Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 16. Правовые основы государственных расх
31" Выплаты из внебюджетных фондов, банковское и бюджетное кредитование, страховые расходы, выплаты по государственному | долгу, расходы из децентрализованных источников финансирования — важные, но не основные расходы государства, так как основным централизованным фондом денежных средств государства является федеральный бюджет, вся бюджетная система. Именно она является основой финансового планирования в государстве в целом и аккумулирует самые большие финансовые ресурсы в государстве. Таким образом, расходы в государстве, осуществляемые за счет ^бюджетного финансирования, являются основными и по значению, Ь* по объему. Вопросы бюджетного финансирования Расходы всей бюджетной системы — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за |счет бюджетных средств. Независимо от их направления они обеспечиваются за счет бюджетного финансирования, основными принципами которого являются: безвозвратность и безвозмездность выделения средств; их целевой характер; финансирование по мере выполнения поставленных задач; осуществление финансового контроля и финансового мониторинга с целью рационального и эффективного расходования государственных средств и осуществление мероприятий в целях предотвращения разбазаривания финансовых средств, их хищений, необоснованного вывоза за рубеж. Именно информация о расходовании государственных, в частности бюджетных средств, является сигналом обратной связи во всем государственном управлении. Правильное расходование средств в государстве дает возможность нормально функционировать государственному и судебному аппарату, обеспечивает обороноспособность страны, развитие промышленности и сельского хозяйства, нормальное развитие всей социально-экономической структуры общества. Если в государстве нормально работает промышленность и социальная сфера, вовремя выплачивается заработная плата, то в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды хорошо и вовремя поступают налоги и, следовательно, государство нормально развивается. Если же происходят сбои, прежде всего в выплатах заработной платы, то перестают поступать платежи в бюджет (вначале налог на физических лиц, а потом и другие налоги, так как на рынке сокращается спрос). В свою очередь, это влечет сокращение или даже прекращение бюджетного финансирования, что может привести к дестабилизации жизни в государстве и обществе. Расходы бюджета осуществляются в полном соответствии федеральным законом о бюджете на текущий год, который составляется, в свою очередь, в полном соответствии с бюджетной классификацией. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 7 мая 2002г. № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный за- 318 Раздел V. Регулирование государственных расходов ______ кон «О бюджетной классификации»1 состав бюджетной классификации РФ следующий: классификация доходов бюджетов РФ. Функциональная классификация расходов РФ включает: перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов РФ; перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, муниципального долга; классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ; ведомственная классификация расходов федерального бюджета; структура расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Закрепленная законом бюджетная классификация является единой и используется не только при составлении и утверждении бюджета, но и, что самое главное, является основанием для исполнения бюджетов всех уровней. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, представляемых другим органам власти Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ в соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации» являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Это, например, расходы на управление, судебную власть, оборону и т д (см. приложение № 3 к названному Закону). В строгом соответствии с Законом о бюджетной классификации составляется закон о федеральном бюджете на текущий год (см., например, приложение № 5 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 г.»)2. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Например, по первому разделу «Государственное управление и местное самоуправление» (0100) имеются подразделы функционирование главы государства — Президента РФ (0101), 1 СЗ РФ 1996 № 34 Ст 4030, 2000 № 32 Ст 3338, 2001 № 33 Ст 3437 2 СЗ РФ 2001 № 53 (ч 1) Ст 5030 _____ Глава 16. Правовые основы государственных расходов 319 функционирование законодательных (представительных) органов власти и т.д. Целевые статьи расходов бюджетов РФ образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Так, приложение № 4 к Закону о бюджетной классификации включает Перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов РФ, в котором содержится код и наименование статей: 001 — содержание Президента РФ; 002 — содержание Президента республики в составе РФ и главы администрации субъекта РФ; 003 — обеспечение деятельности Президента РФ; 0103 — функционирование исполнительных органов государственной власти; 0104 — деятельность финансовых и налоговых органов и т.д. Виды расходов бюджетов образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей. Таким образом, мы видим, что к закону о бюджетной классификации имеются приложения, в соответствии с которыми и составляются показатели бюджетов на текущий год. Так, в приложении № 3 «Функциональная классификация расходов бюджетов РФ» все расходы бюджета располагаются в соответствии с кодом и наименованием разделов и подразделов бюджетной классификации в следующей последовательности: 0100 — Государственное управление и местное самоуправление; 0101 — Функционирование главы государства — Президента РФ; 0102 — Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти, 0104 — Деятельность финансовых и налоговых органов; 0105 — Прочие расходы на общегосударственное управление; 0106 — Функционирование органов местного самоуправления; 0200 — Судебная власть; 0201 —Федеральная судебная система; 0300 — Международная деятельность; 0301 — Международное сотрудничество; 0302 — Участие в миротворческой деятельности; 0400 — Национальная оборона; 0401 — Строительство и содержание Вооруженных Сил РФ и т д В целом функциональная классификация расходов РФ содержит следующие коды. 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; 320 Раздел V. Регулирование государственных расходов ______ 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 0700 — Промышленность, энергетика и строительство; 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство; 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры; 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство; 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; 1400 — Образование; 1500 — Культура, искусство и кинематография; 1600 — Средства массовой информации; 1700 — Здравоохранение и физическая культура; 1800 — Социальная политика; 1900 — Обслуживание государственного долга; 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов; 2100 — Финансовая помощь бюджетам других уровней; 2200 — Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров; 2300 — Мобилизационная подготовка экономики; 2400 — Исследования и использование космического пространства; 3000 — Прочие расходы; 3100 — Целевые бюджетные фонды. Точно такое же распределение и назначение бюджетных средств на текущий год мы видим по приложению № 5 к Федеральному Закону «О федеральном бюджете на 2002 г.», где к кодам и наименованиям прилагается еще конкретный объем бюджетных средств, которые будут выделены из бюджета на эти направления деятельности государства в 2002 г. Анализ указанных направлений расходов дает возможность определить, какие задачи и функции выполняет государство в данном текущем году. А так как бюджет принимается ежегодно, то и расходы по бюджету совершаются точно, адресно, в определенной сумме, в точном соответствии с бюджетной классификацией, что можно легко проверить по закону о бюджете на текущий год1. Закон о бюджетной классификации очень сложен, имеет целый ряд приложений, но ежегодный бюджет составляется в полном соответствии с этой классификацией. Так, приложение № 7 к закону о бюджетной классификации, введенное в действие с 2001 г.2, содержит экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, где расходы группируются в соответствии с их экономическим содер-
' См. Приложение №5 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 г.» // СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030. 2 СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3338.
|