Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15. Регулирование государственного кредита в РФ 311






Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавли­вается высшим представительным органом при утверждении феде­рального бюджета на предстоящий финансовый год.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета на об­служивание государственного долга Российской Федерации, свое­временного выполнения государством обязательств перед внутрен­ними и внешними кредиторами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Россий­ской Федерации»' в Министерстве финансов создается единая система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствова­ний (Департамент управления государственным внутренним дол­гом и Департамент управления государственным внешним дол­гом). Министерству финансов разрешено резервировать часть по­ступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке РФ с ис­пользованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. На­ряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совме­стно с Центральным банком РФ операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стаби­лизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государствен­ных заимствований.

§ 3. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Их виды

Проведение государственных займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее распро­странены облигации внутреннего государственного займа, удосто­веряющие долговое обязательство государства и дающие право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по ним. Правовую основу выпуска и раз­мещения долговых ценных бумаг образуют Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»2 и от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государ­ственных и муниципальных ценных бумаг»3.

Различают несколько видов государственных займов.

По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до

1 СЗ РФ. 1997. № 10.

" Российская газета. 1996. 25 аир.

3СЗ РФ 1998 №31

J

312 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Государство использует займы всех видов сроков погаше­ния.

По субъекту эмиссии государственные займы подразделяются на выпускаемые Правительством Российской Федерации, правительст­вами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В зависимости от субъектов — держателей ценных бумаг разли­чают государственные займы, которые могут реализовываться толь­ко среди населения, среди юридических лиц, размещаться среди физических и юридических лиц.

По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешанные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивает­ся только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигры­шей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.

В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принуди­тельные. Последние два вида займов практиковались в нашей стра­не в первоначальный период развития государственного кредита вплоть до 50-х гг., в настоящее время применяется только добро­вольный принцип размещения государственных и муниципальных займов.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигацион­ными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, догово­ров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.

Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций го­сударственных займов возложена на Министерство финансов РФ. Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а банки — вторичную реализацию. Таким образом происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, который регулируется Федеральным законом «О рынке цен­ных бумаг».

В настоящее время в Российской Федерации выпущено не­сколько видов государственных внутренних займов, среди которых можно назвать следующие В соответствии с постановлением Пре­зидиума Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. № 1697-11 был выпушен Государственный внутренний заем РФ 1991 г. сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тыс руб-

1 ВВС РФ 1991 №42 Ст 1344


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал