Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Картины русской природы и быта в поэзии Г.Р. Державина.
Творчество Г.Р.Державина самобытно и оригинально, оно отражает русскую действительность и тесно связано с предшествующей литературной традицией. Поэзия Державина развивалась в русле классицизма, она представляет во многом явное разрушение этой системы в его творчестве мы находим много черт, связанных с шедшим на смену классицизму романтизмом. Державин выдвигает на первое место романтический принцип вдохновения и в своем творчестве стремится создать национальный колорит. Черты народности проявляются у Державина прежде всего в народных элементах языка и особенно - в характере изображения русской природы. " Как северное сияние, роскошны и великолепны картины природы у Державина", - писал В.Г.Белинский. Самые разнообразные картины русской природы представлены в стихах Державина. Это и описания времен года: Зима, Весна, Лето, Осень, и природных явлений: Гром, Радуга, Облако, Луч и др., и живой природы: Соловей, Павлин, Пчелка, Пеночка, Снигирь, Комар и др. Картины русской природы входят естественным фоном и во многие другие стихи, специально не посвященные этой теме. Картины русской природы Державина были определены современной ему критикой как " картины для слуха и взора", в которых удачно соединился талант поэта и живописца. Подобная " говорящая живопись" создается поэтом различными языковыми средствами и прежде всего - разнообразием красочных эпитетов и сравнений. Например, в цикле стихотворений о временах года: красно-желта ряса (осени), лиловый луч заходящего солнца, свежий зефир (весны)... Ещё более выразительны поэтические описания внешности представителей фауны. Державин подбирает яркие эпитеты, обильно разбавляя их эмоционально-экспрессивными приложениями. Так, ласточку Державин называет домовитой, милостивой, летней гостьей; комара поэт называет лесником, травником, трубачем и цирюльником, соловья - дивным певцом... При этом он как бы рисует словами облик того или иного представителя фауны, описывая их наружность. Например, описание перьев павлина, " гордого творенья природы": черно-зелены в искрах перья со рассыпною бахромой; лазурно-сизы-бирюзовы на каждого конце пера, тенисты круги... Однако столь красочное описание природы не является для Державина самоцелью и лишь предметом восхищения. Он проводит параллель между красочными картинами природы и отдельными моментами современной ему жизни, наполняя при этом свои стихи элементами назидательности как в адрес простых людей, наделенных теми или иными пороками, так и в адрес власть имущих. Так, в стихотворении " Радуга", используя огромное количество ярких и образных приложений, характеризующих это явление природы (пурпур, лазурь, злато...), Державин призывает радугу стать радугой мира, залогом тихих дней, основой всеобщего счастия. Особого внимания заслуживают применяемые в указанных стихотворениях и приемы звукового подражания всему звучащему в природе, что создает в стихотворениях Державина предельно выразительные картины окружающих его природных явлений. Сам Г.Р. Державин придавал особое значение подобной звукоподражательности, полагая, что в стихотворении о природе необходимо отразить всё: грохотанье грома, смех рощи или свист змия. Так, в стихотворении " Водопад" ощутимо переданы самые разнообразные звуки падающей с гор воды: от шороха до грома, который покрывает своим гулом все вокруг. Это особенно выразительно представлено в следующих строках, где яркая картина шума горного водопада, грохота падающих камней создается не только с помощью подбора соответствующих лексем, но и повторением одних и тех же звуков (и прежде всего сонорного р и сочетания гр). Помимо природы, Державин рисует яркие картины быта эпохи. В его стихах воочию оживает перед нами праздничная, пиршественная сторона жизни XVIII в. «Вредной роскоши» вельмож Державин любит противопоставляет умеренность, неприхотливость семейного обихода рядового дворянина. Тем не менее в поэзии Державина с исключительной яркостью и наглядностью отразились весь внешний блеск, все фейерверочное великолепие екатерининского времени — времени неслыханно пышных торжеств, самой праздничной эпохи в жизни русского дворянства. Особенно колоритно в этом отношении составленное Державиным в стихах и прозе описание знаменитого празднества в Таврическом дворце князя Потемкина. Описание это сделано с такой осязательностью, что поэт Батюшков, по собственным словам, пережил почти настоящую зрительную галлюцинацию. С такой же яркой красочностью развертывает Державин картины частного быта русского дворянства, благоденствующего в своих городских особняках или на просторах поместья. С не меньшей яркостью, обилием живописных подробностей, материальною ощутительностью изображает Державин быт богатого купечества («К первому соседу»), работы крестьян в полях и на крепостных фабриках, их «сельские забавы» («Евгению. Жизнь Званская», «Крестьянский праздник» и др.), народные городские гуляния в праздничные дни («На рождение царицы Гремиславы» и др.).
|