Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что следует иметь в виду, собираясь на рынок
— Как купить хороший сорт на рынке? — ?!! На рынок идти вообще нельзя! Галкины Прежде всего: больше половины продавцов сажен- цев, как и всего остального, — перекупщики. И чаще всего они продают саженцы с машин, называя себя каким-нибудь питомником или совхозом. У них есть таблички, этикетки и фотографии или плоды на по- каз. Но у них нет главного: доброго имени, которое надо беречь. Саженцы-то — не их, а чужие. Всегда можно сказать: я брал у такого-то — к нему и претензии! Заметьте, я не порицаю этих людей. Они делают своё дело, и труд их нелегок. Но саженцы для них — только товар. А смысл товара один: продать. Кроме того, дефект саженцев никогда не возвращается к продавцу: вы обнаружите его только через несколько лет (если вообще обнаружите!), продавец уже занят другим делом, и вообще — «надо грамотно вырашивать!» Поэтому разложить большую кучу на маленькие и навешать разные этикетки — обычное торговое дело. Такая путаница происходила еще в дореволюционной усидчивой и культурной Европе. У нас она происходит и сейчас. И в крупных торговых заведениях — питомниках, институтах — не меньше, чем на рынке. Товара там очень много, рук не хватает, во время приемки — как правило, спешка. Поэтому не надо уповать на честность. В наших условиях она в торговой сфере практически неосуществима. Конечно, вам может и повезти — с вероятностью примерно в 30-50%. Но нужно просто знать: если вы берете перекупленные саженцы — никакой гарантии нет. Та же ситуация и с семенами, и даже у крупных агрофирм: все они в основном перекупают семена у мелких производителей. Где же реально купить сорт? Только у виноградарей, занимающихся разведением винограда многие годы. И желательно знать их лично. Но с этим проблем не возникает: как правило, все они — общительные люди, с удовольствием все показывают и рассказывают. Их цель — порадовать людей, заявить о себе, сделать так, чтобы вы рассказали о них всем своим знакомым. Это совершенно другой, разумный подход к рынку — честный обмен с избытком: вдобавок к саженцам вы получаете какие-то знания, ответы на свои вопросы и шансы вырастить саженец увеличиваются. И это — одна сторона проблемы. Есть и другая: разница между рекламой и действительностью. И главное, на что мы ловимся и ловились всегда и во всем — это внешняя красота. Недавно жена пришла из фотоателье с квадратными глазами. Увидела она вот что: фотографию вводят в компьютер и прямо на глазах доводят до «приятного имиджа»: стирают __________морщинки, прыщики, сглаживают неровности, что-то выделяют, что-то убирают. Получается портрет, часто до неузнаваемости отлича- ющийся от оригинала. Озарение жены: «Я теперь знаю, почему в журналах все модели такие красивые!!!» Похожая картина осенью на рынках, в журналах и проспектах агрофирм. Рядом с саженцами — огромные кисти развешаны. Ягоды на снимках — с яйцо гусиное. «Кисти— до 5 кг!...» Чему тут можно верить? Только вкусу и аромату — если дают попробовать. Вкус и при средней агротехнике останется тот же, если ягоды нормально вызрели. Они могут недобрать сахара, если куст слишком запущен и затенен. Но при элементарном уходе этого не происходит. А вот на что не стоит обращать внимание — так это на размер. Дело в том, что для рекламы чаще всего выращиваются специальные «выставочные» кисти. Для них выделяются отдельные кусты. Они усиленно выкармливаются и отпаиваются. На всем кусте оставляют три-четыре кисти — самых крупных. Применяют специальные стимуляторы, например ги-береллин.* А он, между прочим, довольно ядовит. Часто делают внекорневые* подкормки. Кисти опрыс- кивают специальным «расширителем кистей» — пло- доножки удлиняются, и ягоды укрупняются. Мимо такой кисти не пройдешь! Но не стоит ждать от своих кустов того же. Журнальным фотографиям нужно верить с той же поправкой: помимо того, что фотогра- фируют именно выставочные кисти, эффект еще уси- ливается компьютерной обработкой снимка. Я не хочу сказать, что нам с вами остается доволь- ствоваться мелочью вроде Изабеллы. При нормальной нагрузке куста, о которой будет своя глава, наши сорта дают кисти по килограмму, а при усиленном уходе — до двух и даже до трех кило. Но средний куст, выращиваемый без особых ухищрений, может дать не больше 15-20 кг винограда. Это вполне годится для личных нужд. Но не для рынка! Экономика диктует свои условия, и выгоднее за- кармливать и заливать кусты ядами и стимуляторами — урожай хоть и «экологически нечистый», но обильный и красивый, все окупит. Поэтому знают виноградари: рыночную продукцию без химии и уси- ленного ухода не вырастишь. Ничего не имея против высокой агротехники, я констатирую: это не то, что может позволить себе обычный занятый горожанин. Поэтому приемы усиленного ухода мы будем рассмат- ривать только как специнформацию для особо увле- ченных. Часто на рынок выбрасываются и усиленно рас- кручиваются сорта, в условиях усиленной агротехники и спецвоздействий достигающие просто ошелом- ляющего внешнего эффекта. При хорошей рекламе они приносят владельцам питомников большую прибыль, и не меньшую — тем, кто на пике моды продает подделки. Однако эти сорта в наших реально-дачных условиях становятся болезненными или малоприв- лекательными. Хитрость в том, что торговцы нам об этом не сообщают. Для таких сортов у испытателей есть свой термин: пурга. Мы смотрим рекламу — и шлем заказы. А мастера знают: из десяти «новых пер- спективных суперустойчивых и т.д.» — девять сортов пурговые. И они, движимые благородным любо- пытством, не жалея сил и денег, приобретают все но- вое, что только возможно найти, выращивают и ис- пытывают в реальных условиях. Делают то, что по замыслу Мичурина должны делать районные опытные станции. Если Вы из их числа — дай Вам Бог! Но Вы понимаете: сорта выбираем не мы. Их выбирает время!
|