Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционный закон о поправках к КонституцииСтр 1 из 28Следующая ⇒
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА (август 1992 года) КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ
Поправки к конституционному закону, внесенные в марте 1991 года законом № 12/91, в основном направлены на создание необходимых конституционных рамок для учреждения многопартийной демократии, на расширение признания и гарантий основных прав и свобод граждан и конституционное закрепление основных принципов рыночной экономики.
Поскольку речь идет только о частичном пересмотре конституционного закона, по мере необходимости, некоторые важные аспекты, уместные и соответствующие конституции, направленные на организацию демократического государства, основанного на верховенстве права, были оставлены для последующего рассмотрения в конституционном законе при втором пересмотре Конституции.
Вследствие наличия в конституции норм о создании многопартийной демократии и факта подписания в Анголе мирных соглашений 31 мая 1991 года; впервые в истории страны в сентябре 1992 года были проведены многопартийные всеобщие выборы по избранию Президента Республики и членов будущего парламента на основе прямого и тайного всеобщего голосования.
Без уменьшения полномочий Национальной Ассамблеи, для внесения поправок в действующий конституционный закон и утверждения Конституции Республики Ангола, было необходимым приступить к немедленному изменению конституционного права, направленному, как и планировалось, главным образом на преобразование политической системы, разделение функций и взаимозависимости между независимыми органами, а также на предоставление статуса и гарантий конституционного заключения, в соответствии с закрепленными принципами построения демократического государства, основанного на верховенстве права в Анголе.
Необходимым условием для стабильности в стране, укрепления мира и демократии является наличие у независимых государственных органов, особенно у тех, которые были учреждены с сентября 1992 года на всеобщих выборах, четко сформулированного основного закона, описывающего основные принципы политической системы, полномочия государственных независимых органов, организацию и функционирование государства, до тех пор, пока будущий законодательный орган не примет конституционную поправку и не утвердит Конституцию Республики Ангола. Настоящий Закон о поправках в Конституцию предусматривает, в общем, следующие основные изменения: государство становится Республикой Ангола, законодательным органом – Национальная Ассамблея (Национальное Собрание), а названия судов лишаются приставки “Народный”. В части 11, описывающей основные права и обязанности, было добавлено несколько новых статей, направленных на укрепление признания и гарантий основных прав и обязанностей, основанных на принципах основных международных договоров о правах человека, которых четко придерживаются в Анголе. В части 111, описывающей государственные органы, были введены изменения, имеющие большие перспективы и ведущие к полной переработке текста Конституции. Цель изменений заключается в том, чтобы четко определить, что Ангола является демократическим государством, основанным на верховенстве закона и модели государственной организации, основанной на разделении функций и взаимозависимости независимых органов и на частично президентской системе, при которой Президент Республики играет активную роль. Существенные изменения также были внесены и для целей, частично связанных с отправлением правосудия, организацией судебной системы и основных направлений конституционного статуса судебной власти и Министерства юстиции судей, которые были изложены. Ссылаясь на положения рекомендации Конституционного суда в отношении Конституции, а также на процедуры, полномочия и пределы конституционных поправок, которые конкретизируются в отдельной части конституционного закона, в части национальной безопасности.
Согласно данным положениям, в соответствии со статьей 51 (а) конституционного закона и с использованием полномочий, возложенных на меня статьей 47 (q) данного закона, Народная Ассамблея утверждает, а я подписываю и приказываю опубликовать нижеследующее:
Статья 1
Поправки Конституционного закона, содержащиеся в прилагаемом документе, являются неотъемлемой частью настоящего Закона и утверждены.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования, сохраняя за собой право положений нижеперечисленных статей.
Статья 3
1. Народная Ассамблея продолжает функционировать вплоть до принятия присяги членами Национальной Ассамблеи, избранными на парламентских выборах 29 и 30 сентября 1992 года.
2. Местные народные ассамблеи прекращают свои полномочия и передают их членам Национальной Ассамблеи, упомянутым в предыдущем пункте.
Статья 4
1. В течение переходного периода, о котором говорится в предыдущей статье, Президент Республики является Председателем Народной Ассамблеи и Главой Правительства.
2. В случае временного отсутствия или нетрудоспособности Президента Народной Ассамблеи, управление заседаниями возлагается на члена Постоянной комиссии назначаемой Президентом Народной Ассамблеи.
Статья 5
1. Срок полномочий, возложенных на Президента Республики на момент опубликования настоящего закона, действует и продляется до момента принятия присяги Президентом Республики, избранным в ходе президентских выборов, состоявшихся 29 и 30 сентября 1992 года.
2. В случае смерти или постоянной потери трудоспособности нынешнего президента Республики, Постоянной комиссией Народной Ассамблеи из числа ее членов назначается лицо, которое осуществляет временные полномочия в течение срока, не превышающего 30 дней, а Народная Ассамблея, по предложению Постоянной комиссии, избирает временного Президента Республики до принятия присяги Президентом Республики, избранным на следующих президентских выборах путем прямого всеобщего и тайного избирательного права.
Статья 6
Верховный суд осуществляет полномочия, предусмотренные в статьях 134 и 135 Конституционного закона вплоть до учреждения Конституционного суда.
Статья 7
Верховный суд в целом исполняет обязанности, предусмотренные в статье 132 вплоть до учреждения Высшего совета судебной коллегии.
Статья 8
Работники Прокуратуры исполняют обязанности, возложенные на данный орган вплоть до учреждения Судебной коллегии Верховного совета Министерства юстиции.
Статья 9
До учреждения судебного Проктората общие обязанности, возложенные на данный орган Конституционным законом, исполняются Генеральным прокурором.
Статья 10
1. Офицеры Вооруженных сил Анголы не могут быть отправлены в отставку или освобождены от своих обязанностей по политическим мотивам.
2. Офицеры, которые являются членами верховного командования вооруженных сил и генеральных штатов не могут быть отправлены в отставку или освобождены от своих обязанностей в течение пяти лет с момента опубликования настоящего Закона, кроме как по соображениям дисциплины или недееспособности, в соответствии с законодательством о правилах прохождения военной службы.
Статья 11
В соответствии со статьей 77 Конституционного закона в момент опубликования настоящего Закона оканчивается срок полномочий членов Республиканского Совета после проведения общих многопартийных выборов от 29 и 30 сентября 1992 года и принятия присяги новыми членами Республиканского Совета.
Статья 12
Первая законодательная сессия Национальной Ассамблеи, избранной в целом на многопартийных выборах 29 и 30 сентября 1992 года, будет открыта в течение тридцати дней с момента опубликования окончательных результатов подсчета голосов, а в случае второго тура президентских выборов, в течение пятнадцати дней с момента принятия присяги Президентом Республики.
Статья 13
Независимые органы, которые были созданы в результате президентских и парламентских выборов, состоявшихся 29 и 30 сентября 1992 года, регламентирует форму, организацию и условия вышесказанного привлечения к присяге после слушаний Верховного суда в случае проведения присяги Президента Республики.
Статья 14
Конституционный закон Республики Ангола остается в силе до вступления в силу Конституции Анголы, одобренной Национальной Ассамблеи, в соответствии с положениями статьи 150 конституционного закона, а также других статей.
Подписан и утвержден Народной Ассамблеей.
Для публикации.
Луанда, 25 августа 1992 год.
Президент Республики Жозе Эдуардо душ Сантуш
ЧАСТЬ I. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Республика Ангола представляет собой суверенное и независимое государство, главной целью которого является построение свободного и демократичного общества, в котором царит мир, справедливость и социальный прогресс.
Статья 2
Республика Ангола является демократическим государством, основанным на верховенстве права, национальном единстве, достоинстве личности, плюрализме мнений и политической организации, уважении и обеспечении основных прав и свобод человека, как личности, так и как члена организованных социальных групп.
Статья 3
1. Люди наделяются полноправностью, которая осуществляется в порядке, предусмотренном действующим правом.
2. Народ Анголы осуществляет политическую власть, посредством всеобщего голосования, периодически выбирая своих представителей путем референдумов и иных форм демократического участия в жизни страны.
3. Специальные законы регулируют процесс всеобщих выборов.
Статья 4
1. Политические партии, в рамках нынешнего законодательства и нормативных законов, должны конкурировать на основе общественного проекта и политической программы, организовывать и выражать волю граждан, участвуя в политической жизни и осуществляя всеобщее избирательное право демократическими и мирными средствами.
2. Политические партии своими стремлениями, программами и деятельностью способствуют:
(a) консолидации нации Анголы, национальной независимости и укреплению национального единства;
(b) сохранению территориальной целостности;
(с) охране национального суверенитета и демократии;
(d) защите основных свобод и прав личности;
(е) охране республиканской формы, унитарного и светского характера государства.
3. Политические партии должны иметь право на равенство подхода со стороны лиц, осуществляющих государственные полномочия, а также равенство подхода со стороны прессы, в соответствии с законодательством.
4. Конституция и функционирование партий, в соответствии с законодательством, подчиняются следующим основополагающим принципам:
(а) всенародность;
(b) свобода конституции;
(с) достижение целей государством;
(d) свобода членства и возможность для каждого гражданина быть членом только одной партии;
(е) исключительное использование мирных средств для достижения своих целей, запрет на создание или использование военных, полувоенных и военизированных организаций;
(f) демократическая организация и функционирование;
(g) запрет на взносы, поступающие в виде денежных средств или экономических выгод от иностранных правительств или правительственных учреждений.
Статья 5
Республика Ангола является единым и неделимым государством, с неприкосновенной и неотчуждаемой территорией, которая определяется нынешними географическими границами Анголы. Любые попытки сепаратизма или разделения территории Анголы на части должны решительно пресекаться.
Статья 6
Государство осуществляет право суверенитета над территорией, внутренними и территориальными водами, воздушным пространством, почвами и недрами.
Статья 7
Экономическая, социальная и культурная солидарность всех регионов Республики Ангола поощряется и активизируется для общего развития нации Анголы в целом.
Статья 8
1.Республика Ангола представляет собой светское государство, в котором государство и церкви отделены друг от друга.
2.Религии должны уважаться, а государство должно защищать храмы, места и предметы культа, при условии соблюдения законов государства.
Статья 9
Государство должно направлять развитие национальной экономики, с целью обеспечения гармоничного и сбалансированного роста всех секторов и регионов страны, рационального и эффективного использования всех производственных мощностей и национальных ресурсов, а также повышение благосостояния и качества жизни граждан.
Статья 10
Экономическая система основана на сосуществовании различных форм собственности – государственной, частной, смешанной, кооперативной и семейной – и все они пользуются равной защитой. Государство стимулирует участие в экономическом процессе всех субъектов и форм собственности, создания условий для их эффективного функционирования в интересах развития национальной экономики и удовлетворения потребностей граждан.
Статья 11
1. Секторы и виды деятельности, которые остаются прерогативой государства, определяются законодательством.
2. При использовании и эксплуатации государственной собственности государство гарантирует эффективность и рентабельность, в соответствии с предлагаемыми целями и задачами.
3. Государство поощряет развитие частных, смешанных, кооперативных и семейных предприятий, создание условий для их функционирования, и осуществляет особую поддержку малой и средней экономической деятельности, в соответствии с законодательством.
4. Государство защищает иностранные инвестиции и иностранную собственность в соответствии с законодательством.
Статья 12
1. Все природные ископаемые, находящиеся в почве и недрах, во внутренних и территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне являются собственностью государства, которое определяет, на каких условиях они используются, добываются и разрабатываются.
2. Государство содействует охране и сохранению природных ископаемых, их эксплуатации и использованию на благо общества в целом.
