Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аргентина, Мексика, Бразилия и Куба.






Лекция 1 14.02.2013

Своеобразие долгого 19 века в этом регионе.

История Латинской Америки давно стала составной частью всемирной истории. Цивилизация здесь возникает в древности. Где-то в 15-16 вв. уже утвердились единые общественные отношения, как в сфере экономической, так и в сфере государственно-политической. этот период специфичен и появление в новом свете впервые Европейцев едва ли не самый важный рубеж, который и делит историю Латинской Америки до и после. Этот период (феодальный) до сих пор остаётся дискуссионным и более устойчивый и изученный период. Включение в контекст мировой истории, за счёт формирование международного капиталистического рынка. Особенным рубежом этого колониального периода и постколониального - становится война за независимость (начало 19 века). Война за независимость является водораздел, так как именно в ходе этих событий Латинская Америка освобождается от колониального гнёта и оказывается в 19 веке на чрезвычайно сложном этапе выбора дальнейшего пути общественной эволюции.

Это время когда Латинская Америка начинает строить экономическую и политическую независимость. После войны за независимость латиноамериканские страны старались пойти по пути Северных штатов, он намеревался повторить тот путь, которым уже шли Северные американцы. Основание для этого намерения на лицо, предпосылки были: общность территории, общность языка, общность религии, общность ментальная. Но Латинская Америка, получив политическую независимость, пошла своим путём и в итоге она раскололась к 40-м годам на 18 независимых государств. Почему она не сумела повторить путь США? Войну за независимость связывают с революционными событиями в Европе. Однако война за независимость своим конечным результатом имела образование в латиноамериканском регионе независимых государств с республиканской формой правления. Единственная в этом регионе Бразилия сохранила монархию, и объявлена империей. В нашей лит-ре эта война оценивалась как революция, причём незавершённая. И всё сводилось к завоеванию политического суверенитета, и незавершённой эта революция объявлялась, так как она не уничтожила в Латинской Америке феодализм. Советские латиноамериканисты не находили в этих событиях зарождение капиталистического уклада, относили это только к концу 19века. В итоге в советской латиноамериканистики ощущается влияние концепции зависимого капитализма: отсталость латинской Америки объясняется её изначальной отсталостью и поздним развитием здесь капиталистического уклада, это и порождает зависимость от западного капитализма. Однако сегодня эта концепция несколько пересматривается, и когда исследователи пытаются оценить войну за независимость, то они делают акцент на отличии революции в ЛА, чем в Европе. Само движение за независимость в колониях было возглавлено латифундистами. Народные массы здесь играли не самую активную роль. И латифундисты и выдвинули буржуазное требование свободы предпринимательства. Эти революции оцениваются как буржуазные. Результаты борьбы за независимость присвоили лидеры, и врядтли они хотели поделиться с народом. С этой точки зрения латиноамериканские освободительные революции некоторые склонны оценивать как антинародные. И по-другому интерпретируется концепция зависимого капитализма: зависимость от западных стран и породила эту отсталость, а не наоборот.

Что препятствовало убыстрённому капиталистическому развитию? На западе в это время расцветает промышленный классический капитализм, формируется индустриальное общество. А Латино Американские страны продолжают отставать в своём развитии от Европы и США. Факторы, сдерживающие капиталистическую эволюцию: 1.Присутствие иностранного капитала, сохранялась зависимость ЛА от иностранного капитала. Воздействие колониализма 19 века неоднозначно и противоречиво. Вопрос цены исторического прогресса. Надо ли было втягиваться в мировой капиталистический рынок? не факт что самоизоляция способствовала к экономическому расцвету, а даже наоборот.

2.Система латифундизма. Она способствовала тому, что в этом регионе крупные земельные собственники сумели заполучить и политическое господство. И это влияло на живучесть олигархизма в политической сфере. Латифундисты и оказывались тесно связаны с иностранным капиталом, это в конечном итоге обостряло внутренние конфликты в обществе по линии власть-народ.

3.Становление и формирование этих молодых латиноамериканских государств в условиях отсутствия единства между ними и постоянного вмешательства в их внутренние дела Западных стран. Все проблемы в этом регионе разрешались путём государственных переворотов - путём пронунсиаменто. В результате устанавливались диктатуры.

4.Борьба за власть в отдельных странах между отдельными кланами внутри самих правящих кругов. Именно соперничество кланов и решалось путём государственных переворотов.

Этими факторами в нашей литературе и обусловливают своеобразие Латинской Америки.

Дребушевская добавляет: уровень политической культуры (население - это голодное, безграмотное крестьянское) + противоречивое влияние США (с одной стороны это патрон, а с другой стороны это хищник). Отсюда судьба Латинской Америки в 19 веке принципиально не изменилась, она осталась на периферии мировой цивилизации. Рассуждая о своеобразии цивилизации в этой части света, в центре рассуждения оказывается проблема каудальизма. Каудильо - вождь, предводитель, сильная личность. Это явление после войны за независимость расцвело и это не только образ жизни людей, но и способ организации латиноамериканского общества в целом. Существует 2 точки зрения по поводу происхождения этого явления:

1.Одни говорят, что каудильизм порождён войной за независимость, когда прежняя система управления была разрушена и все общественные институты исчезли, и этот вакуум заполнили соперничавшие друг с другом креольские группировки

2.Каудильиз своим корнями уходит в глубокое колониальное прошлое, именно тогда возникли сильные личности - вожди, которые будучи крупными земельными собственниками, сосредотачивали вокруг себя народные массы. И на местах были реальными правителями.

Живучесть каудильизма связывается с особенностями социальной структуры латиноамериканского общества, со спецификой войны за независимость, с особенностями менталитета латиноамериканцев, со сложившимся положением народных масс, с латифундизмом. В Латинской Америке и в колониальный период и после существовали латифундии 2 типов:

1.Латифундии капиталистические - агро-экспортные.

2.Патриархальные - практически не связаны с рынком, продавали продукцию заезжавшими торговцем. Они более стабильны были (так как меньше зависели от изменения цен), они и стали основой каудильизма.

После войны за независимость латиноамериканское общество стало представлять собой замкнутые пространства - латифундии, в рамках которого лидер пользовался полной властью. И каудильизм становится понятным для всех. Эта политическая нестабильность и постоянный фактор внешней опасности, заставлял местных каудильо превращаться в военных предводителей, создавать и держать мобильные войска, для защиты своей земли. После войны задорившиеся крестьяне и находили место себе в этих отрядах и вся революционная армия, которая была распущена после освободительных войн, была вынуждена оседать на территориях этих асьенд. И каждый каудильо был заинтересован в изоляции своей территории, и обособиться от центра. Происходило формирование отдельных кланов, но побеждал местный патриотизм, в основном население мыслило категориями своей земли, и принадлежность к этому клану была важнее, чем принадлежность к нации и государству. Эти каудильо и осуществляли государственные перевороты. В целом этот слой был достаточно сплочённым, в то время как народные массы были разобщены (рабы, пионы, пастухи, бродяги, мелкие собственники).

учитывая низкий уровень грамотности, каудильо и не стремились народные массы просвещать. И в Латинской Америки нет оснований для усиления политизации народных масс. Каудильо брали другими ресурсами: они, как правило, обладали личной харизмой, сильной волей, способностью говорить и зажигать толпу, приписывали магические способности, земля (чем больше, тем лучше), особенно заботились о своей клиентуре (за услуги платили землёй). И клановые отношение только укреплялись. Каудильизм - это образ жизни, способ организации общество, и потом превращается в государственный.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал