Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 16. Правовые основы государственных расходов 321
жанием по кодам, группам, подгруппам, предметным статьям, под-статьям и элементам расходов. Выглядит это примерно следующим образом: 100000 — Текущие расходы; 110000 — Закупка товаров и оплата услуг; 110100 — Оплата труда государственных служащих; 110110 — Оплата труда гражданских служащих; 110120—Денежное довольствие военнослужащих и т.д. Важным приложением к Закону о бюджетной классификации являются Ведомственная классификация расходов федерального. бюджета, в соответствии с которыми составлена Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2002 г., приложения № 12 и 13, а также приложение № б1. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета — это группировка расходов федерального бюджета, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федерального бюджета законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В случаях создания новых либо реорганизации действующих федеральных органов исполнительной власти по действующему закону о бюджетной классификации РФ Правительство РФ вправе вносить изменения в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, что отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств. Расходы федерального бюджета, субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований являются объективной экономической категорией, опосредующей их доходы и завершающие распределительные отношения. Они имеют двойственный характер, так как, с одной стороны, — это затраты государства на финансирование всех основных направлений хозяйства страны, а с другой — эти расходные деньги бюджетов, поступая непосредственно предприятиям, учреждениям и организациям, всем юридическим лицам, становятся их доходами, из которых они образуют целевые денежные фонды, необходимые для их функционирования. Кстати, расходы вышестоящих бюджетов на дотации, субвенции и субсидии нижестоящим бюджетам так же являются Доходами для последних. Со стороны органов государства на протяжении всего расходного цикла при помощи всех правовых средств осуществляется воз-Действие, надзор, контроль и мониторинг за правильным и эффективным расходованием государственных денежных средств. Расход- См. Приложение № 6 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 г.» // СЗ РФ. 2001. № 53. (ч. 1). Ст. 5030. 21-9677 322 Раздел V. Регулирование государственных расходов ______ ный цикл — это время от возникновения объективно обусловленной потребности в затратах денежных средств на конкретные мероприятия до полного их удовлетворения. Циклы расходов длятся по-разному. Например, расходы на управление, оборону, просвещение, здравоохранение объективно необходимы постоянно, а расходы, связанные со строительством отдельных объектов (больницы, школы, стадиона) — с момента их проектирования до сдачи в эксплуатацию. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ непосредственное исполнение бюджетных расходов осуществляется через органы казначейства (ст. 215 БК РФ). Казначейство открывает счета в РКЦ ЦБ РФ и этим обеспечивается единство кассы при исполнении бюджетов всех уровней Правда, следует признать, что пока не все бюджеты исполняются через казначейство, часть бюджетов субъектов Федерации, и особенно муниципальных образований продолжает исполняться через коммерческие банки, что создает некоторые трудности в точном и целевом использовании денежных средств, т.е. в данном случае проявляется разница интересов государства и коммерческих банков, где государство заинтересовано израсходовать свои ассигнования из бюджета точно, в полном объеме и в срок, а коммерческие банки заинтересованы полученные деньги капитализировать, что объективно ведет к невыплате в срок платежей из бюджета и дестабилизирует финансово-экономическую обстановку в государстве. Непосредственно бюджетные средства используют (распределяют и тратят) главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств, которые в пределах своей компетенции имеют право перемешать бюджетные средства. Главный распорядитель бюджетных средств согласно бюджетной росписи распределяет средства между распорядителями бюджетных средств, а те, в свою очередь, распределяют выделенные средства для непосредственного использования между получателями бюджетных средств. Так, Министерство финансов РФ, являясь главным распорядителем бюджетных средств, точно, в соответствии с бюджетной росписью распределяет бюджетные средства между распорядителями бюджетных средств — министерствами, а те, в свою очередь, распределяют средства между получателями бюджетных средств. Так, Министерство культуры перечисляет бюджетные ассигнования Большому театру РФ, а Государственный комитет РФ по высшему образованию перечисляет бюджетные ассигнования для их непосредственного расходования МГУ и т.д. Следует обратить внимание, что каждый вышестоящий распорядитель бюджетных средств является в то же время и получателем бюджетных средств, так как он получает и тратит из бюджета в соответствии со своей сметой доходов и расходов деньги на зарплату своему аппарату, командировочные и канцелярские расходы, а также получает деньги на капитальное строительство, если такое предусмотрено на текущий год. _____ Глава 16. Правовые основы государственных расходов 323 Классификация расходов бюджетной системы по территориальному принципу Этот принцип в приложении к бюджетным расходам очень сложен, так как мы имеем дело с бюджетами разных уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований, которые действуют на территории всего государства, находятся в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости и, в общем, должны обеспечивать финансирование выполнения всех задач и функций как государства в целом, так и каждой его территории в интересах всего населения. Именно поэтому в БК РФ в ст. 84, 85, 86, 87 указывается, за счет каких бюджетов финансируются разные расходы государства. •Статья 84 БК РФ рассматривает расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета. К ним относятся прежде всего обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центризбиркома РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год: финансирование федеральной судебной системы, осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах, национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ и т.д. Статья 85 БК РФ закрепляет расходы, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. К таким расходам, например, относятся: государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов, обеспечение правоохранительной деятельности, обеспечение противопожарной безопасности и т.д. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ, закреплены в ст. 86 БК РФ. Это прежде всего расходы, обеспечивающие функционирование органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ, проведение выборов и референдумов субъектов РФ, обеспечение и реализацию региональных целевых программ и т.д. 21- 324 Раздел V. Регулирование государственных расходов ______ В статье 87 БК РФ перечисляются расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов: содержание органов самоуправления, формирование муниципальной собственности и управления ею, организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и т.д Таким образом, из бюджетов разного уровня производится сметно-лимитная передача денежных средств бюджетным учреждениям для непосредственного выполнения ими своих функций в определенной области. § 2. Понятие сметно-бюджетного финансирования Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные учреждения непроизводственной сферы получают на свои расходы средства из бюджета на основе смет. Сметы (их проекты) составляются ежегодно руководителями учреждений и организаций для включения их в сводную смету министерства или ведомства, которая затем, в свою очередь, кладется в основу составления проектов бюджета Российской Федерации, субъекта Федерации или местного муниципального образования. Следует иметь в виду, что в настоящее время составление сметы проходит два этапа: до начала планируемого года составляется проект сметы, который входит в проект сводной сметы вышестоящего органа, являющейся основанием составления проекта закона о бюджете Затем, после принятия закона о бюджете, смета о доходах и расходах принимается окончательно (ст. 221 БК РФ). Раньше все бюджетные учреждения — управления обороны, образования, культуры и др. — составляли сметы только расходов, так как им не разрешалось вести коммерческую деятельность. В настоящее время в условиях рынка образовательные, лечебные учреждения, учреждения культуры и т.д. занимаются иногда еще и коммерческой деятельностью, поэтому сметы составляются по доходам и расходам. Финансирование — это и есть расходование бюджетных средств в соответствии со сметой. Оно производится на основании бюджетной росписи в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ). Орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до сведения всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 220 БК РФ)- В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме, которую распорядитель бюджетных средств в течение пяти дней утверждает (ст. 221 БК РФ). Расходование бюджетных средств осуществ- _____ Глава 16. Правовые основы государственных расходов 325 ляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц (ст. 227 БК РФ). Смета — это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Назначение сметы состоит в том, что она является планом финансирования учреждений и организаций по расходованию бюджетных средств и документом, в связи с которым реальные бюджетные, -деньги поступают получателю бюджетных средств. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется строго по мере выполнения обязательств, строго по целевому назначению при соблюдении режима экономии. Именно по сметам можно судить, как выполняется бюджет в целом и можно осуществлять реальный финансовый мониторинг за реальным расходованием бюджетных средств. Расходы бюджетных учреждений, которые затем финансируются в соответствии со сметой и бюджетными лимитами для осуществления своей деятельности, предусмотрены ст. 70 БК РФ, где закреплено, что бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. В этой же статье установлено, что расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. В полном соответствии с указанной статьей Закона смета состоит из статей, каждая из которых в соответствии с бюджетной классификацией содержит однородную группу расходов: 1. Заработная плата. 2. Начисления на заработную плату. 3. Канцелярские и хозяйственные расходы. 4. Командировки и служебные разъезды. 5. Расходы учебные и т.д. В смете обязательно должны быть указаны государственные капитальные вложения, предусмотренные в бюджете на текущий год По данному ведомству, затраты на капитальный ремонт и прочие Расходы. В соответствии с законом о бюджете на 2002 г. средства, получаемые бюджетной организацией от коммерческой деятельности, 326 Раздел V. Регулирование государственных расходов ______ также должны быть учтены на счетах Казначейства, однако этого полностью не происходит, так как из-за недостаточного бюджетного финансирования учреждения культуры, учебные заведения и другие учреждения бюджетной сферы без свободного распоряжения денежными средствами, полученными за счет коммерческой деятельности, не смогут успешно заниматься своей основной деятельностью. § 3. Финансирование капитальных вложений. Понятие капитальных вложений Капитальные вложения — это затраты на создание новых и восстановление, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного (здания, машины, станки, оборудование) и непроизводственного (школы, больницы, театры, жилые дома и т.д.) назначения. Капитальные вложения могут пониматься и как инвестиционная деятельность государства, которая обеспечивает ему поступательное развитие. Задачей любого государства является развитие своей инвестиционной, инновационной деятельности, обеспечивающей в первую очередь рост промышленного производства, превращающей государство из сырьевого придатка мировой экономики в страну с конкурентоспособным экспортом, увеличивающей количество рабочих мест, дающей реальное повышение заработной платы, т.