3. Земля, которая по происхождению является собственностью государства, может быть передана физическим или юридическим лицам, с целью рационального использования в полном объёме, в соответствии с законодательством.
4.Государство обязуется уважать и защищать собственность граждан, будь-то физические или юридические лица, а также имущество и право собственности крестьян на землю, без ущерба возможности экспроприации в общественных интересах, в соответствии с законодательством.
Статья 13
Любая национализация или конфискация осуществляется в рамках соответствующего закона, считается действительной и необратимой для всех юридических целей, без ущерба для конкретных положений законодательства о реприватизации.
Статья 14
1. Налоговая система направлена на удовлетворение экономических, социальных и административных нужд государства и обеспечение справедливого распределения дохода и богатства.
2. Налоги создаются или отменяются только в соответствии с законодательством, которое устанавливает применимость, ставки, налоговые льготы и гарантии для налогоплательщиков.
Статья 15
Республика Ангола уважает и соблюдет принципы Устава Организации Объединенных Наций, Устава Организации африканского единства и Движения неприсоединившихся стран и устанавливает дружеские и добрососедские отношения со всеми государствами на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела каждой страны и взаимной выгоды.
Статья 16
Республика Ангола оказывает поддержку и солидарность в борьбе народов за национальное освобождение и устанавливает дружеские и добрососедские отношения со всеми демократическими силами в мире.
Статья 17
Республика Ангола не должна вступать в какие-либо международные военные организации или разрешать создание иностранных военных баз на собственной национальной территории.
ЧАСТЬ II – ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 18
1. Все граждане равны перед законом, пользуются равными правами и выполняют равные обязанности независимо от расы, этнической принадлежности, пола, места рождения, религии, идеологии, уровня образования, экономического или социального статуса.
2. Все действия, направленные на подрыв общественного согласия, создание привилегий или дискриминации на основе этих факторов строго караются законом.
Статья 19
1. Гражданство Анголы может быть получено согласно происхождению или может быть приобретено.
2. Требования для присвоения, приобретения, утраты или повторного приобретения гражданства Анголы определяются законодательством.
Статья 20
Государство обязуется уважать и защищать права человека и человеческое достоинство. Каждый гражданин имеет право на свободное развитие его личности, при должном уважении прав других граждан и высоких интересов народа Анголы. Жизнь, свобода, личная неприкосновенность, доброе имя и репутация каждого гражданина защищаются законом.
Статья 21
1.Основные права, предусмотренные в настоящем Законе, не исключают каких-либо других, вытекающих из законов и применяемых норм международного права.
2. Конституционно-правовые нормы, касающиеся основных прав, должны толковаться и содержать в себе нормы, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Африканской хартией прав человека и народов, а также других международных документов, к которым присоединилась Ангола.
3. При рассмотрении споров в ангольских судах, данные международные договоры применяются также и в тех случаях, когда стороны не ссылаются на них.
Статья 22 Государство обязуется уважать и защищать жизнь человека. Смертная казнь запрещена.
Статья 23
Ни один гражданин не может быть подвергнут пыткам или другим видам жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения или наказания.
Статья 24
1. Все граждане имеют право жить в здоровой и незагрязненной окружающей среде.
2. Государство принимает необходимые меры по защите окружающей среды и национальных видов флоры и фауны на всей территории государства и поддерживает экологический баланс.
3. Действия, которые причиняют вред, прямо или косвенно ставят под угрозу сохранение окружающей среды, караются согласно закону.
Статья 25
1. Любой гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории, ему не должны препятствовать в этом по политическим или каким-либо другим мотивам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 50 настоящей Конституции. В целях защиты экономических интересов народа Закон определяет ограничения в отношении граждан, имеющих доступ к временно проживающим по службе в резервных или горнодобывающих районах.
2. Все граждане должны иметь право свободно выезжать из своей страны и въезжать на территорию государства, без ущерба для ограничений, вытекающих из выполнения юридических обязанностей.
Статья 26
Любому иностранному гражданину или эмигранту в соответствии с законами и международными договорами гарантировано право обращаться с просьбой о предоставлении убежища в случае преследования по политическим мотивам.
Статья 27
1. Не допускается выдача или изгнание ангольских граждан за пределы территории станы.
2. Не допускается выдача иностранных граждан по политическим мотивам или по обвинению, наказание за которое в соответствии с законами страны заявителя предусматривает смертную казнь.
3. В соответствии с законодательством, ангольские суды рассматривают обвинения, выдвинутые против граждан, выдача которых не допускается на основании вышеизложенных положений настоящей статьи.
Статья 28
1. Все граждане старше 18 лет, за исключением тех, которые юридически лишены политических и гражданских прав, наделены правом принимать активное участие в общественной жизни, голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в любой государственный орган, а также занимать правительственные должности, преданно служа ангольскому народу.
2. Ни один гражданин не может подвергаться дискриминации относительно образования, трудоустройства, профессиональной карьеры или социального пособия, на которые он имеет право в связи с занимаемой политической должностью или в связи с осуществлением политических прав.
3. Закон устанавливает ограничения в отношении военнослужащих на действительной службе, судей и полицейских сил, не являющихся членами партий, а также избирательной недееспособности военнослужащих на действительной службе и полицейских сил.
Статья 29
1. Семья, основная ячейка общества, защищается государством, вне зависимости от того, основана она на браке или фактическом союзе.
2. Мужчины и женщины равны в семье, пользуются равными правами и исполняют равные обязанности.
3. Семья при особом сотрудничестве с государством должна содействовать и обеспечивать всестороннее воспитание детей и молодежи.
Статья 30
1. Дети являются абсолютным приоритетом, и поэтому пользуются особой защитой семьи, государства и общества с целью их всестороннего развития.
2. Государство должно содействовать гармоничному развитию личности детей и молодежи и создавать условия для их интеграции и активного участия в жизни общества.
Статья 31
Государство при взаимодействии с семьей и обществом способствует гармоничному развитию личности молодежи и создает условия для реализации экономических, социальных и культурных прав молодежи, особенно в области образования, профессиональной подготовки кадров, культуры, возможности допуска к первоначальной работе, труда, социального обеспечения, физкультуры, спорта и использования досуга.
Статья 32
1. Гарантируется свобода выражения мнений, собраний, демонстраций и всех иных форм выражения мнений.
2. Осуществление прав, изложенных в предыдущем пункте, регулируется законодательством.
3. Запрещены группы, чьи цели или деятельность противоречат основополагающим принципам, изложенным в статье 158 Конституции, и уголовному законодательству, а также те, которые прямо или косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного, полувоенного и военизированного характера, тайные организации, а также группы, пропагандирующие расистские, фашистские или трайбалистические идеологии.
Статья 33
1. Гарантируется право на профессиональные и профсоюзные объединения. Формы, в которых оно осуществляется, гарантируются законом.
2. Все граждане имеют право принимать участие в профсоюзной деятельности, а также представлять и свободно вступать в профессиональные союзы.
3. Соответствующая защита для избранных представителей трудящихся от любых форм ограничений, сдерживающих или ограничивающих в отношении выполнения представителями своих обязанностей, установлена законом.
Статья 34
1. Работники имеют право на забастовку.
2. Специальный закон регулирует осуществление права на забастовку и ограничения к ней при основных услугах и видах деятельности, в целях общественных интересов.
3. Запрещено увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.
Статья 35
Свобода печати гарантирована и не может быть предметом какой-либо цензуры, особенно политической, идеологической и художественной.
Порядок осуществления свободы печати и соответствующих положений в целях предотвращения и пресечения любых злоупотреблений регламентируется законодательством.
Статья 36
1. Ни один гражданин не может быть арестован или предан суду, кроме как в соответствии с законодательством. Каждому обвиняемому должно быть гарантировано право на защиту, юридическую помощь и услуги адвоката.
2. Государство принимает меры по обеспечению правовой защиты лиц, страдающих от недостатка средств.
3. Никто не может быть осужден за деяние, которое не считалось преступлением в момент, когда оно было совершено.
4. Пенитенциарное право имеет обратную силу только в случаях, когда улучшает положение для обвиняемого.
5. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока судебный акт принимается судом.
Статья 37
Предварительные задержания допускаются только в случаях, предусмотренных законом, устанавливающем его нормы и сроки.
Статья 38
Любой гражданин, подвергнутый предварительному задержанию, должен предстать перед компетентным судьей, который узаконит такое задержание, а в дальнейшем либо предстать перед судом в течение срока, предусмотренного законом, либо быть освобожденным.
Статья 39
Каждый гражданин в момент ареста должен быть ознакомлен с сутью обвинения, которое было выдвинуто против него.
Статья 40
Каждый арестованный гражданин имеет право на свидания с членами семьи и друзьями, и на переписку, без ущерба для условий и ограничений, предусмотренных законодательством.
Статья 41
Каждый приговоренный гражданин обладает правом обратиться в компетентный суд или в Верховный суд с целью обжалования судебного акта, принятого в соответствии с законодательством.
Статья 42
1. Чтобы предотвратить злоупотребление властью путем лишения свободы или незаконного задержания, предписание о представлении арестованного в суд может быть представлено компетентным судом по ходатайству заинтересованного лица или любого другого гражданина.
2. Право на предписание о представлении арестованного в суд регулируется законом.
Статья 43
Граждане имеют право участвовать и принимать правовые меры в отношении любого действия, которое нарушает их права, изложенные в настоящем Конституционном законе и других законодательных актах.
Статья 44
Государство гарантирует неприкосновенность жилища и тайну переписки, со специальными ограничениями, предусмотренными законодательством.
Статья 45
Свобода совести и вероисповедания неприкосновенны. Государство Ангола признает свободу вероисповедания и гарантии его осуществления при условии, что оно не противоречит общественному порядку и национальным интересам.
Статья 46
1. Труд является правом и обязанностью всех граждан.
2. Каждый работник имеет право на справедливую оплату труда, отдых, выходные дни, защиту, охрану здоровья и безопасность на работе, в соответствии с законодательством.
3. Граждане имеют право свободно выбирать и осуществлять профессию, помимо требований, установленных законодательством.
Статья 47
1. Государство способствует принятию мер, необходимых для обеспечения права граждан на медико-санитарное обслуживание, а также на охрану детства и материнства, социального обеспечения инвалидности и уходу по старости и заботы в случаях нетрудоспособности.
2. Социальное обеспечение и социальная защита частных и кооперативных предприятий в сфере здравоохранения осуществляются в соответствии с законодательством.
Статья 48
Инвалиды комбатанты национально-освободительной борьбы, несовершеннолетние дети граждан, которые погибли на войне, лица, ставшие физически или умственно неполноценными в результате военных действий, должны находиться под специальной защитой, которая осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 49
1. Государство содействует обеспечению доступности образования, культуры и спорта для всех граждан, гарантируя участие представителей частных лиц с целью данного обеспечения, в соответствии с законодательством.
2. Частные и кооперативные предприятия осуществляют деятельность в сфере образования в соответствии с законодательством.
Статья 50
Государство создает необходимые политические, экономические и культурные условия, позволяющие гражданам эффективно пользоваться своими правами и в полной мере выполнять свои обязанности.
Статья 51
Государство защищает граждан Анголы, находящихся за границей или проживающих за границей, которые пользуются правами и подлежат обязанностям, не являющимся несовместимыми с их отсутствием в стране, без ущерба для последствий неоправданного отсутствия, предусмотренного законом.
Статья 52
1. Осуществление прав, свобод и гарантий граждан могут быть ограничены или приостановлены только в соответствии с законодательством, если такие представляют собой угрозу для общественного порядка, общественных интересов, личных прав, свобод и гарантий, или в случае заявления осадного положения или чрезвычайного положения, и такие ограничения должны быть всегда ограничены необходимыми и соответствующими мерами по поддержанию общественного порядка, в интересах общества и восстановления конституционного порядка.
