лучшие из них следующие: " Тень друга", " Переход через Рейн", " На развалинах замка в Швеции", " Надежда". Этот отдел может служить прекрасною характеристикою личности самого поэта" [35, с.7]. Ко второму " участку" В.И. Тузов причисляет переводы итальянских поэтов и подражания им: " Батюшков, в противоположность романтизму Жуковского, в этих произведениях старался воскресить дух античной поэзии, которую обожал и находил ее в вещественных памятниках, живя в Италии с 1818 по 1821 г." [35, с.6]. Третий раздел произведений Батюшкова по рассматриваемой классификации составляют переводы французских поэтов и " легкая" лирика поэта; отдельным пластом В.И. Тузов выделяет прозу: " по чистоте, правильности, благозвучию и образности она до сих пор, наряду с прозою Карамзина, считается образцовой" [35, с.6]. В 1888 году отдельным изданием вышла книга H.A. Невзорова " Русская художественная словесность в начале нынешнего века и развитие ее в лице К.Н. Батюшкова", в которой творчество поэта рассмотрено в контексте культурно-исторической ситуации России этого периода. Автор называет Батюшкова " отцом новейшей русской лирики, и преимущественно элегии". Поэзию К.Н. Батюшкова литературовед рассматривает как предтечу русского гения: " Природа и талант Батюшкова могут служить ключом к пониманию как его поэтической деятельности, так вместе с этим, иллюстрацией и характеристикой русской художественной словесности до Пушкина. Как птицы начинают петь, чувствуя приближение дня, так Батюшков с Жуковским являются, очевидно, провозвестниками новой, светлой зари в истории русской художественной словесности" [33, с.42]. В двадцатом веке наблюдается спад интереса к творчеству Батюшкова. " Золотой век русской поэзии" был настолько богат именами, что некоторые из них остались в тени, стали малоизвестными. Внимание привлекли корифеи и новаторы русской литературы. П.А. Борзаковский печатает в серии " Русские поэты для школ и народа" брошюру " Константин Николаевич Батюшков" (1902), включающую биографию поэта с приложением стихотворений. Жизнеописание призвано вызвать интерес к творчеству и воспитывать в учащихся нравственность и добродушие: " Батюшков был не только прекрасный поэт, но и замечательный человек. Его доброе, нежное сердце было преисполнено любви к Богу, родине и друзьям. Бескорыстие и честность всегда отличали его. Оценив по достоинству его дарования, современники особенно любили и уважали Батюшкова за привлекательные качества его души. Чистая и светлая любовь современников перешла и к потомству, которое всегда помянет добрым словом этого истинно русского человека" [9, с.3]. В 1951 году выходит в свет книга вологодского исследователя А.Т. Сотникова " Батюшков", в которой автор в научно-популярном стиле излагает биографию поэта; фоном жизнеописания является общественно-литературная жизнь начала XIX века и творчество самого Батюшкова. В XX веке ученым, который основательно исследовал творчество К.Н. Батюшкова, стал Николай Владимирович Фридман. Его работы " Проза Батюшкова" (1965) и " Поэзия Батюшкова" (1971) – наиболее содержательные и интересные книги о поэте. В них автор анализирует творчество К.Н. Батюшкова, сопоставляет его творчество с биографическими событиями, привлекает переписку поэта с друзьями и современниками. Литературоведы XX века, рассматривая литературный процесс начала XIX столетия, выделяют творчество К.Н. Батюшкова. Г.А. Гуковский в книге " Пушкин и русские романтики" (1965), исследуя жанры, стиль, средства художественной выразительности в творчестве Батюшкова, оценивает поэта как о великом предшественнике А.С. Пушкина. В.Б. Сандомирская одну из глав книги " История русской поэзии" (1968) посвящает творчеству К.Н. Батюшкова. Исследователь отмечает новаторский характер творчества поэта, который вместе с Жуковским проложил дорогу в мир романтизма. В.Б. Сандомирская отмечает: " Батюшков на несколько лет опередил начавшееся в 20-е годы широкое развитие романтизма в русской поэзии" [39, с.281]. И.М. Семенко в книге " Поэты пушкинской поры" (1970) весьма подробно анализирует наследие Батюшкова, отмечая неоценимое новаторство лирического " я" поэта: " В стихах Батюшкова с удивительной артистичностью разрабатывалась важнейшая проблема эпохи – соотношение " общей" жизни человечества и душевной жизни отдельного человека. Батюшков – один из первых поэтов в России, в чьем творчестве сознательно строился образ автора как мыслящей личности, воспринимающей и оценивающей мир" [41, с. 11]. В 1987 году Россия отмечала 200-летие со дня рождения поэта. В этом году вышло большое количество журнальных и газетных статей, развивавших многообразные темы о жизни и творчестве Батюшкова. Самым значительным явлением в науке о К.Н. Батюшкове стала исследовательская трилогия Вячеслава Анатольевича Кошелева. Первая работа – учебное пособие " Творческий путь Батюшкова" (1986), в ней автор дает собственную периодизацию творчества Батюшкова, а также рассматривает особенности отражения личности поэта в произведениях и комплекс его воззрений на литературный процесс своего времени. Вторая книга " Константин Батюшков. Странствия и страсти" (1987), являясь подробнейшей биографией поэта в контексте его лирики, переписки, воспоминаний современников, стала настоящим подарком к юбилею поэта. Сам автор отмечает, что он " попытался исследовать личность поэта " изнутри" самой этой личности, поэтому по своему жанру книга является документальным повествованием" [26, с. 6]. Третья работа – " В предчувствии Пушкина. Батюшков в русской словесности начала XIX века" (1995). В ней автор " ставил целью уточнить, переосмыслить репутацию Батюшкова как " несостоявшегося" Пушкина, чья историко-литературная роль состояла в том, чтобы подготовить явление " солнца русской поэзии" " [26, с.3]. Исследование представляет серию очерков о переходной эпохе русской культуры: творчество Батюшкова сопоставляется с наследием Г.Р. Державина и A.C. Грибоедова. В книге В.Н. Касаткиной " Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич", вышедшей также в юбилейном 1987 году, утверждается новый взгляд на литературное наследие поэта, которое рассматривается в контексте предромантизма и раннего русского романтизма. Особое внимание В.Н. Касаткина уделяет изучению поэтики Батюшкова, анализирует его историософские и религиозные размышления. В.Н. Касаткиной также принадлежат содержательные статьи о Батюшкове и его творчестве: " Эпистолярный источник поэзии К.Н. Батюшкова", " Религиозно-философские воззрения К.Н. Батюшкова", предисловие к статье JI.H. Майкова " Женщины в жизни К.Н. Батюшкова" и статья о поэте в учебнике " История русской литературы XI – XIX веков". В 1987 году из издательства " Детская литература" вышла в свет документальная повесть Виктора Васильевича Афанасьева " Ахилл, или жизнь Батюшкова". Автор книги поставил перед собой благородную и очень важную задачу – познакомить юное поколение с жизнью и творчеством К.Н.Батюшкова через художественное слово. В 2001 году по инициативе А.Ю. Сергеевой-Клятис переиздана биография К.Н. Батюшкова, написанная Л.Н. Майковым. Интерес к жизни и творчеству поэта можно рассматривать как положительный факт в современном литературоведении. Книга дополнена рядом историко-литературных статей исследователей творчества К.Н. Батюшкова: В.А. Кошелева, H.H. Зубкова, A.JI. Зорина, O.A. Проскуриной.
|