Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Toronto: Lexington Books, 1990. P. 107—114.
равных") в строго коллегиальном органе. Каждый федеральный советник возглавляет какой-нибудь департамент, например, иностранных дел, обороны, внутренних дел. Хотя некоторые департаменты более значимы, чем другие, статус их в принципе одинаков. Федеральный президент, как и остальные советники, тоже возглавляет департамент. Коллегиальная структура Федерального Совета позволяет легко распределить исполнительную власть между языковыми группами, поскольку не возникает вопрос, как поделить неравноценные министерства. Принцип разделения власти между языковыми группами применяется не только в Федеральном Совете, но и во всем швейцарском обществе. Например, в армии на высшем уровне семь трехзвездных генералов, которые подбираются таким образом: обычно четверо из них — немецкоязычные, два франкоязычных и один италоязычный. Почтовую службу возглавляют три директора, из которых почти всегда двое немецкоязычных и один представитель языковых меньшинств. Распределение власти практикуется и в частных ассоциациях. Например, совершенно немыслимо, чтобы комитет Швейцарской футбольной ассоциации состоял исключительно из немецкоязычных представителей. Швейцария — наполовину католическая, наполовину протестантская страна. В Федеральном Совете обычно стремятся к тому, чтобы число представителей двух религиозных деноминаций было приблизительно одинаковым. Так же и в армии делается все, чтобы обеспечить равное представительство протестантов и католиков среди высших офицеров. Наконец, распределение власти соблюдается и в отношении партий. Федеральный Совет составляется согласно так называемой магической формуле: два свободных демократа, два христианских демократа, два социал-демократа и один представитель Швейцарской народной партии. Это распределение точно соответствует удельному весу партий в парламенте. Партийная принадлежность учитывается и при назначении трех директоров почтовой службы, где одно место обычно резервируется для социал-демократов. У американского читателя может возникнуть вопрос, не означает ли швейцарское распределение власти систему квот, которая в США была бы неконституционной. В рамках программ позитивного действия суды США разрешают постановку целей, но не установление квот. В Швейцарии, по существу, действует система квот, и суды не вмешиваются. Согласно политическим представлениям швейцарцев, правами наделены не только индивиды, но и группы. Например, франкоязычная группа имеет право быть представленной среди высшего офицерства. Когда в отставку уходит ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 283 франкоязычный генерал, замену ему ищут только среди франкоя зычных офицеров. А как же относительно немецкоязычного, который может быть более квалифицированным, чем франкоязычный претендент? Он действительно подвергается дискриминации на основе своей языковой принадлежности. Это та цена, которую швейцарцы готовы платить за свою систему распределения власти. Однако преувеличивать значимость этой цены не следует: в приведенном примере немецкоязычному офицеру просто нужно подо- и и ждать, пока в отставку уйдет трехзвездныи генерал из его же языковой группы. Естественно, может быть и неблагоприятное стечение обстоятельств. Например, " идеальный" немецкоязычный свободный демократ, католик, пользующийся репутацией лучшего претендента, может никогда не попасть в Федеральный Совет, если это конкретное сочетание качеств не будет востребовано в V лучшие годы его политической карьеры. Назначение на различные высшие должности в швейцарском обществе часто напоминает решение сложной головоломки, но, как уже упоминалось, системе присуща гибкость. Например, если в конкретной правительственной комиссии мало франкоязычных представителей, в качестве компенсации либо позже, либо в другой комиссии их будет набрано выше обычной нормы. Важно отметить также, что право группы на представительство нельзя отстаивать через суд. Распределение власти в Швейцарии — это скорее политический, чем юридический принцип. Если, например, италоязычные не могут получить должности, которая, по их мнению, должна быть предоставлена им, бороться за нее приходится политическими средствами, а не судебными исками. Разделение власти и соперничество за власть Распределение власти существенно отличается от соперничества за власть, превалирующего в США. В рамках системы, где группы соперничают за власть, исходная предпосылка состоит в том, что наиболее квалифицированный индивид должен занять властные позиции. Например, применительно к должности президента не существует правила, чтобы ее по очереди занимали представители черных, испаноязычных и т.д. Пост достается тому претенденту, который оказывается лучшим в соперничестве независимо от его или ее групповой принадлежности. политической жизни Швейцарии понятия победы и поражения гораздо менее выражены. В Федеральном Совете представители франко-, итало- и ретороманских групп всегда проигрывали бы, если бы немецкоязычные члены совета использовали свой численный пе284
|