2. Объявление осадного или чрезвычайного положения ни в коем случае на должно затрагивать право на жизнь, личную неприкосновенность, опознание личности, гражданские права, гражданство, не касаться ретроактивного характера уголовного права, права обвиняемого на защиту и свободы совести и религии.
3. Осадное и чрезвычайное положения регламентируется специальным законом.
Глава I – Принципы
Статья 53
1. Президент Республики, Национальная Ассамблея, Правительство и суды являются независимыми органами.
2. Формирование, состав, полномочия и функционирование независимых органов изложены в настоящей Конституции.
Статья 54
Государственные органы формируются и функционируют в соответствии с нижеследующими принципами:
(а) члены представительных органов избираются в соответствии с соответствующим законом о выборах;
(b) государственные органы регламентируются законом, который они обязаны соблюдать;
(с) функции независимых органов самостоятельны и взаимозависимы;
(d) существуют местные автономии;
(е) в стране существует административная децентрализация и передача полномочий, без ущерба единству правительственных и административных действий;
(f) лица, занимающие политические должности, несут гражданскую и уголовную ответственность за действия и бездействия, которые имели место при исполнении ими обязанностей;
(g) решения коллегиальных органов принимаются в соответствии с принципами свободного обсуждения и критики и признания воли большинства.
Статья 55
Для политических и административных целей территория Республики Ангола разделяется на провинции, муниципалитеты, коммуны, окрестности или селения.
Глава II – Должность Президента Республики
Раздел I – Президент Республики
Раздел II – Совет Республики
Статья 56
1. Президент Республики является главой государства, символом национального единства, представляет народ на национальном и международном уровнях, обеспечивает соблюдение конституционного права и является верховным главнокомандующим вооруженных сил Анголы.
2. Президент Республики определяет политический курс в стране, обеспечивает нормальное функционирование государственных органов и гарантирует национальную независимость и территориальную целостность страны.
Статья 57
1. Президент Республики избирается в соответствии с законодательством всеобщим, прямым, равным, тайным и периодическим голосованием граждан, проживающих на территории государства.
2. Президент Республики избирается абсолютным большинством действительных голосов. Если ни один из кандидатов не был признан победителем на выборах, то проводится повторное голосование, в котором участвует только два кандидата, получившие наибольшее количество голосов в первом туре, которые не выбыли и могут конкурировать между собой.
Статья 58
Право занимать пост Президента Республики имеют граждане Анголы по рождению, старше 35 лет, пользующиеся всеми гражданскими и политическими правами.
Статья 59
Президент Республики осуществляет свои полномочия на протяжении пятилетнего срока, который истекает при принятии присяги вновь избранного Президента. Президент Республики может быть переизбран на второй срок подряд либо впоследствии на другой срок.
Статья 60
1. Кандидаты на пост Президента Республики представляются на законных основаниях политическими партиями или коалициями политических партий или, группами избирателей от пяти до десяти тысяч.
2. Кандидатуры должны быть представлены Председателю Верховного Суда не менее чем за шестьдесят дней до даты проведения выборов.
3. В случае выявления неспособности какого-либо кандидата на занятие поста Президента, новые кандидаты могут выдвигаться на замену неспособного кандидата в соответствии с законодательством.
Статья 61
1. Выборы Президента Республики проводятся не позднее, чем через тридцать дней со срока окончания полномочий действующего Президента.
2. В случае если пост Президента Республики освобождается, то выборы нового Президента Республики проводятся не позднее, чем через девяносто дней после даты освобождения должности.
Статья 62
1. Президент Республики должен быть приведен к присяге перед Верховным судом, на последний день в день срока полномочий покидающего свой пост Президента.
2. В случае избрания по причине освободившейся должности приведение к присяге будет проходить в течение пятнадцати дней с момента опубликования результатов выборов.
3. При присяге избранный Президент Республики произносит следующую присягу:
«Клянусь своей честью с полной самоотверженностью выполнять обязанности, которыми я был наделен, выполнять и обеспечивать исполнение Конституции Республики Ангола, защищать единство нации, целостность национальной территории, поддерживать и укреплять мир, демократию и социальный прогресс».
Статья 63
1. Президент Республики вправе уйти с поста до окончания срока полномочий, обратившись с посланием к Национальной Ассамблее и проинформировав Верховный суд.
2. Отказ от занимаемой должности Президента Республики вступает в силу, когда Национальная Ассамблея ознакомится с посланием, без ущерба для его последующей публикации в «Ежедневной Республике».
Статья 64
1. В случае временной нетрудоспособности или освобождения должности пост Президента Республики временно занимается Председателем Национальной Ассамблеи или, если он не в состоянии сделать этого, заместителем Председателя Национальной Ассамблеи.
2. Должность Председателя Национальной Ассамблеи как члена парламента, либо заместителя председателя автоматически приостанавливаются на срок полномочий временного Президента республики.
Статья 65
1. Президент Республики не несет ответственности за действия, проводимые во время выполнения им своих обязанностей, за исключением случаев подкупа или государственной измены.
2. Процессуальные действия начинаются Национальной Ассамблеей, по предложению одной пятой и в соответствии с решением, принятым двумя третями голосов присутствующих членов, а судебное разбирательство проводится в Верховном Суде.
3. Вынесение приговора приводит к отстранению от должности и невозможности повторного выдвижения на должность в качестве кандидата на новый срок.
4. Президент Республики подотчетен судам общей юрисдикции после окончания срока его полномочий за преступления, не связанные с выполнением его обязанностей.
