Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Героическая тема в русской литературе XVIII века.






Основная идея русского классицизма — идея защиты родины, оценка мира и войны были восприняты от Петровской эпохи. Ве­ликой заслугой классицизма было воплощение в художественных образах высокого, героического.

Однако классицисты полагали, что героическое содержится только в величественном и велико­лепном, а не в простом и обыденном. Художественная практика классицистов часто ограничивалась стереотипными рамками. Те­ма народа как определяющей силы исторического процесса в их произведениях только поставлена. Дальнейшее развитие она полу­чит у романтиков. У писателей-классицистов очень слабо выра­жен критический дух. Классицисты не изображали бой, а прославляли полководцев. В поэзии классицизма в целом очень мало го­ворилось о человеке — главном и единственном герое описываемых грандиозных событии. Ничего не писали о его переживаниях и чувствах, не изображалась бытовая сторона войны.

На литературе XVIII в., и в частности на произведениях классицистов, несмотря на особенности их стиля, воспитывалось не­сколько поколений русских людей. Эти произведения учили ге­роизму, презрению к смерти, рыцарскому отношению к долгу. Они глубоко западали в душу, их вспоминали даже на поле боя.

Героическая тема нашла более глубокое выражение и совер­шенную художественную форму в торжественной и философской оде М. В. Ломоносова. Ломоносов был целиком поглощен иде­ей служения родине, которая воспринималась им как многона­циональное государственное объединение. Нация, отечество — эти понятия для него означали весь народ независимо от его сослов­ной принадлежности.

В 1739 г. произошло знаменитое Ставучанское сражение, в результате которого пала турецкая крепость Хотин. Первое сообщение о взятии Хотина Ломоносов прочитал, вероятно, в газете и под свежим впечатлением написал оду. В то время Ломоносов жил в Марбурге, увлекался стихами немецкого поэта Гюнтера — ав­тора популярной оды на заключение императором Карлом V Пассоровецкого мира в 1718 г. Вместе с «Письмом о правилах Российского стихотворства» ода была отправлена Ломоносовым в Петербург, в Академию наук. Событие это стало переломным в жизни великого поэта и ученого; Ломоносов осознал свое истин­ное призвание. Его поэзия приобрела новые черты; господствую­щими темами в ней стали большие и важные государственные проблемы.

В «Оде на взятие Хотина» Ломоносов воспел победу, одер­жанную русскими войсками, растерянность и бегство врага. И здесь использованы присущие для этого жанра обращение к музе, риторические фигуры, абстрактные образы, патетика и гипер­бола; однако наряду с традиционными стилевыми приемами встречаются строфы, написанные языком с применением точных эпитетов, ярких сравнений, запоминающихся деталей.

Поэт предлагает Стамбулу (т. е. Турции) отвести свои вой­ска за реку Тигр с ее быстрым течением:

Героический об­раз родины пройдет через многие произведения Ломоносова. В Оде на взятие Хотина», о которой Белинский сказал, что она по­ложила начало новой русской литературе, Ломоносов сравнивал Россию с бегущим по морю кораблем, со львом, который гонит «стада волков» В последующих произведениях Ломо­носов создает гигантский аллегорический образ России. В «Слове благодарственном па освящение Академии художеств» он писал о том, что изображение России «требует величеству и могущест­ву своему пристойного и равномерного великолепия». Иногда Ло­моносов представлял Россию как страну сказочного изобилия и бо­гатства. Мечтая о великом будущем своей родины, он неустанно подчеркивал значение России для судеб человечества.

В «Слове» 1764 г. поэт напоминал о том, что Россия — важ­нейший член европейской политической системы. В «Слове пох­вальном» 1749 г. и в оде 1757 г. Ломоносов писал о том, что Рос­сии не нужны чужие земли. В это время началась Семилетняя война, и, верная союзническому долгу, Россия послала в Пруссию свою стотысячную армию. Ломоносов говорил о том, что нужно укреплять границы отечества, обращал внимание на необходимость обезопасить положение Петербурга и довести до конца победонос­ную Семилетнюю войну. Как все русские писатели XVIII в., боль­шое значение Ломоносов придавал деятельности Петра I.

Начиная с «Оды на взятие Хотина» образ Петра, царя-просветителя, создателя государства и армии присутствует во многих его произведениях. От одного стихотво­рения к другому поэт как бы открывает все новые и новые грани его облика, чтобы дать наиболее полный портрет в героической поэме «Петр Великий», над которой Ломоносов работал в послед­ние годы жизни и где особенно чувствуется его стремление при­близиться к исторической правде и в то же время раскрыть в исто­рических образах героику важнейших событий прошлого России. В оде 1739 г. для характеристики фигуры царя использованы уже знакомые нам средства из арсенала классицизма: Петр I — мифический герой, поправший врагов России. В оде 1742 г. эта тема осложняется мотивами из «Петриды» А. Кантемира и оды Штелина: Ломоносов говорит о создании морского флота и строитель­стве Петербурга. Таким же предстает перед нами Петр I и в оде 1750 г.

Ни один из поэтов XVIII в., писавших о Петре I, не создал бо­лее яркого героического образа. После Ломоносова имя Петра I стало символом славы и вошло в поэзию. Образ Петра I мы найдем у Хераскова, Богдановича, Петрова, Державина, А. Ка­рина, Ржевского. А Нартова, Владыкина. Апофеозом звучит имя Петра в пушкинской «Полтаве».

Большую роль в воспитании героического характера челове­ка Ломоносов отводил изучению истории и искусства. В «Слове похвальном...» 1749 г. он писал о том, что примеры великих ге­роев побуждают людей быть храбрыми и мужественно защищать свою родину.

Одним из первых в русской литературе Ломоносов последова­тельно и всеобъемлюще использовал в патриотических целях на­ционально-историческую тему. История России представлялась ему как героическая история народа, несмотря на препятствия и козни врагов сохранившего свою независимость и самобытность.

В многочисленных работах по филологии, поэтике, истории, ораторскому искусству великий просветитель ставил задачи воспитания патриотических чувств на примерах героического прошлого. Его творчество отразило рост национального самосознания русского народа, его поэзия воспитывала в русских людях чувство гордости и патриотического долга. Он призывал к популяризации ге­роических событий и людей, прославивших свою родину, рекомен­довал пропагандировать русскую историю средствами живописи и предлагал темы для исторических картин. В «Слове благодарст­венном на освящение Академии художеств» он требовал созда­ния национально-патриотического искусства, заимствующего те­матику и образы не только из национальной истории, но и архи­тектуры, скульптуры и живописи. Историко-героическим темам Ломоносов посвятил ряд своих художественных произведений и среди них трагедию «Тамира и Селим» (1750). В ней рассказыва­лось об имевшей поворотное значение в истории русского народа Куликовской битве, завершившей освободительную борьбу Дмит­рия Донского с ханом Мамаем. В трагедии Ломоносова битва на Куликовом поле является грозным реальным фоном, на котором развертывается условная любовная фабула произведения. Судь­ба всех героев его в конечном итоге решается исходом битвы, ко­торая разрешает завязку всех сюжетных линий трагедии

 

46. Периодические издания XVIII века: проблематика, жанровая специфика, стиль.

Русская журналистика 18 в. представляет серьёзную и важную часть умственной жизни русского общества той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре 1, русская журналистика превращается в явление, отражающее жизнь общества и серьёзно на неё воздействующее.

