Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути решения этнополитических проблем_____ 277
Остается вопрос: неужели наличие националистических ориентаций будет и дальше вести к развалу государств по всему миру? Устойчивый, демократический режим возможен лишь в том случае, если государство сумеет разработать эффективную стратегию управления конфликтом или, что было бы оптимально, его разрешения. Но какие пути регулирования (преодоления) межэтнического соперничества в рамках демократического государства могут дать лучший результат? И какие именно нормы принятия решений и институты позволят обществу рассчитывать, что удастся сгладить (а не усилить) межэтнический конфликт? Несмотря на то что достижение политической стабильности в значительной степени зависит от природы существующих в обществе размежеваний, многие ученые долгое время отказывались учитывать фактор этничности при анализе политических изменений. Против включения этнической проблематики в исследования процесса политических изменений выдвигалось несколько аргументов. Один из них связан с неоправданным увеличением роли материального начала в человеческой жизни. Склонные к подобному преувеличению авторы, как правило, утверждали, что на самом деле истоки межэтнических разногласий кроются в экономике и, соответственно, повышение уровня жизни этнического меньшинства будет способствовать его умиротворению. В основе другого аргумента лежит предположение, что по мере интенсификации контактов между этническими группами будет все больше высвечиваться то, что объединяет различные этносы, а не то, что их разнит. С этим связано оптимистическое убеждение, что усиление связей между группами ведет к гармонизации отношении и в конечном счете — к ассимиляции. В настоящее время большинство наблюдателей сходятся в том, что психологическое и эмоциональное влияния этничности уже нельзя далее игнорировать. Если мы признаем, что этническая идентичность является естественной основой политической пога- * низации и что национализм как идеология исторически доказал свою конструктивность, значит, любая теория государственного строительства должна предусматривать механизмы урегулирования межэтнического конфликта. В мире не так много стран, население которых состояло бы из одной основной этнической группы, и, соответственно в большинстве государств придется согласовывать интересы всех проживающих там этносов. И здесь опять же решающую роль будут играть политические лидеры. К сожалению, позиции политических лидеров весьма часто бывают направлены не столько на достижение согласия, сколько на разобщение обще ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 279 ства. Стремясь поднять людей на коллективное действие, политики мйгут весьма искусно апеллировать к верованиям группы, к ее представлениям об общности происхождения и наследия — ведь этничность обеспечивает тот набор символов, опираясь на которые легче всего мобилизовать сторонников в целях политической конкуренции. Чтобы обеспечить реальные шансы на примирение и достижение компромиссов между соперничающими этническими группами, склонность политических лидеров к подобному использованию этнических символов должна быть ограничена. Политики в состоянии спровоцировать усиление межэтнической напряженности, но они же могут содействовать ее ослаблению. Если претенденты на государственные посты используют культуру, ценности и обычаи этнических групп как оружие в борьбе за политичен скую власть и экономические привилегии, они способствуют формированию этнического сознания и тем самым — росту межэтнических разногласий. Если же, напротив, они стремятся к сотруд- I * и ничеству и взаимодеиствию с государственной властью и с лидерами других этнических групп, противоречия между этносами могут быть сведены к минимуму. Впрочем, необходимо отдавать себе отчет в том, что этнически окрашенное политическое участие есть нечто большее, нежели простое следствие манипуляций массами со стороны их лидеров. Убеждения народа накладывают ограничения на деятельность элит. Лидеры не вправе слишком далеко отрываться от настроений своих сторонников, иначе те найдут себе других, более подходящих вождей. Им приходится соответствовать требованиям избирателей. Лидеров несет волна массового мнения. Имеется немало данных, свидетельствующих о том, что преданность индивида государству не снимает его приверженности этнической группе. Исследования подтвердили, что национальные и и группы, проживающие на своей родной территории, проявляют особую враждебность по отношению к мигрировавшим на их земли инородцам. Толчком к появлению такой враждебности нередко служит ощущение того, что мигранты посягают на святость родины какой-то конкретной группы. Коренное население проявляет также наибольшую устойчивость к аккультурации и ассимиляции. Понятие родины тесно связано с мифом о родовых связях людей. условиях многонационального государства национализм служит для определения отечеств и этнических сообществ, а такие сообщества добровольно не откажутся от своего права самим определять собственную линию поведения. Существует множество путей перестройки политических, экономических и общественных отношений между центром многона280
|