е. решающей многие социальные проблемы государства. Для того чтобы осуществлять капитальные вложения и привлекать 'инвестиции в хозяйство, имеются три основных способа. Во-первых, бюджетные ассигнования, так как без ассигнований из бюджета не может быть осуществлен ни один инвестиционный проект, ни одна крупная стройка в государстве. Во-вторых, на капитальные вложения могут быть направлены собственные средства предприятий, юридических и физических лиц. В третьих, капитальные вложения могут осуществляться за счет кредитов банка и бюджетных кредитов. Начнем с бюджета. Статья 66 БК РФ «Составные части расходов бюджетов» закрепляет, что расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Так, в приложении № 7 к Федеральному закону «О бюджетной классификации РФ» дается экономическая классификация расходов бюджетов РФ, вводимая с 2001 г. и содержащая следующие коды, группы, подгруппы расходов: Код—100000, группа «Текущие расходы» которые включают в себя закупки товаров и оплату услуг; выплату процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты; оплату услуг по признанию прав собственности за рубежом. Код — 200000, группа «Капитальные расходы» включает в себя капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты. _____ Глава 16. Правовые основы государственных расходов 327 Код — 300000 — предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. Как видно, приложение по экономический классификации содержит как текущие, так и капитальные расходы бюджетов. Текущие расходы обеспечивают нормальную, повседневную жизнь и деятельность государства. Капитальные расходы бюджетов в соответствии со ст. 67 БК РФ — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. К ним относятся средства, 'предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Эти расходы производятся на основании инвестиционных программ, прилагаемых к бюджету на текущий год. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития, в который в качестве доходов могут войти не только ассигнования бюджета, но и собственные средства юридических и физических лиц, а также средства, полученные по кредитам, как бюджетным, так и банковским, коммерческим. Бюджет развития используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов в порядке, установленном законом1. Поль Мари Годме в свое время писал, что если государство на выполнение своих задач и функций сумеет привлечь средства, в том числе и частного капитала, то нормы, регулирующие эти денежные потоки, направления указанных средств, будут также относится к нормам финансового права. Так, стимулируя вложения в развитие каких либо направлений экономики, важных для развития страны, например сельского хозяйства, государство может предложить коммерческим банкам выдавать ссуды на развитие сельского хозяйства под низкий процент, восстанавливая из бюджета коммерческим банкам разницу между фиксированным и коммерческим процентом по ссудам. По федеральному бюджету 2002 г. государственные капитальные вложения, финансируемые из федерального бюджета в 2002 г. закреплены в Приложении № 27 к федеральному бюджету, где указан общий объем капитальных вложений и приложен «Перечень строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы на 2002 г.»2, на которые будут израсходованы адресные государственные ' Федеральный закон от 26 ноября 1998г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации»// Российская газета. 1998. 2 дек. 2 СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030. 328 Раздел V. Регулирование государственных расходов ______ капитальные вложения на следующие объекты и в определенных объемах. Так, например, социальный комплекс включает в себя: науку (Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, г. Санкт-Петербург — дооборудование научно-образовательного центра — 2, 20 млн руб.; строительство специализированного лабораторного корпуса — 125, 00 млн руб.); культуру (Российская государственная библиотека (реконструкция), г. Москва — 50, 00 млн руб.; образование (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва: межфакультетская проблемная научно-исследовательская лаборатория молекулярной биологии и биоорганической химии — 20, 00 млн. руб., реконструкция комплекса зданий — 65, 00 млн. руб., фундаментальная библиотека с депозитарием (1-й пусковой комплекс — 60, 00 млн руб.); среди других объектов — Сейсмоусиление школы №11, г. Иркутск — 3, 4 млн руб. и т.д. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте государственные расходы как институт финансового права. 2. Назовите виды государственных (муниципальных) расходов. 3. Каковы основные методы расходования финансов? 4. Дайте понятие бюджетного финансирования. 5. Каков состав бюджетной классификации расходов? 6. Что такое сметно-бюджетное финансирование? 7. Проанализируйте расходы федерального (регионального, местного) бюджета на текущий год. РАЗДЕЛ VI. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, РАСЧЕТЫ Глава 17. Правовое регулирование банковского кредитования § 1. Сущность банковского кредита и принципы его осуществления Банковский кредит может рассматриваться в двух аспектах: как экономическая категория и как правовая форма проявления соответствующих экономических отношений по кредитованию. Как экономическая категория банковский кредит представляет одну из форм движения ссудного капитала. При банковском Кредитовании возникают экономические отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются кредитными организациями и из созданных ими фондов Кредитования на условиях возвратности предоставляются юридическим и физическим лицам, испытывающим временную потребность в дополнительных финансовых ресурсах для пополнения оборотных средств, производства капитальных вложений и для других целей как производственного, так и непроизводственного характера. Банковский кредит является неотъемлемым элементом процесса общественного воспроизводства, поэтому фонды, создаваемые кредитными организациями, входят в структуру финансовой системы общества. В литературе имеется и другая точка зрения, согласно которой банковская система кредитования не входит в финансовую систему России'. Исключать фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы необоснованно, так как они обеспечивают сбалансированное движение соответствующих денежных потоков в процессе расширенного воспроизводства. При недостаточности собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационных отчислений) хозяйствующие субъекты, действующие на различном праве собственности, активно привлекают созданный Iкредитными организациями ссудный капитал, без использования которого немыслимо функционирование всего общественного производства. 1 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред М.В сева М: Юристь, 2000. С 20.
|