Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к практическому занятию 1. Роль философского знания в жизни современного общества.






Методические рекомендации студенту

 

Требования по подготовке студентов к практическим занятиям

По философии

Уважаемый студент!

Вы уже приступили к изучению такой дисциплины, как «Философия». Вы прослушали вводные лекции и имеете представление о том, что это за дисциплина, каковы ее цели и задачи, место в структуре профессиональных знаний. Еще одной формой работы являются практические занятия. Данное издание поможет вам успешно готовиться к семинарским занятиям и приобрести необходимые компетенции.

Подготовка к практическим занятиям по философии должна включать следующие моменты:

- знакомство с соответствующими главами учебника (в планах занятий приведен список основной литературы и источников для дополнительного изучения. Вы можете выбрать любой из них. Оптимальным был бы вариант работы не с одним источником, а с несколькими, так как в разных учебниках избран разный подход к изучаемому предмету, и полезно понять различие подходов, сравнить их, чтобы выработать свою позицию);

- чтение конспекта лекции, чтение и осмысление одного–двух источников из приведенного списка литературы (чтобы сравнить позиции различных авторов по изучаемым проблемам);

- выяснение для себя содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для данного теоретического раздела философии;

- обязательно, выступая на семинаре, не читать, а рассказывать содержание рассматриваемых вопросов.

При подготовке к работе на семинаре следует вести «Рабочую тетрадь», которая должна содержать:

- краткие тезисы Ваших ответов на вопросы, поставленные в плане занятия;

- неясные для Вас вопросы, проблемы, которые Вы хотели бы обсудить на семинаре;

- определения основных терминов, встречающихся в процессе подготовки к занятию;

- выполненные домашние задания, схемы или таблицы.

Старайтесь при подготовке к практическим занятиям связывать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с Вашими конкретными профессиональными интересами в области науки.

Помните: практическое занятие – не проверка подготовленного «урока», а обсуждение проблем изучаемой науки. Не забудьте в конце ответа указать какие источники вы использовали при подготовке к практическому занятию.

 

Методические рекомендации к практическому занятию 1. Роль философского знания в жизни современного общества.

При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов практического занятия. При работе над 4 вопросом необходимо подготовить схему, отражающую содержание указанной проблемы на основе предложенных источников и материала лекций.*

План

1. Функции философии в современном мире.

2. Характеристика основных разделов философии. Предмет изучения философии.

3. Методы философского познания мира.

4. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.

Основные термины: мировоззрение, религия, философия, мифология, антропоморфизм, социоморфизм, гилозоизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, история философии, историософия, этика, эстетика, логика, философская антропология, диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика, материализм: стихийный, метафизический, диалектический, последовательный, непоследовательный, вульгарный; идеализм: объективный, субъективный; дуализм, эмпиризм, рационализм, деизм, скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.

Самостоятельная работа. Вам рекомендуется при подготовке к занятию выполнить письменно 2 задания на выбор и подготовить эссе по темам, предложенным в задании № 19 (1 тема на выбор). У вас есть право самостоятельно сформулировать тему философского эссе. Требования к написанию эссе представлены ниже.

1. Можно ли считать, что философия занимает область знания, которая не стала сферой интересов других общественных наук - таких, как, например, социология, психология, экономика и другие, так как они не смогли справиться с некоторыми вопросами?

2. Как Вы считаете: есть ли будущее у такой науки, как философия?

3. В чем, на Ваш взгляд, отличие философии от других наук? А что между ними общего?

4. Какое понятие шире: «философия» или «метафизика»? Что их объединяет?

5. Для чего современному специалисту необходима философия? В чем, по Вашему мнению, состоит ее ценность и значение в современном мире?

6. Термин «философия» в переводе с греческого означает буквально «любовь к мудрости». Но у греков понятие «софии» имело более широкий смысл – это и проявление ума, и любознательность, и целенаправленность. Попробуйте определить, какой смысл в понятие «даршаны» вкладывался в Древней Индии.

7. История развития философского знания строится на поиске ответов на одни и те же вопросы: «В чем смысл человеческой жизни?», «Что есть добро, а что зло?», «Откуда возник мир?» и другие. В каждую историческую эпоху философы предлагали свои варианты ответов на эти вопросы. Как Вы думаете, почему столь длительные поиски не дали однозначного и окончательного результата? В чем состоит принципиальная разница в ответе на эти вопросы, полученные в разные исторические эпохи?

8. В чем проявляются две стороны – онтологическая и гносеологическая - в рассмотрении основного вопроса философии?

9. В чем разница между «проблемой» и «тайной»? Как Вы считаете, что из указанного изучает философия?

10. Французский философ Альбер Камю писал: «Всякая философия – самооправдание. Оригинальной была бы только философия, оправдывающая другого человека». Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Почему?

11. Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с тяжело нагруженной кирпичами тачкой.

– Что ты делаешь? – спросил его путешественник.

– А ты разве не видишь? Везу кирпичи, – ответил тот.

Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал:

– Зарабатываю себе на хлеб.

Через некоторое время путешественник снова повстречал рабочего с тачкой и опять поинтересовался, что тот делает.

– Строю кафедральный собор, – был ответ.

Как нетрудно понять из этой притчи, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл; всё зависит от того, как человек воспринимает жизненный контекст, в котором действует. Кто-то не осмысливает даже ближайшие последствия собственных действий, а кто-то всё, что делает, видит, как говорили древние, sub speciae aeternitas – под углом зрения Вечности.

Попробуйте выявить как можно больше контекстов и смыслов в изучении дисциплины «Философия» студентами вашей группы. Какая точка зрения будет ближе всего Вам?

12. Какая философская концепция, отражающая смысл жизни человека, вам ближе?

13. Попробуйте определить место философского знания в жизни и деятельности человека и общества на различных этапах исторического развития?

14. Какое влияние философское знание оказало на становление и развитие такого феномена, как «провинция»? Какой смысл вкладывается в данную категорию сегодня?

15. Проанализируйте структуру философского знания. Какие тенденции развития философии как науки на основании проведенного анализа можно выделить?

16. Еще раз сформулируйте основные функции философии как науки. Попробуйте определить, в какой исторический период какая функция философии была обозначена? Как Вы считаете, какие функции у философии могут появиться в будущем?

17. Выделите общие черты, характерные для философии, мифологии, религии и науки. Попробуйте обосновать особенности философского знания и его отличия от знаний религиозных, мифологических и научных.

18. Аргументируйте свою точку зрения на проблему: «Необходимо ли философское знание человеку сегодня?».

19. Предлагаемые темы для эссе:

Почему мы спрашиваем «Почему?»

«Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины» (Марк Туллий Цицерон)

Человек – это существо неестественное

«Мудрый не ведает печали» (Древнеиндийская упанишада)

«Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает» (Конфуций)

«Решив одну проблему, мы всегда затрагиваем какие-то другие вещи, о которых раньше и не подозревали, так что мы не можем решить ни одной проблемы без того, чтобы не создать несколько новых» (Джозеф Пристли)

«Не приходится сомневаться, что нет никакой возможности подойти к решению любой проблемы совершенно непредвзято» (Симона Бовуар)

«Всякая философия есть постижение абсолютного» (Георг Гегель)

«Невежество есть удел раба и дикаря. Просвещение дает человеку достоинство» (Дени Дидро).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал