Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 15. Регулирование государственного кредита в РФ 311
Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга. Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. В целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации, своевременного выполнения государством обязательств перед внутренними и внешними кредиторами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации»' в Министерстве финансов создается единая система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований (Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом). Министерству финансов разрешено резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с использованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. Наряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совместно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований. § 3. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Их виды Проведение государственных займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее распространены облигации внутреннего государственного займа, удостоверяющие долговое обязательство государства и дающие право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по ним. Правовую основу выпуска и размещения долговых ценных бумаг образуют Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»2 и от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»3. Различают несколько видов государственных займов. По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 СЗ РФ. 1997. № 10. " Российская газета. 1996. 25 аир. 3СЗ РФ 1998 №31 J 312 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______ 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погашения. По субъекту эмиссии государственные займы подразделяются на выпускаемые Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В зависимости от субъектов — держателей ценных бумаг различают государственные займы, которые могут реализовываться только среди населения, среди юридических лиц, размещаться среди физических и юридических лиц. По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешанные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат. Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются. В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Последние два вида займов практиковались в нашей стране в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 50-х гг., в настоящее время применяется только добровольный принцип размещения государственных и муниципальных займов. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств. Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ. Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а банки — вторичную реализацию. Таким образом происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, который регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». В настоящее время в Российской Федерации выпущено несколько видов государственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. № 1697-11 был выпушен Государственный внутренний заем РФ 1991 г. сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тыс руб- 1 ВВС РФ 1991 №42 Ст 1344
|