Статья 66
Президент Республики обладает следующими полномочиями:
(а) назначать Премьер-министра, после заслушивания политических партий, представленных на Национальной Ассамблее;
(b) назначать и освобождать от занимаемых должностей других членов Правительства и Председателя Национального Банка Анголы по предложению Премьер-министра;
(с) прекращать срок полномочий Премьер-министра и отправлять в отставку Правительство после одобрения Советом Республики;
(d) осуществлять руководство в качестве Председателя Совета Министров;
(е) отменять решение Национальной Ассамблеи после консультации с Премьер-министром, Председателем Национальной Ассамблеи и Советом Республики;
(f) председательствовать на Совете Республики;
(g) назначать и увольнять послов и получать верительные грамоты иностранных дипломатических представителей;
(h) назначать судей Верховного суда после слушания дела Верховного совета судебной коллегии;
(i) назначать и освобождать от занимаемых должностей Генерального прокурора, заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора по рекомендации Высшего совета Министерства юстиции;
(j) назначать и освобождать от занимаемых должностей членов Высшего совета судебной коллегии, в соответствии со статьей 132 Конституционного закона;
(k) объявлять выборы Президента Республики и членов Национальной Ассамблеи, в соответствии с настоящей Конституцией и законом о выборах;
(l) возглавлять Совет Национальной безопасности и обороны;
(m) назначать и освобождать от должности начальника генерального штаба Вооруженных Сил Анголы и его депутатов, когда это применимо, и начальников штабов различных видов вооруженных сил;
(n) назначать генералов вооруженных сил Анголы, при заслушивании рекомендации Совета Национальной безопасности и обороны;
(о) проводить референдумы, в соответствии со статьей 73 настоящей Конституции;
(р) объявлять войну и устанавливать мир после заслушивания Правительства и после получения одобрения Национальной Ассамблеей;
(q) принимать акты о помиловании и замене приговора;
(r) объявлять осадное или чрезвычайное положение, в соответствии с законодательством;
(s) подписывать и обнародовать законы, одобренные Национальной Ассамблеей и подзаконные акты, утвержденные Правительством;
(t) обращаться с посланиями к Национальной Ассамблее и созывать Национальную Ассамблею на внеочередные сессии;
(u) делать заявления в случае чрезвычайных положений, а также принимать меры, предусмотренные в следующей статье настоящей Конституции;
(v) присуждать награды, как это предусмотрено законодательством;
(w) ратифицировать международные договоры, одобренные должным образом, и подписывать юридические документы о допущении других договоров в упрощенной форме;
(х) требовать от Конституционного суда предварительной оценки или объявления судебных постановлений неконституционными, проверять, по каким причинам они являются неконституционными путем бездействия.
Статья 67
1. В тех случаях, когда ведомства Республики, независимость нации, территориальная целостность или выполнение международных обязательств находятся под серьезной и непосредственной угрозой, а систематическая деятельность конституционных государственных постов прерывается, Президент Республики после согласования с Премьер-министром и Президентом Национальной Ассамблеи, принимает соответствующие меры.
2. Президент Республики уведомляет народ обо всех вышеизложенных факторах в послании.
3. В течение срока особых полномочий Конституция не может быть изменена, а Национальная Ассамблея не может быть распущена.
Статья 68
1. При председательствовании Советом министров, Президент Республики обязан:
(а) созывать Совет министров и устанавливать собственную повестку дня, заслушав Премьер-министра;
(b) осуществлять руководство и проводить совещания и заседания Совета министров.
2. Президент Республики вправе прямо делегировать Премьер-министра на пост Председателя Совета Министров.
Статья 69
1. Президент Республики издает законы в течение тридцати дней после их получения в Национальной Ассамблее.
2. В течение этого срока, Президент Республики вправе потребовать Национальную Ассамблею рассмотреть закон или любое из его положений.
3. Если после повторного рассмотрения две трети голосов членов Национальной Ассамблеи склоняются в пользу принятия закона, Президент Республики должен обнародовать закон в течение пятнадцати дней после его поступления.
Статья 70
После подписания Постановлений Правительства Премьер-министром, Президент Республики подписывает через тридцать дней данные постановления после их поступления либо информирует Правительство о причинах отказа в подписи.
Статья 71
Законы, упомянутые в статье 66 (s), не обнародованные Президентом Республики, постановления Правительства, не подписанные Президентом Республики, являются недействительными.
Статья 72
Лицо, временно исполняющее обязанности Президента Республики, не вправе распустить Национальную Ассамблею или созывать референдумы.
Статья 73
1. Президент Республики вправе по предложению Правительства или Национальной Ассамблеи выносить на референдум проекты законов или ратифицировать международные договоры, не противоречащие Конституции, затрагивающие организацию государственного департамента и функционирования учреждений.
2. Проведение конституционных референдумов запрещается.
3. Президент Республики вправе обнародовать законопроекты и ратифицировать международные договоры, утвержденные на референдуме, в течение пятнадцати дней.
Статья 74
При осуществлении своих полномочий Президент Республики издает президентские указы и официальные послания, которые публикуются в «Ежедневной Республике».
Раздел II – Совет Республики
Статья 75
1. Совет Республики является политическим консультативным органом Президента Республики и выполняет следующие функции:
(а) утверждает роспуск Национальной Ассамблеи;
(b) утверждает отставку Правительства;
(с) утверждает объявление войны и обеспечение мира;
(d) утверждает действия временного Президента Республики в связи с назначением Премьер-министра, отставку Правительства, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора, начальника Генерального штаба вооруженных сил Анголы, и его депутатов и начальников штабов различных ветвей вооруженных сил;
(е) консультирует Президента Республики в отношении осуществления своих полномочий, о которых ходатайствует Президент Республики;
(f) утверждает Постановления Совета Республики.
2. При осуществлении своих полномочий Совета Республики издает отчеты, которые должны быть обнародованы на соответствующей церемонии.
Статья 76
В состав Совета Республики, Председателем которого является Президент Республики, входят нижеперечисленные члены:
(a) Председатель Национальной Ассамблеи;
(b) Премьер-министр;
(с) Председатель Конституционного суда;
(d) Генеральный прокурор;
(е) Бывший Президент Республики;
(f) Президенты политических партий, представленных в Национальной Ассамблее;
(г) Десять граждан, назначаемых Президентом Республики.
Статья 77
1. Члены Совета Республики приводятся к присяге перед Президентом Республики.
2. Члены Совета Республики пользуются привилегиями и иммунитетом членов Национальной Ассамблеи.
Глава III – Национальная Ассамблея
Статья 78
1. Национальная Ассамблея представляет собой представительное собрание всех ангольцев, целью которого является выражение независимой воли народа Анголы.
2. Национальная Ассамблея регулируется положениями настоящей Конституции, а также другими одобренными положениями.
Статья 79
1. Национальная Ассамблея состоит из двухсот двадцати трех членов, избираемых на основе всеобщего, равного, прямого, тайного и периодического голосования на четырехлетний срок.
2. Члены Национальной Ассамблеи избираются на основе системы пропорционального представительства, на основании следующих критериев:
(a) каждая провинция представлена в Национальной Ассамблее пятью членами и составляет для этих целей избирательную коллегию;
(b) Оставшиеся сто тридцать членов комитета избираются на национальном уровне, при этом государство считается единой избирательной коллегией;
(с) для ангольских общин за рубежом, создается единая избирательная коллегия из трех членов, две в Африке и одна в остальной части мира.
Статья 80
Кандидаты представляются политическими партиями по отдельности или в коалиции, а перечень может включать и граждан, которые не являются членами партий, согласно закону о выборах.
Статья 81
Срок полномочий членов начинается на первой сессии Национальной Ассамблеи после выборов, а заканчивается на первой сессии последующих выборов, без ущерба для временного приостановления или индивидуального окончания срока полномочий.
Статья 82
1. В период нахождения в должности депутаты Национальной Ассамблеи не вправе занимать нижеперечисленные посты:
(a) министерская должность;
(b) работа на иностранные компании или международные организации;
(с) руководство и членство в административном совете, в обществе с ограниченной ответственностью, должность менеджера акционерного общества, генерального директора и заместителя генерального директора государственного предприятия;
2. Кроме того, они не вправе быть членами:
(a) судебных органов или министерства юстиции судей;
(b) военных или военизированных сил на действительной службе.
3. Граждане, получившие гражданство Анголы, вправе выдвигать свою кандидатуру по истечении 7-ми лет с момента приобретения гражданства.
Статья 83
В соответствии с Конституционным законом и Регламентом Национальной Ассамблеи члены Национальной Ассамблеи имеют право задавать вопросы Правительству или его членам, а также сотрудничать со всеми государственными органами и предприятиями, если это необходимо им для выполнения их обязанностей.
Статья 84
1. Никто из членов Национальной Ассамблеи не может быть задержан или арестован без разрешения Национальной Ассамблеи или ее Постоянного Комитета, за исключением случаев задержания на месте преступления, за которое в качестве наказания предусматривается лишение свободы.
2. Члены не несут ответственности за выражение своего мнения; при исполнении ими их обязанностей.
Статья 85
Депутат Национальной Ассамблеи может быть смещен со своей должности по любой из нижеперечисленных причин:
(a) в случае его непригодности или несоответствия, которые предусматриваются законом;
(b) в случае непринятия его на должность в Национальной Ассамблее или превышения числа отсутствующих, предусмотренных регламентом;
(с) в случае вступления им в какую-либо партию, отличную от той, из списка которой он был избран.
Статья 86
Депутат Национальной Ассамблеи вправе отказаться от своей должности, нотариально заверив заявление, скрепленное подписью, и лично вручив его Председателю Национальной Ассамблеи.
Статья 87
1. Временное замещение членов принимается в следующих случаях:
(a) в связи с занятием государственной должности, несовместимой с должности члена, в соответствии с настоящим Законом;
(b) в связи с болезнью, при ее продолжительности более сорока пяти дней.
2. В случае временной службы депутата, вакансия занимается в соответствии с порядком более высокой должности следующим кандидатом по списку, к которому принадлежит обладатель вакансии и который не смог занять должность.
3. В случае возникновения освобождения должности депутата, который был избран коалицией, должность будет отдана следующему неизбранному кандидату, предложенному политической партией, к которой принадлежит заменяемый депутат.
4. Если в списке, к которому принадлежал обладатель вакансии, не имеется неизбранных кандидатов, то место остается вакантным.
Статья 88
Национальная Ассамблея вправе:
(a) изменять настоящий конституционный закон и одобрять Конституцию Республики Ангола;
(b) утверждать законы по всем вопросам, за исключением ограничений, установленных Конституционным законом о правительстве;
(с) обсуждать законодательное решение в Правительстве;
(d) утверждать, по предложению Правительства, Национальный план и общий государственный бюджет;
(e) утверждать по предложению Правительства, доклады о выполнении Национального плана и общего государственного бюджета;
(f) поручать Правительству заключение договоров и предоставление займов, а также осуществление других кредитных операции, не связанных с текущей задолженностью, с изложением в общих чертах и установлением максимальных пределов поручительства, которые ежегодно представляются Правительством;
(g) создавать и изменять политическое и административное деление страны;
(h) осуществлять амнистию и помилование;
(i) уполномочивать Президента Республики объявлять осадное или чрезвычайное положение, с установлением продления, приостановления действий конституционных гарантий и контроля над их осуществлением;
(j) уполномочивать Президента Республики объявлять войну и заключать мир;
(k) одобрять международные договоры по вопросам, входящим в его абсолютную законодательную компетенцию, а также договоры о мире, участии Анголы в работе международных организаций, устранении границ, дружбе, обороне, военным вопросам и любым другим, представленных члену Правительством;
(l) ратифицировать указы;
(m) содействовать разбирательству в отношении Президента Республики за преступления: взяточничество или измену;
(n) голосовать за выражение доверия или недоверия к Правительству;
(о) разрабатывать проекты и утверждать Регламент Национальной Ассамблеи;
(р) избирать председателя и заместителя председателя Национальной Ассамблеи и других членов Постоянного комитета абсолютным большинством голосов присутствующих членов;
(q) составлять рабочий комитет Национального Собрания в соответствии с представительством партий в Ассамблее;
(r) выполнять другие обязанности, возложенные на него Конституцией и законом.
Статья 89
Национальная Ассамблея обладает полными и исключительными законодательными полномочиями по следующим вопросам:
(a) приобретение, утрата и повторное приобретение гражданства;
(b) права, свободы и основные гарантии граждан;
(с) выборы и статус должностных лиц в независимых органах местного самоуправления и других конституционных органах;
(d) пути и средства организации и управления органами местного самоуправления;
(е) система референдума;
(f) организация, функционирование и работа Конституционного суда;
(g) организация национальной обороны и общие основы организации, функционирования и дисциплины вооруженных сил Анголы;
(h) система осадного и чрезвычайного положения;
(i) ассоциации и политические партии;
(j) судебная организация и статус судебных органов и Министерства юстиции судей;
(k) денежно-кредитная система и десятичная система мер и весов;
(l) определение границ территориальных вод, исключительной экономической зоны и прав Анголы на прилегающее морское дно;
(m) определение секторов зарезервированных за государством в отношении экономики, и основу для предоставления концессий на эксплуатацию природных ресурсов и отчуждения государственной собственности;
(n) определение и система государственных символов.
Статья 90
Национальная Ассамблея обладает относительными исключительными законодательными полномочиями по следующим вопросам, за исключением случаев, когда разрешение дается Правительству:
(a) статус и правоспособность физических лиц;
(b) общая организация государственного управления;
(с) статус должностных лиц и гражданская ответственность в государственном управлении;
(d) общая система реквизиции и экспроприации в общественных интересах;
(е) пути и способы вмешательства и национализации средств производства и установления критериев для установления компенсации, а также реприватизации собственности или исследования права государственной собственности, в соответствии с основным законодательством пункте m вышеупомянутой статьи;
(f) определение системы налогообложения и формирования налогов;
(g) общие основы системы образования, государственных служб здравоохранения и социального обеспечения;
(h) основа системы охраны природы, экологического равновесия и культурного наследия;
(i) общая система сельского и городского лизинга;
(j) система землевладения и установления критериев для установления максимальных пределов частных сельскохозяйственных единиц;
(k) участие традиционных органов власти и граждан в органах местного самоуправления;
(l) статус государственных предприятий;
(m) определение системы государственного имущества;
(n) определение преступлений, наказаний, мер безопасности и уголовного судопроизводства.
Статья 91
1. Национальная Ассамблея в отношении законов, законодательных полномочий определяет их сферы применения, значение, продление и срок действия полномочий.
2. Полномочия, указанные в вышеизложенном пункте, утрачиваются по требованию Правительства, поступившему в конце законодательной власти или роспуска Национальной Ассамблеи.
Статья 92
1. Национальная Ассамблея в порядке осуществления своих полномочий, издает законы о конституционных поправках к Конституции Республики Ангола, основные законы, законы, предложения и резолюции.
2. Действия, предусмотренные в статье 88 (а) принимают форму закона о конституционной поправке или изменения Конституции Республики Ангола.
3. Действия, предусмотренные в статье 89 (c), (d), (e), (f), 4. (g), (h) и (i) принимают форму основных законов.
4. Другие действия, предусмотренные в статьях 89 и 90, и те, которые предусмотрены в статье 88 (d), (f) (g) и (h) принимают форму законов.
5. Действия, предусмотренные в статье 88 (n) принимают форму предложений.
6. Другие действия Национальной Ассамблеи, а именно те, которые предусмотрены в статье 88 (c), (e), (i), (j), (k) (1), (m), (o) (p) and (q) и действия Постоянного комитета, принимают форму резолюций.
Статья 93
1. Депутаты, парламентские группы и Правительство имеют право предлагать законопроекты.
2. Депутаты и парламентские группы в течение финансового года не вправе разрабатывать проекты законов, предусматривающие увеличение расходов или снижение доходов государства, установленные в бюджете.
3. Законопроекты, которые были окончательно забракованы, не должны оцениваться в течение той же законодательной сессии, пока не пройдут новые выборы в Национальную Ассамблею.
4. Законопроекты, представленные Правительством, окончательно утрачиваются с момента отставки Правительства.
Статья 94
1. Национальная Ассамблея обсуждает законы исполнительной власти, утвержденные Советом министров в целях внесения поправок или отказа в утверждении, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции Правительства, по запросу десяти членов на десяти первых пленарных заседаниях Национальной Ассамблеи после их опубликования.
2. После рассмотрения запроса и в случае, если были приняты предложения о поправках, Ассамблея вправе полностью или частично приостановить действие закона до момента публикации закона, вносящего поправки или даже отказ данных предложений.
3. В случае отказа от утверждения действие закона прекращается с момента публикации резолюции в «Ежедневной Республике», и закон не подлежит повторной публикации в ходе этой законодательной сессии.
4. Законы исполнительной власти, которые не являются предметом требования для рассмотрения Национальной Ассамблеей в течение периода, и в соответствии с процессуальными действиями, изложенными в данной статье, считаются утвержденными.
Статья 95
1. Национальная Ассамблея не может быть распущена в течение шести месяцев после ее избрания, в последней четверти срока полномочий Президента Республики, в течение срока временного Президента Республики или во время осадного или чрезвычайного положения.
2. Несоблюдение положений вышеизложенного пункта приводит к юридической ничтожности решения о роспуске.
3. При роспуске Национальной Ассамблеи срок полномочий членов и полномочия Постоянного комитета продолжается до первого заседания вновь избранной Ассамблеи.
Статья 96
1. Законодательная власть состоит из четырех законодательных сессий.
2. Каждая сессия законодательной власти длится один год и начинает
|