Возникнув как элемент правительственной политики, журналистика лишь со второй половины столетия пытается стать выражением стремлений оппозиционно настроенных общественных групп (впрочем, добиться этого в полной мере удаётся только ко второй половине 19 в.). Но, тем не менее, без Прежде всего стОит отметить одно своеобразное явление: русская пресса 18 в., за исключением «Ведомостей», сплошь представляет собой журналистику; именно журнал является типичным жанром русской прессы 18 в. Далее, характерной чертой журналистики этого периода является сравнительная недолговечность этих изданий: за исключением нескольких названий, ни один журнал не просуществовал больше десяти лет, в большинстве же случаев они выходили только один год. Третьей чертой, характеризующей журналистику этого периода, нужно признать отсутствие в ней злободневности. Именно поэтому материал, помещённый в журнале, не устаревал в глазах читателей через много лет (некоторые номера даже переиздавались через несколько лет). Четвёртой особенностью журналистики 18 в. является обилие переводов, в первую очередь из античных, а затем из новых западноевропейских авторов.

Периодические издания первой трети 18 в. Первая в России газета «Ведомости» начала выходить с 1703 г. и была одним из важнейших нововведений Петра 1. Выходила она нерегулярно, с 1712 г. печаталась то в Петербурге, то в Москве. Газета была совсем маленькой. Статей в ней не было совсем, а была только краткая информация о событиях в России и за рубежом. В задачу петровских «Ведомостей» входило расширить политический и общекультурный кругозор читателей и пропагандировать действия Петра как в военной, так и в гражданской области. Вообще начало 18 в. было для России временем расцвета публицистики, непосредственно выражавшей борьбу классовых сил и борьбу идей вокруг реформаторской деятельности Петра.

Академическая журналистика до начала 1760-х гг. Первый период существования русской периодической печати прекращается почти одновременно со смертью Петра 1.. В журналистике этого периода проводились более или менее передовые идеи «просвещённого абсолютизма», пропагандировались наука и просвещение, осуществлялась борьба с суевериями и предрассудками. Появление сатирических статей отражало постепенное нарастание критического отношения к современности и желание в какой-то мере исправить недостатки общественной жизни. В этот период возникают и развиваются, с одной стороны, периодические издания Академии Наук (например, «Санкт-Петербургские ведомости») и Московского университета («Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих»), Новая полоса в истории русской журналистики совпадает с началом царствования Екатерины 2Екатерина решает выпустить сатирический журнал под названием «Всякая всячина» (с 1769 г.). Выход этого журнала способствовал резкому увеличению количества периодических изданий. Вслед за ним появляются «И то, и сио», затем «Ни того, ни сего», «Поденьшина», «Смесь», «Трутень», «Приятное с полезным» и, наконец, «Адская почта». В них уже нет схематичности и абстрактности, сатирическая журналистика этих лет полна движения, борьбы, резкостей, столкновений, нападок, дерзких намёков. Журналы цЕлили в определённые личности, и даваемые ими условные имена превращались в условленные обозначения определённых лиц. Такая сатира на «лица» не могла не возмутить Екатерину, и начинается длительная и ожесточённая полемика по вопросу о допустимом характере сатиры между ней и неким Но уже к 1770 г. интерес к сатирическим журналам резко падает. Это произошло потому, что наступление реакции сузило круг разрешённых тем. Сатиры на дурных стихотворцев и подражателей французам не могли уже так занять публику, как обличение дурных судей, помещиков и т.д. Самым значительным из сатирических журналов, вышедших в свет после 1769 г., был новикОвский «Живописец» (1772 – 1773). Наконец, в 1774 г. выходил последний из журналов данного жанра, также принадлежащий НовикОву, - «Кошелёк». Конечно, время было уже не то, и практически единственной темой, освещавшейся в этом журнале, была борьба с галломанией. Вскоре журнал закрыли (возможно, по требованию французского посла), и сатирическая журналистика прекратилась. Причин этому было две. Первая и важнейшая заключалась в том, что неосторожный опыт Екатерины со «Всякой всячиной» показал всю опасность свободы слова для уже столь просвещённой передовой части русского общества, которая решительно пошла на борьбу с самодержавием и крепостничеством. Второй причиной были внутренние события в России 1773 – 1774 гг., а именно пугачёвский бунт.

Сатирическая журналистика 1769 – 1774 гг. представляет бесспорно самое значительное общественное и литературное явление в истории русской журналистики 18 в. Именно в ней проявились лучшие стороны тогдашней литературы и определилось развитие прогрессивных тенденций в литературе последующего времени. Сатирические журналы показали, что литература делается серьёзной общественной силой и помогает оформлению общественного мнения. Именно боязнь пробуждения в народе сознательного отношения к социальным проблемам влекла за собой закрытие лучших изданий этого периода. Кроме того, серьёзное, честное отношение к социальным бедствиям эпохи требовало простоты и точности в изображении действительности, что порождало нарастание в недрах классицизма реалистических элементов.

Журналистика последней четверти 18 в. С 1774 г. русская журналистика 18 в. вступает в последнюю фазу своего развития. К этому времени завершается Первая турецкая война, значительно повысившая политический вес России. БОльшая часть журналов, издававшихся в этот период, просуществовала не более года. Тем не менее, вопреки желаниям Екатерины и Павла, русская журналистика продолжала развиваться. Усиливается журнально-издательская деятельность учебных заведений, появляются новые виды журналов (музыкальные, модные, детские и др.), возникают литературные и научно-популярные издания в провинции (в Ярославле, Тобольске, Тамбове). Наконец, появляются такие крупные факты в истории нашей журналистики, как издания Крылова и Карамзина. Конечно, уровня журналов 1769 – 1774 гг. периодика последней четверти 18 в. не достигает, но культурно-воспитательная её роль делается заметнее, вводятся регулярные отделы библиографии, регулярной критики и др. В это время возникает свыше восьмидесяти новых периодических изданий. Кроме старых правительственных журналов, появляются новые, также имеющие официальный характер и стоящие на екатерининских позициях. Журналы эти лишены какой бы то ни было яркости, за исключением «Собеседника любителей российского слова». В них отсутствуют серьёзные, значительные темы, в вопросах литературной современности эти журналы также очень осторожны и смирны. В первую половину рассматриваемого периода возникают масонские издания (на левом фланге – новикОвские «Утренний свет» и «Московское ежемесячное издание», а на правом – «Вечерняя заря», Итоги развития русской журналистики в 18 в. 1.Итак, в течение 18 в. русская журналистика постепенно окрепла, прочно вошла в общественный обиход и заняла заметное и серьёзное место в социальной жизни, несмотря на крошечные по нашему мнению тиражи и очень маленькое число подписчиков (обычно около 100). 2.Сопоставляя длительность существования отдельных изданий 18 в. (если помните, очень редкие журналы издавались больше года), нельзя не обратить внимания на особенную устойчивость и прочность журнальной деятельности Академии Наук. 3. Рост прогрессивных сил в русском обществе второй половины 18 в. напрямую связан с борьбой против екатерининской политики наиболее сознательных деятелей, отражавших объективные противоречия русской жизни. Поэтому история журналистики 18 в. есть существенное звено в развитии русской общественной мысли, русского освободительного движения. 4.Именно в процессе борьбы с екатерининским режимом журналисты, вынужденные обращаться изображению безотрадной обстановки России, подготовляли в недрах классицизма будущие успехи и конечное торжество реализма. 5. Очень важным для журналистики 18 в. был вопрос о «врождённых свойствах россиян». В разработке этой проблемы наметились две линии: екатерининская, говорившая о понятливости, смирении, «страхе божием», присущим русским, и прогрессивная, видевшая национальный русский характер в непреклонности, великодушии и свободолюбии. Эти споры имели большое воспитательное значение для национального самопознания и самосознания. 6.При этом национальное самопознание и самоуважение осуществлялось одновременно с познанием и уважениям к другим нациям (наличие в периодике этих лет «Камчатской песни», «Опыта калмыцкого стихотворения» и др.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал