Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. Закрепление ряда принципов налогового права или одного из принципов налогового права в конституциях различных государств определяется особенностями подхода






Закрепление ряда принципов налогового права или одного из принципов налогового права в конституциях различных государств определяется особенностями подхода законодателя и национальны­ми правовыми традициями. Имеет значение и время принятия Ос­новного закона. Конституции, принятые в новейшее время, как правило, содержат специальные разделы (главы), устанавливающие основы финансовой деятельности государства, в том числе и в сфе­ре налогов. Это связано с усилением экономической функции госу­дарства и необходимостью придать большую стабильность его фи­нансовой системе, закрепив главные ее принципы в Основном за­коне. Отсюда и появление в тексте конституций не только общих принципов налогового права, но и положений, которые традицион­но являются предметом текущего налогового законодательства, а будучи закрепленными в Основном законе, становятся конститу­ционными принципами налогового права. Например, ст. 53 Кон­ституции Италии закрепляет наряду с принципом справедливого налогообложения и принцип прогрессии, применяемый при исчис­лении налогов: «Все обязаны участвовать в государственных расхо­дах сообразно своей налоговой платежеспособности. Система нало­гообложения строится на основе прогрессивности».

Конституции устанавливают правовые основы налоговой деятель­ности государства и компетенцию центральных и местных государ­ственных органов в сфере налоговых отношений.

Разумеется, не во всех странах налоговая юрисдикция государ­ства закрепляется в Основном законе, поскольку объект конститу­ционного регулирования определяется традицией и прерогативой законодателя. В новейших конституциях финансовой юрисдикции государства уделяется больше места, нежели в основных законах XIX и XX в. Однако преимущественно это касается бюджетных от­ношений, поскольку бюджетное право исторически выделилось из права конституционного. При этом конституции некоторых госу­дарств содержат отдельные статьи, регламентирующие компетен­цию центральных и местных государственных органов власти в сфере налоговых отношений. Эти положения конституций пред­ставляют особый интерес для рассмотрения проблемы налогового федерализма. Наиболее ярким примером в этом смысле является Основной закон ФРГ, подробно регламентирующий налоговые пол­номочия Федерации и субъектов.

В ФРГ федеральные органы власти имеют исключительную за­конодательную компетенцию по таможенным делам и финансовым монополиям и конкурирующую компетенцию в отношении других налогов, доходы от которых принадлежат Федерации полностью или частично. Федеральные законы о налогах, устанавливаемых в рамках конкурирующей компетенции, требуют согласия Бундес­рата. Земли имеют право принимать законы о местных налогах на потребление и на расходы (ст. 105).

В Основном законе закрепляются виды доходов Федерации и земель. К федеральным отнесены: доходы от финансовых моно-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал