Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к практическому занятию 6. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.






При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые основные аспекты вопросов практического занятия. При подготовке к практическому занятию предлагается выполнить задания для самостоятельной работы.

План

1. Донаучное знание, вненаучное знание и его разновидности.

2. «Наука» как социальный институт, деятельность, знание. Цель науки.

3. Тенденции развития и проблемы современной науки.

4. Сциентизм и антисциентизм как формы отражения положительного и отрицательного влияния науки на человека.

Основные термины: наука, дифференциация, интеграция, синкретизм, сциентизм, антисциентизм, фундаментальная наука, прикладная наука, классическая наука, неклассическая наука, постклассическая наука, антропологический кризис в науке.

Самостоятельная работа. Вам при подготовке к семинару рекомендуется выполнить 3 задания из предложенных ниже. Дополнительно выполняется задание №14, которое является обязательным для всех студентов. Его необходимо оформить в виде таблицы, дополнив колонкой – «Содержание принципа».

1. Размышляя над природой разума, Фрэнсис Бэкон пришёл к выводу, что разум постоянно преодолевает какие-то помехи. Философ назвал их «идолами сознания», или «призраками заблуждения», и создал впечатляющую типологию заблуждений и предрассудков разума, препятствующих правильному познанию. Все «идолы сознания» Бэкон разделил на четыре типа.

«Призраки рода» коренятся в самой природе человека. Ему свойственно примешивать к природе вещей свою собственную природу. Например, человеческий разум склонен видеть порядок там, где его нет; люди с большим трудом отказываются от однажды принятых положений и стремятся подогнать под них факты; ум по природе своей склонен рассекать природу на части и изменчивое мыслить как постоянное.

«Призраки пещеры» обусловлены индивидуальными особенностями и склонностями людей: кто-то обращает внимание на конкретные вещи, а кто-то склонен к обобщениям; один любит древности, другому подавай самое современное и т.п.

«Призраки рынка» порождаются неправильным употреблением слов и имён. Иногда дают названия несуществующим вещам и по поводу этих вещей создают целые теории. Чаще же слова не имеют определённого смысла, что приводит к двусмысленностям и бесплодным фразам.

«Призраки театра» – внушённые предрассудки, суеверия, ложные теории.

Если очистить ум от этих «призраков», то, полагал Бэкон, природа сама запечатлеет свои черты в душе человека.

Попробуйте привести конкретные примеры «воплощения» указанных «призраков» в современной и в Вашей жизни. Возможно ли полностью очистить ум человека от этих «призраков»? Почему?

2. Главное в дедукции – не спешить и соблюдать правила метода, подчёркивал Декарт. Таких правил четыре: ясность и отчётливость исходных оснований; детализация (расчленение сложных мыслей на простые составляющие); последовательность (поэтапное движение от простого и общего к сложному и частному, без перескакивания «ступенек» в рассуждении); полнота рассмотрения вопроса, когда из виду не упускается ничего существенного, относящегося к делу. Соблюдение этих правил поможет приумножить знание и сохранить изначальную его достоверность.

Попробуйте применить данный метод при рассмотрении таких проблем, как (одна на выбор): что получится, если муравей проглотит слона; почему мы не можем говорить о наличии сознания у животных; почему обанкротились финансовые пирамиды; каковы ваши шансы выиграть в лотерею; существует ли бесконечность в действительности; при каком условии не существует решения для головоломки «Игра 15»; являюсь ли я потомком Чингисхана; какому событию посвящен праздник 4 ноября?

3. Теория познания Платона получила наименование теории анамнезиса (от греч. «анамнесис» – «припоминание»). Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли. В этой теории содержалась идея, что человек рождается с неким знанием. Такое знание впоследствии назвали врождённым, или априорным. Интересно, что вопрос о том, дана ли людям от природы только способность к познанию или уже некоторое знание, всё ещё вызывает интерес философов, психологов, физиологов. А от самой теории Платона осталось слово «анамнез», но теперь его используют врачи, составляя историю болезни.

На основании каких фактов и явлений в жизни человека можно подтвердить или опровергнуть теорию Платона?

4. В науке происходит борьба мнений, выражающая столкновение различных и нередко противоречивых гипотез. Так, вокруг открытия Э. Дюбуа (он нашёл остатки питекантропа на острове Ява) развернулась дискуссия, в результате которой было высказано свыше 50 различных предположений. Специалисты утверждают, что ныне существует более 600 гипотез (возникновения) шаровой молнии. Наука порой похожа на детективный роман: все факты как будто бы подтверждают определённую гипотезу, но в результате верной оказывается совершенно другая. Раз возникнув, гипотезы умирают не сразу, а более или менее длительное время активно «работают» в науке. Это своего рода условно принятые в «институт науки» студенты. Бывает и так, что гипотеза отвергается, а потом, спустя, быть может, десятилетия, снова «вспоминается» и даже становится теорией.

Попытайтесь привести примеры подтверждающие данные положения в истории развития науки.

5. Попробуйте посмотреть на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств при выявлении проблемы – умение изменять точку зрения. Если смотреть на объект исследования с разных сторон, обязательно увидишь то, на чём обычно внимание не останавливается. Например, когда просто гуляешь во дворе с друзьями, то относишься к первому снегу совсем иначе, чем водитель грузовика, едущего по проселочной дороге, или лётчик, отправляющийся в полёт, или ворона, сидящая на дереве, или заяц в лесу.

6. Углубить способности к мысленному перевоплощению, позволяющему смотреть на мир с непривычной стороны, и одновременно проверить уровень их развития можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Приведем одно из них. Возьмите какой-либо предмет с хорошо известными свойствами (кирпич, газета, кусок мела, карандаш, картонная коробка и т.п.) и найдите максимальное количество вариантов нетрадиционного, но вполне приемлемого использования данного предмета. Чем оригинальнее, непредсказуемее ответы и, конечно же, чем их больше, тем лучше.

7. Другое творческое задание. Назовите максимальное число признаков какого-либо предмета. Например, стол бывает красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и т.п.

8. Путём наблюдения определите, сколько экранного времени на современных телеканалах занимают детские программы и программы для подростков, в какое время идут эти передачи и о чём они. Выстройте собственную стратегию телевидения для молодёжи. (Может быть, не стоит делить телезрителей на больших и маленьких?) Определите, чему и кому уделяется особенное внимание в большинстве телепрограмм и демонстрируемых художественных фильмах. Понаблюдайте за особенностями речи и спецификой языка журналистов, политиков, телеведущих, героев фильмов. Определите, какие и как часто они допускают речевые ошибки. Есть ли телегерои, которым хотелось бы подражать? Воспитывает ли современное телевидение в людях терпимость друг к другу, уважение к собственному языку и культуре?

9. Известный французский естествоиспытатель Жорж Кювье в начале XIX столетия высказал гипотезу о глобальных катастрофах, резко изменивших биосферу Земли. Он считал, что в основе геологического развития нашей планеты лежат катастрофические события. Гипотеза сразу же подверглась критике. В наше время в связи со стремительным развитием космических исследований и аналитической техники идея о роли катастроф в истории биосферы вновь стала предметом серьёзного внимания учёных. Считается, что за многовековую историю человечества несколько раз происходили естественные катастрофы, менявшие климат Земли на короткий период – от нескольких месяцев до нескольких лет. Какими были эти катастрофы?

Попробуйте найти аргументы, опровергающие и подтверждающие данную точку зрения.

10. «Ныне всюду… ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. Это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение и приводит его к выводу, что больше вообще нет никакой твёрдой опоры и всё познанное эфемерно. Но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. Творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают всё здание знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом свете сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. Впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые её постигают, если они неискренни в своём желании знания» (Карл Ясперс, немецкий философ).

Перенесите указанные положения на содержание конкретной научной дисциплины. При наличии каких аспектов можно будет говорить о кризисе науки?

11. В русской народной сказке «Принеси то, не знаю что» царь поставил перед мужиком сложную задачу.

– Когда дочь твоя так мудра, – сказал царь, – пусть наутро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

Расстроился мужик. А его дочка-семилетка поутру сбросила всю одежду, надела на себя рыболовную сеть, в руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь её у ворот встретил.

Поклонилась девочка царю:

– Вот тебе, государь, подарочек, – и подаёт ему перепёлку.

Царь протянул было руку, а перепёлка порх – и улетела. Царь остался доволен.

Попробуйте вспомнить или сформулировать сами подобные задачи. Попробуйте предложить другое решение изложенной проблемы.

12. Гипотеза обязательно согласуется с фактическим материалом, поэтому некоторые исследователи склонны считать, что не всякое предположение есть гипотеза. По их мнению, в отличие от простого предположения гипотеза должна быть обоснованной, указывать путь творческого поиска. Но это в науке. Детские же исследования направлены на развитие творческих способностей, и здесь важно научиться формулировать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Причём годятся самые фантастические и нелепые идеи. Уже сама по себе гипотеза порой становится фактором, мотивирующим исследовательский поиск.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение (одно на выбор). Объясните, как птицы узнают дорогу на юг. Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему тяжелые самолеты летают? Почему бывают день и ночь? Как стать президентом? Как становятся великими и выдающимися? Почему возникают молодёжные неформальные объединения и кто становится их лидером? Как связаны между собой деньги и власть? Чем отличается лидер от руководителя? Кто обычно становится хакером? Похожа ли компьютерная зависимость на наркотическую? Как предотвратить техногенные катастрофы? и т.п.

13. Подберите названия следующим мыслительным операциям и установите правильные соответствия:

1) движение мысли от общего к частному; а) абстрагирование;

2) мыслительное отвлечение от б) обобщение;

несуществующих признаков предметов

(явлений) и выделение в них основного,

главного;

3) мысленное отнесение отдельного предмета в) систематизация;

(явления) к группе предметов (явлений);

4) мысленное расположение объектов г) классификация;

в определенной последовательности;

5) выделение общего в предметах д) конкретизация.

(явлениях).

14. В разное время выдвигались следующие принципы научного мышления. В чем их главные достоинства и недостатки?

1. Принцип «экономии сил». Р. Авенариус (1843–1946).

2. Принцип «возможности возможного». Выбор должен исключать невозможность последующего выбора. Н. Аббаньяно (1901–1977).

3. Принцип «как если бы». Разработка понятий-фикций, не имеющих теоретических ценностей, но практически ценных. Х. Файхингер (1852–1933).

4. Принцип пролиферации. Создание теорий, не совместимых с существующими. П. Фейерабенд (р. 1924).

5. Принцип конвенционализма. Выбор из множества возможных решений, имея в качестве соглашения потребность в максимальной простоте теории и необходимость в ее успешном применении. Ж. Пуанкаре (1854–1912).

6. Принцип Логоса. Гармония знания и веры. П.А. Флоренский (1882–1943).

7. Принцип корреляции вопросов (проблемы существования) и ответов (божественное откровение). П. Тиллих (1886–1965)

8. Принцип акционализма. Выявление за нормами и ценностями действий, которые их порождают. А. Турен (р. 1925).

9. Принцип верификации. Р. Карнап (1891–1970), О. Нейтрат (1882–1945).

а) прямая верификация (проверка утверждения данными наблюдения и эксперимента или утверждениями, фиксирующими зависимость между данными наблюдения и эксперимента);

б) косвенная верификация (проверка установлений в зависимости между утверждениями, логически обоснованными и прямо верифицированными).

10. Принцип фальсифицируемости (опровержение гипотезы научной теорией, теории – альтернативной теорией). К. Поппер (1902–1994).

15. Существуют специальные упражнения, способствующие развитию мышления человека. Попробуйте выполнять упражнения, представленные ниже, хотя бы несколько раз в неделю. Составление нескольких случайно выбранных слов небольшого рассказа; исключение лишнего из трёх-пяти слов с указанием основания исключения; поиск самых фантастических способов применения предмета (чем больше, тем лучше); формулирование определений («Свобода – это…», «Мысль значит…»); построение причинно-следственной цепочки между двумя предложениями (чем меньше у них общего, тем лучше); составление перечня возможных причин какой-нибудь необычной ситуации; выражение мысли другими словами, при этом «высший пилотаж» – передать в точности смысл, используя совсем иной набор слов.

16. Человека, занимающегося наукой, вплоть до середины ХХ века называли ученым. Предполагалось, что этот человек много знает, поэтому и «ученый». В наше время деятели науки все чаще все чаще стараются именовать себя не учеными, а исследователями, подчеркивая тем самым, что они могут и не владеть (и, как правило, не стремятся владеть) большим объемом информации в области, где ведут исследования. Современный научный работник – не столько тот специалист, который много знает, сколько тот… Продолжите, пожалуйста, характеристику современного ученого.

17. Французский философ Рене Декарт утверждал, что животные не способны рассуждать. Один из его последователей воспользовался для обоснования этой идеи методом доказательства «от противного». «Если бы животные обладали душой и способностью чувствовать и рассуждать, – говорил он, – разве бы они остались безразличны к несправедливому публичному оскорблению, нанесенному им Декартом? Разве они не восстали бы в гневе против того, кто так принизил их? Но никаких свидетельств особой обиды животных на Декарта нет. Следовательно, они просто не в состоянии обдумать его аргументацию и ответить на нее».

Попробуйте применить метод доказательства «от противного» при решении следующих проблем (одну на выбор): ночью все кошки серы; что было раньше – курица или яйцо; может ли машина мыслить; сдадите ли Вы экзамен по философии на «отлично?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал