Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Москоский государственный университет им
Москоский государственный университет им. М. В. Ломоносова Исторический факультет Кафедра истории стран Европы и Америки Нового и Новейшего времени История советского кинематографа при Брежневе как часть процесса культурного и общественного развития Доклад Ореханов С. Ю., 3 курс Руководитель семинара: Хорошева А. В. Введение История советского кинематографа как часть истории всей советской культуры в широком смысле этого слова представляется темой не просто научно актуальной, но и практически неисследованной. Существует несколько работ, посвященных чисто искусствоведческому анализу советского кинематографа и построенных по хронологическому принципу, однако до сих пор не было написано ни одной работы на грани истории и культурологии, которая была бы посвящена данной тематике. Между тем, потенциал исследования советского искусства (кино в частности) с целью нахождения в нем отражения социальных, политических и экономических процессов, происходивших в стране, представляется огромным. Ни в коей мере не претендуя на заполнение этого белого пятна в историографии, я, тем не менее, взял на себя смелость написать доклад по этой тематике. Моя задача усложняется двумя обстоятельствами: практически полным отсутствием научной литературы по теме и труднодоступностью источников для исторического анализа. Однако эти сложности стали скорее еще одним стимулом выбрать именно эту тему. Предметом моего исследования является процесс развития советской киноиндустрии как часть процесса развития всей культуры и, в конечном счете, всего общества. Основная проблема исследования – это вопрос о взаимосвязи между творческим процессом внутри замкнутого круга работников кинематографа и процессом грандиозных изменений, которые советское общество претерпело за время, отделяющее оттепель от перестройки. Ответ на этот вопрос и является основной целью работы. Хронологические рамки исследования вытекают из заглавия; Брежнев находился на посту генсека КПСС в 1964 - 1982 гг.; эти даты я и принял за начало и конец рассматриваемого периода. Они носят отнюдь не формальный характер: как хрущевская оттепель, так и горбачевская перестройка представляют собой совершенно другие по смыслу и историческому содержанию периоды и должны стать (а в будущем, несомненно, станут) темой для научных работ. Исследование состоит из трех глав; первая посвящена последнему периоду оттепели, ее затуханию в 1967-1971 годах и постепенному усилению цензуры; вторая – «классическому» периоду застоя, 1971-1979 годам; третья – последним трем годам правления брежневской «геронтократии», которые сопровождались деградацией всех политических и культурных институтов, ослаблением цензуры и общим моральным и идеологическим упадком. Хронологические рамки глав, указанные в их названиях, носят несколько условный характер – когда речь идет об искусстве и о тенденциях внутри него, связанных с различными процессами в общественной жизни, сложно говорить о точных датах, положивших начало или конец тем или иным явлениям. В ходе исследования я предполагаю решить следующие задачи, сформулированные в виде вопросов: 1. Имел ли место процесс либерализации киноиндустрии в рассматриваемый период и являлся ли он отражением происходившего в обществе отхода от социалистической модели развития в пользу политического и идеологического плюрализма? 2. Был ли так называемый «застой» застоем и в творческом отношении для советского кинематографа? 3. И, наконец, главный вопрос: являлся ли кинематограф отражением или, возможно, предвозвестником процессов, происходивших в обществе в целом?
|